Джинн из пакетика
Златоустовский предприниматель Алексей Волков с успехом производит жареные семечки в цехах бывшего хлебозавода в Катав-Ивановске.
НАШИ В «ФОРБСЕ»
В марте нынешнего года генеральный директор ЗАО «Смарт» Алексей Волков засветился в журнале Forbes. Нет, не в списке самых богатых людей России, конечно. В «Форбсе» было опубликовано интервью с бизнесменом из Златоуста.
Путь, пройденный компанией за восемь лет с момента основания, свидетельствует о ее прогрессирующем успехе. А впечатляющих результатов Алексей Волков добился, занимаясь производством и продажей жареных семечек. Сегодня они выходят под торговыми марками «Джинн», «Белочка» и «Золушка».
Начинало ЗАО «Смарт» с аренды небольшого помещения на территории хлебозавода в Катав-Ивановске, где разместили жарочное и фасовочное оборудование. На первых порах Волков нанял семерых сотрудников. Сегодня производственные площади бывшего хлебозавода перешли в собственность компании «Смарт», при этом многое пришлось реконструировать или строить заново. В цехах сегодня трудятся 300 человек, управленческий персонал работает в головном офисе в Златоусте.
Сотрудники компании обеспечены обязательным социальным пакетом и получают стабильную «белую» зарплату (то есть с перечислением всех полагающихся налогов и страховых взносов). Она выше средней оплаты труда по Челябинской области и одна из самых высоких в Катав-Ивановске.
Узнав, где работает заемщик, банки без проблем предоставляют кредиты сотрудникам «Смарта».
Кстати, в свое время Алексей Волков не смог одолжить у банкиров деньги на раскрутку бизнеса. Чтобы приобрести первое оборудование, он продал квартиру в Златоусте, практически вместе с женой и сыном стал бездомным. Риск оправдал себя: сегодня семечки от Волкова щелкают по всей Челябинской области, в столице Южного Урала, Башкирии, Татарии, Казахстане. Кризиса компания не почувствовала, продажи не упали. Напротив, выросли. Взяли рынок и количеством, и качеством.
ЭТО ВАМ НЕ СЕМЕЧКИ ЩЕЛКАТЬ
Весь производственный процесс на заводе механизирован и автоматизирован. Чтобы оставаться на плаву, ЗАО «Смарт» не экономит на обновлении оборудования и переобучении сотрудников. А отдача - улучшение качества и увеличение производительности труда.
Посторонних в свои святая святых - заводские цеха хозяева не пускают. Мои попытки увидеть производство воочию тоже оказались тщетными.
- Мы не хотели бы, чтоб информация дошла до конкурентов, - пояснил директор по продажам компании «Смарт» Максим Чванов.
- И Роспотребнадзор не пустите?
- Комиссии пускаем охотно, но они подписывают бумаги о неразглашении информации.
- Что значит «охотно»?
- Нам выгодны проверки. Это возможность лишний раз убедиться в том, что продукция отвечает требованиям качества. Мы работаем по ГОСТу, хотя этого и не требуется. ТУ нам не подходит, поскольку наша продукция должна быть конкурентоспособной. Кроме обязательного декларирования, мы по собственной инициативе проходим дополнительную сертификацию.
- Каков же все-таки сам процесс?
- Легко пожарить килограмм семечек, - пояснил на житейском примере Максим Чванов, - но попробуйте приготовить мешок. Это будет затруднительно. Вы устанете перебирать, промывать, обжаривать. А решитесь заняться производством в промышленных масштабах… Семечка, как вода, ее трудно уловить. Поэтому многие производители в целях уменьшения себестоимости не моют, а только провеивают, не жарят, а сушат. И насыпают в дешевую упаковку. ЗАО «Смарт» очищает семечки от примесей при помощи специальных уловителей, моет их чистой водой, жарит по особой технологии и фасует готовую продукцию в плотные пакетики, которые легко открываются.
- Где закупаете сырье?
- Поддерживаем связи с определенными хозяйствами из южных регионов: Ставрополья, Краснодара, Ростовской и Воронежской областей. Сырье у нас отборное. Надо иметь в виду, что не каждый сорт семечек можно жарить.
«ПРОДВИНУТЫЕ» КАДРЫ
Краеугольным камнем успеха и главной ценностью в компании считается личность. Основные требования к сотрудникам - коммуникабельность, обучаемость, мобильность. В свое время в штат набирали именно таких - «продвинутых». Поэтому стало возможным разделение управленческого труда. Генеральный директор осуществляет общее руководство, а управление различными составляющими бизнеса (сырье, производство, продажи, реклама) он делегировал своим заместителям. Глава компании предоставляет им возможность самостоятельно принимать решения. А для этого сотрудников поддерживают в интеллектуальном тонусе: постоянно проводят деловые игры, тренинги.
Средний возраст сотрудников - 30-35 лет. Команда молодая не потому, что здесь пренебрегают людьми более старшего возраста, а потому что у истоков стояла перспективная дипломированная молодежь, и за восемь лет кадры еще не успели перезреть. При этом практически нет текучки.
- Как попасть в ваш коллектив молодому, перспективному специалисту?
- Даже при отсутствии вакансий потенциальные кандидаты, отвечающие нашим требованиям, заносятся в базу данных, - говорит директор по продажам. - При необходимости мы их находим.
- Вы определили для себя эффективные принципы в работе. Не хотите применить их в производстве других продуктов?
- Подумываем о соленых орешках, - признается Максим Чванов. - Но нас смущает, что это преимущественно закуска к пиву, а нам не хотелось бы культивировать в обществе вредные привычки. Семечки же - здоровое и безобидное увлечение.
Оформите заказ на услуги сантехника в Москве