Власть, повернись лицом к сельхозпроизводителям!

Власть, повернись лицом к сельхозпроизводителям!

Южноуральские фермеры связывают с новым губернатором надежды на лучшее будущее.

Мы беседуем с предпринимателем Айдарханом Карсакбаевым в небольшом офисе оптово-розничного рынка, который находится в самом центре Агаповки. Здесь торгуют продукцией, собранной на полях и выращенной на фермах района. Примечателен и сам рынок. Он построен на деньги фермеров. Аналогов ему в области больше нет.

Вопреки расхожему мнению о том, что селянам никогда не пробиться со своей продукцией на прилавки городских магазинов, Айдархан Бахчанович является поставщиком столичных супермаркетов. Его упорства и пробивной энергии хватило на то, чтобы доказать себе и окружающим, что ничего невозможного нет. В Москве кумыс с подворья семьи Карсакбаевых нарасхват. А в Магнитогорске нет магазина, на прилавках которого не было бы пельменей «Каприз», которые производят в пельменном цехе, принадлежащем предпринимателям Карсакбаевым. Но наш разговор не о том.

- Мы подошли сейчас к такой черте, когда выживать селянам становится все сложнее, - говорит Айдархан Бахчанович. - Дело даже не в финансовом кризисе. Проблема в отсутствии внятной федеральной и региональной аграрной политики.

- Но в количественном отношении мы видим иную картину. В области за последние годы увеличиваются посевные площади, поголовье скота, внедряются новые технологии в сельском хозяйстве. Что вызывает у вас тревогу?

- Безусловно, положительных примеров сотрудничества власти и аграрного бизнеса хватает. Но этого крайне недостаточно. Я сужу по той ситуации, которую сам сейчас наблюдаю. Подумайте только, многие руководители предприятий накануне посевной кампании стояли перед серьезным выбором: как работать, как продумать структуру посевов, чтобы вновь не оказаться в ситуации, последствия которой мы переживаем. Увеличение производства твердой пшеницы привело многих полеводов к многотысячным убыткам. Осенью прошлого года мы не могли продать по нормальной цене свою продукцию. Не дала нужного эффекта объявленная зерновая интервенция. До сих пор местные элеваторы затоварены зерном. Повторять ошибки прошлого года - обрекать хозяйство на крах. Что делать? И многие сегодня на распутье.

Изменение структуры посевной площади требует немалых капитальных вложений. Перейти с пшеницы на горох, гречку, гречиху и подсолнух не так-то просто. Необходимо закупить семена, посевную технику, разобраться с технологией сева. Кто-нибудь поспешил оказать методическую, финансовую помощь огромной армии южноуральских аграриев? Нет, внятного разговора, честного диалога с представителями власти не получается. Опять мы вынуждены действовать на свой страх и риск.

Не все селяне отправляются в город на поиски лучшей жизни. В аграрном секторе занято немало людей. Работая на селе, мы выполняем ответственную социальную задачу. Благодаря тому, что на полях еще что-то выращивают, а на фермах есть скот, в поселках теплится жизнь. Чаще всего это происходит благодаря одному-двум фермерам, которые из последних сил бьются, чтобы выжить.

В итоге мы понимаем, что целая отрасль областной экономики развивается стихийно, пытаясь хоть как-то увеличить эффективность своих вложений. А выдастся такой год, как прошлый, и все старания насмарку. Надо понимать, что инвестиции в сельское хозяйство - это не только средства, выделенные государством, крупными переработчиками. Это еще и деньги фермеров, коллективных хозяйств. В совокупности это солидная сумма. Пора бы научиться управлять этими средствами.

Стратегия развития аграрного сектора на уровне области невнятна, она не прописана и не оговорена нигде. До недавнего времени это были лишь меры поощрения тех или иных отраслей сельского хозяйства, тех или иных хозяйств. Если сравнить наше положение с тем, что происходит в соседних областях - Курганской, Оренбургской, мы увидим, что отстаем от них по уровню помощи региональных властей. Даже жестокая засуха прошлого года не развернула лицом к сельхозпроизводителям местную власть.

Одно ясно: выработкой такой стратегии должны заниматься профессионалы - видные ученые, экономисты, технологи. А удел крестьянина - производство сельхозпродукции.

- А как же переработка, оптовый рынок? Вам же удается сочетать в одном лице и производителя, и переработчика, и продавца?

- Но это же не от хорошей жизни! Да, действительно, в 1992 году мой брат создал хозяйство, которое за минувшие годы приросло многими направлениями. Есть у нас свой цех мясных полуфабрикатов, есть мельница. Вместе мы обрабатываем более 9500 гектаров пашни. Растет поголовье крупного рогатого скота, лошадей и овец. Наладив переработку продукции, построили оптовый рынок. Но все это отвлекает фермера от основной работы. Мы должны заниматься производством и только им. А вся инфраструктура, позволяющая нам приобретать семена, гербициды, технику, получать кредиты, сбывать продукцию, должна быть создана. И в этом задача государства, власти. Мы же пытаемся подменить собой сразу нескольких специалистов. Наш фермер вынужден сочетать в себе экономиста, агронома, продавца, технолога, менеджера по продажам, грузчика и еще бог знает еще кого. От такой универсальности страдает прежде всего качество сельхозпродукции.

- Сложнее всего, наверное, обеспечить финансовую стабильность предприятию?

- Как в любом бизнесе, в нашем деле без кредитов тоже не обойтись. И тут мы до сих пор пребываем на правах бедных родственников. Отраслевой Россельхозбанк кредитует нас под больший процент, чем тот же ВТБ. Как это понимать? Мало того, что филиал Россельхозбанка у нас есть только в Верхнеуральске. «Хождения» за кредитом длятся у нас по три-четыре месяца. Это если есть залоговая база. А коли фермер гол как сокол, на что ему рассчитывать? Да и оценку залога надо осуществить в той организации, которую укажет банк. Недостаток оборотных средств не позволяет сельхозпредприятиям нормально развиваться. И даже когда мы переживаем не самые лучшие времена, дождаться рассрочки по кредиту от родного банка не представляется возможным.

- Но надежд на позитивные перемены южноуральские фермеры не утратили?

- Мы связываем их с приходом нового губернатора. Так уж получилось, что для нас, фермеров, он человек не новый. Челябинская «Макфа» была единственным предприятием, которое в 2008 году пошло навстречу крестьянам. Оно принимало зерно по оптимальной цене. А в 2009-м «Макфа» не допустила дискриминации в ценах на зерно для сельхозтоваропроизводителей, работающих с НДС и без НДС. Остальные в то время были в сговоре. Это во-первых. Во-вторых, в своих программных выступлениях Михаил Юревич заявил, что всерьез займется аграрным сектором. Это обнадеживает.

Айдархан КАРСАКБАЕВ - предприниматель, руководитель ассоциации фермерских хозяйств Агаповского района. В 2004 году в Москве на выставке «Золотая осень» завоевал две медали - за лучший продукт и как лучшее фермерское хозяйство России.

Айдархан Карсакбаев считает, что фермер должен заниматься производством продукции и только этим.

Balashihameb.ru кухни Балашиха .

Оформите заказ на услуги сантехника в Москве


VK31226318