Отмена бонусов может повысить цены

Отмена бонусов может повысить цены

1 августа в силу вступит новый закон о торговле: поставщики ликуют, продавцы недоумевают.

Новые правила призваны ударить по монополистам торговых сетей. Это, по задумке авторов закона, усилит конкуренцию, вследствие чего снизятся цены.

ПОДНОЖКА ДЛЯ МОНОПОЛИСТА

Закон «Об основах государственного регулирования и развития торговой деятельности в РФ» отменяет бонусы за вход поставщика в торговую сеть, кроме платы за объем поставок. Но и она не должна превышать 10 процентов. Кроме того, будут действовать строгие сроки по расчету за товар: за «скоропорт» реализатор должен расплатиться с поставщиком в течение 10 дней. За продукт, который может храниться дольше месяца, за 30 дней. Для всего остального установлена планка в 45 дней. Один из самых неожиданных запретов: те торговые сети, чья доля выше четверти рынка в муниципальной территории, а суммарный оборот - более одного миллиарда рублей в год, теряют право открывать новые точки (сейчас, согласно антимонопольному законодательству, порог доминирования компании на рынке - 35 процентов. - Прим. авт). Правительство имеет право ограничивать цены на социально значимые товары, если на территории какого-либо региона рост цен в течение месяца превысит 30 процентов.

Участники торгового рынка до сих пор не разобрались во многих пунктах закона и не очень понимают, как перенести их в реальность. Больше всего выступают ритейлеры - владельцы розничных торговых сетей. Они недовольны и считают многие новые положения абсурдными. Предостерегают, что последствиями станут полупустые полки либо просроченные продукты. Поставщики же дождались часа, когда им ощутимо облегчат жизнь.

НЕТ ВХОДНЫМ БИЛЕТАМ

«Это закон о поставщиках, а не о торговле. Еще пару таких документов, и поставщики сами будут выбирать, в какие сети им заходить, без права на возражение со стороны вторых», - возмущается коммерческий директор сети «Проспект» в Челябинске Андрей Грибанов. Государственное вмешательство все только усложнит, уверен он, и конкурентная среда от этого не улучшится.

«Закон много раз обсуждался и критиковался, пока был в работе, - отмечает региональный директор компании X5 Retail Group (магазины «Пятерочка», «Перекресток», а скоро и «Карусель» в Челябинске) Дмитрий Фридовский. - Однако он уже принят, и теперь смысл есть лишь в том, чтобы представить, как по нему работать и снизить побочные эффекты».

Раньше бонусы, по мнению представителей антимонопольной службы, ограничивали конкуренцию среди производителей и не давали малому и среднему бизнесу возможности работать на равных условиях с более крупными участниками рынка. Суммы «входных билетов» были серьезной финансовой нагрузкой для развивающихся предприятий. Некоторые поставщики даже отказались от магазинов, которые практикуют бонусы. «Это незначительно сказалось на объемах производства и продаж, - рассказывает заместитель директора торгово-производственного объединения «Океан» Фаниль Бикпов. - Зато мы вышли на рынки других городов и областей».

ЦЕНЫ НИЖЕ НЕ СТАНУТ

Ритейлеры требуют от поставщиков снизить цены, раз бонусов теперь не будет. Но поставщики не готовы к этому. Директор компании «Янус» Евгений Трошин отмечает, что в его фирме «цены трогать не будут».

Среди других «побочных эффектов» Андрей Грибанов называет возможную отмену многих специальных акций для покупателей: «Бонусы - это деньги, которые шли на развитие сети, ее филиалов, оборудование тех же магазинных полок. Теперь эти бюджеты сильно сократятся». Пускать всех ритейлеры тоже не могут - полок не хватит и других ресурсов.

- Снижения цен не произойдет, - заявляет Андрей Грибанов. - Это может сделать только естественная конкуренция, а не принуждение сверху. Наоборот, возможно, потребителей ждет рост цен: поставщики уже сейчас не хотят снижать стоимость. Какую-то часть отмененных бонусов нам придется закладывать в цены. Выходит, что долю поставщика, вкладываемую в развитие магазина, теперь придется взваливать на покупателей.

Входной бонус, или билет, а также плата за полку, за вход - сумма, которую уплачивает производитель или поставщик магазину (торговой сети) за включение товара в ассортимент (за «попадание товара на полки»). Система входных билетов - общепринятая мировая практика, традиционная часть взаимоотношений торговцев и производителей. Последние годы все чаще говорят, что эта «дань» - угроза для бизнеса, в первую очередь для малых и средних предприятий-производителей. Периодически возникают скандалы и судебные разбирательства из-за конфликтов по поводу барьеров на входе в сети. Представители розницы говорят: входной бонус - это фильтр, позволяющим отсеивать ненадежных партнеров.

Как правило, это небольшие компании, которые не готовы обеспечивать качество продукции и бесперебойность поставок. Плата за полку - это доказательство серьезности намерений контрагента и его заинтересованности в долгосрочном сотрудничестве. Крупные производители при этом лояльно относятся к таким схемам работы: им предоставляются более выгодные условия по сравнению с игроками, которые слабее.

Mebel-elektrougli.ru кухни в Электроуглях

Цветы и подарки https://idea-ufa.ru компания Идея-Уфа.

VK31226318