«Простоквашино» теперь с «Данон»
Поменяет ли приход крупнейшей российско-французской компании расстановку сил на молочном рынке Южного Урала?
В июне один из лидеров отечественного молочного рынка холдинг «Юнимилк» и французская компания «Данон» объявили о слиянии. В сделке участвует только молочный бизнес компании в России и СНГ (Украина, Казахстан и Беларусь). В связи с объединением «Данон» начал вхождение в российские регионы: раньше часть ее продукции появлялась на провинциальных рынках через дистрибьюторов (посредников). У «Юнимилк» есть завод на Урале рядом с Челябинским регионом - в Курганской области. Это усилило интерес «французов» к Южному Уралу.
СЕМЕЙНОЕ МЕНЮ + ДЕСЕРТЫ
Объединение взаимовыгодно: обе компании имеют сильные преимущества, но разные.
Французская компания занимает лидирующие позиции на мировом рынке по производству и продаже свежих кисломолочных продуктов, в Европе - клинического питания. На российском рынке работает 18 лет, имеет два крупных завода в Москве и Тольятти. У «Юнимилк» 28 заводов по России, Украине и Беларуси. Бренды обоих производителей известны и востребованы. «Данон» больше присутствует в европейской части страны, «Юнимилк» - в восточной. Одно только объединение выводит новую компанию в лидеры отечественного молокорынка. Правда, вряд ли продукты «французов» будут производиться на Шадринском молокозаводе (то самое предприятие «Юнимилка» в Курганской области) - для этого требуется более продвинутое оборудование. Московский завод «Данон» - самый совершенный среди всех заводов компании по миру.
Озвучивать планы компании отказываются: рано, мол. Появятся ли совместные бренды, новые «симбиозные» продукты? У обоих производителей есть свои мощные бренды. Скажем, у «Юнимилк» это «Простоквашино» - продукция этой марки сейчас считается самой популярной в России. Поэтому пока руководители говорят о дополнении ассортимента: «Данон» производит, по их словам, продукты более дорогие, изысканные десерты, а «Юнимилк» делает акцент на более традиционное семейное меню.
ДЕЛО ЗА МАЛЫМ БИЗНЕСОМ
Южноуральцы могли заметить, что в последние месяцы цены на продукцию «Данон» снизились в среднем на 14 процентов, а ассортимент расширился на 15. В компании говорят: это результат открытия специальной перегрузочной платформы. Теперь российская «Данон» обходится без посредников. Дистрибьюторы не только повышали стоимость товара, но и выбирали только те позиции, которые им более выгодны: наименования, у которых срок хранения дольше. Таким образом, значительная доля продуктов «Данон» в Челябинскую область не попадала: например, кефиры и прочие продукты с коротким сроком годности.
Чтобы дотянуться до всех уголков уральского края, компания решила сотрудничать с малым бизнесом.
- Схема проста: мы продаем частному предпринимателю партию товара по сниженной цене, а также предоставляем в бесплатную аренду автомобиль, оборудованный специальными холодильными упаковками, - рассказывает директор по продажам «Данон» в УрФО Александрс Павловс. - Это фургоны двух видов, двух-, трехлетнего возраста. От предпринимателя нужны желание, коммерческий опыт и наличие площади для продажи с условиями для хранения скоропортящейся продукции. Перед заключением договора наши представители выезжают на место и проверяют. Челябинские предприниматели откликнулись на предложение, у нас уже есть шесть маршрутов в южноуральские города. Готовятся открыться еще четыре. Ждем новых заявок.
КЕФИР-ДОЛГОЖИТЕЛЬ?
Представители «Данон» уверяют: их продукция свежая и полезная, а миссия компании - нести здоровье через продукты питания как можно большему количеству людей. С помощью кисломолочных микроорганизмов, улучшающих работу желудочно-кишечного тракта и повышающих иммунитет. «100 процентов продукции, реализуемой в России, производится локально из свежего молока», - подчеркивают специалисты «Данон». Но потребители удивляются: как может быть полезной молочная продукция, срок хранения которой - по 15-20 дней, а то и по месяцу?
- Специальная термическая обработка упаковки и другие инновационные технологии позволяют сохранять болгарскую палочку, «кефирный грибок», прочие полезные свойства кисломолочных продуктов, - говорит директор по связям с общественностью Марина Балабанова. - Кефиры у нас хранятся около 12 дней. Вообще средний срок хранения свежих продуктов нашего производства 12-15 дней, максимальный - 21.
«МЕСТНЫМ БОЛЬШЕ ДОВЕРЯЮТ»
Более 60 процентов молочного рынка Южного Урала занимает холдинг, который объединяет Челябинский, Магнитогорский и Чебаркульский комбинаты (ОАО «ЧГМК»). Остальную долю делят предприятия ОАО «Камэлла», ООО «Оранта» («Молочное здоровье»), Южноуральский молочный завод и другие. Теперь в Челябинскую область заходит федеральная компания, которая также является частью мировой. Какие перемены можно прогнозировать?
- Появление нового игрока всегда хорошо тем, что расширяется ассортимент: у покупателя больше выбора, - говорят в минсельхозе области. - К тому же усиливается конкуренция. Когда усиливается конкуренция, повышается качество и снижаются цены. Нашему производителю бояться нечего: слишком сильны позиции местных. Люди понимают, что то, что производится из местного сырья, всегда будет свежее привозного.
- В другой год вряд ли можно было бы прогнозировать негативное влияние вхождения других компаний на наш рынок, даже таких крупных, - сходятся во мнении несколько независимых экспертов-аналитиков молочного рынка, а также один из руководителей южноуральских молокоперерабатывающих предприятий. - Однако нынешний год - это год сильной засухи. Если покупатель не поддержит своего производителя, то в итоге получит в будущем диктат цен от стороннего. Негативный расклад может быть следующим. Сейчас, когда у местных молочников будет меньше молока (кормов недоберут явно), пришлые производители заполнят магазины молочными продуктами, устроив демпинг - сделав цены ниже, чем у местных. Местные либо снизят цены себе в убыток, либо повысят, но в итоге все равно останутся в минусе. Когда местные ослабеют, пришлые займут лидерские позиции на южноуральском рынке и выставят свои цены.
- Когда есть такой выбор, что ты можешь купить более свежее, местное, думаю, вряд ли будешь чаще покупать привозные десерты, - считает заместитель начальника управления по торговле и услугам администрации Челябинска Валентин Барановский. - Тем более это другой ценовой сегмент. Местные продукты ощутимо доступнее. Но все же стоит учитывать возможный дефицит молока в области из-за неурожайных лет.
В ЧГМК от комментариев отказались. Сообщили только, что уже сотрудничают с компанией «Данон»: начали разливать кефир «Русская былина» жирностью 2,5 и 0,1 процента. Этот продукт поставляется на рынок Челябинска и Екатеринбурга. Так что есть основания надеяться, что негативные прогнозы аналитиков не сбудутся и игроки рынка (как старые, так и новые) пойдут по пути сотрудничества.
СПРАВКА
«Юнимилк» - частная компания, второй по размерам бизнеса производитель молочной продукции и детского питания в России. Основанная в 2002 году, объединяет 28 производственных предприятий в России, Украине и Беларуси. В компании работает 14 000 человек. Продукция реализуется в России, Украине, Беларуси и Казахстане. «Юнимилк» владеет ведущей торговой маркой на рынке молочных продуктов СНГ - «Простоквашино».
«Данон» в России - часть всемирно известной французской компании Danone, которая представлена на пяти континентах, в 150 странах. Является мировым лидером в области производства кисломолочных продуктов. В 2009 году продажи компании достигли рекордного уровня - 15 миллиардов евро. Занимает ведущие позиции в четырех областях производства продуктов здорового питания: свежие кисломолочные продукты (№ 1 в мире), вода (№ 2 на рынке бутилированной питьевой воды), детское питание (№ 2 в мире) и медицинское питание. В России продукция «Данон» производится на двух заводах - в Тольятти Самарской области и в Чеховском районе Московской области. В российской компании работает более 3500 человек. Ежегодно на обоих российских заводах выпускается более 400 тысяч тонн продукции.
Оборот новой объединенной компании составит примерно 1,5 миллиарда евро. Количество сотрудников - более 18 тысяч. «Данон» будет контролировать 57,5 процента акций новой компании, акционеры «Юнимилка» - 42,5 процента.