Автобойням подкинут железа
Правительство выделило деньги на реализацию второго этапа программы утилизации "автохлама"
Чтобы распределить первые 200 тысяч ваучеров-свидетельств, дающих возможность при покупке новой машины сэкономить 50 тысяч рублей, российским автодилерам хватило полгода. Хотя первоначально акция была рассчитана аж на девять месяцев. В салоны выстраивались огромные очереди, а утилизаторы не успевали загонять ржавые легковушки под пресс.
Убедившись в том, что спрос превышает предложение, а показатели отрасли идут вверх, власти решили: второму этапу программы - быть. И отсчитало 10 миллиардов рублей.
На челябинском металлозаготовительном предприятии МЕТА-ЧТПЗ сегодня отметили небольшой юбилей - под нож резака легла тысячная машина, принятая по программе утилизации. Однако пышных торжеств по этому поводу устраивать не стали. Некогда. По словам директора предприятия Алексея Топоркова, ежедневно на площадку «автобойни» доставляется от десяти до пятнадцати легковушек.
- Поначалу было много нюансов, - вспоминает руководитель. - Но сейчас все вошло в рабочее русло. Собственно, границы между первым и вторым этапами я не заметил, старые машины к нам как поступали, так и продолжают поступать. Причем, две трети из них (а это в основном ВАЗы) находятся в неплохом техническом состоянии: можно завести и поехать. Полученный металл отправляем в цеха ЧТПЗ, на «Мечел», на Ашинский метзавод. Коммерческие аспекты раскрывать не стану, но дело оказалось выгодным.
А вот продавцы машин, с которыми удалось переговорить, настроены не столь оптимистично. Многие из них жалуются на многонедельные задержки с государственной компенсацией 50-тысячной скидки. Есть и другие тревожные симптомы. Некоторые крупные дилеры, например, настоятельно «рекомендуют» своим клиентам сдавать обветшавшую машину одному вполне конкретному утилизатору. Чем ограничивают конкуренцию и дают пищу для размышлений антимонопольным службам. Владельцы салонов ворчат, но от участия в следующем этапе проекта отказываться не собираются.
Слово менеджеру челябинской компании «Автотехснаб» Александру Кислину:
- Мы специализируемся на продаже продукции завода ГАЗ. На собственном примере скажу: программа работает, поменять старые легковушки на наши грузовики и автобусы пожелали 12 человек. Цифра не такая уж большая, но, уверен, она вырастет в следующем году, когда нижегородцы запустят корпоративную программу утилизации - автохлам в обмен на ГАЗель.
Окрыленное успехами, правительство и само задумывается о том, чтобы дать зеленый свет «ваучеризации» не только древних легковушек, но и отслуживших свое грузовиков, тракторов, комбайнов и прочей габаритной техники.
Справедливости ради стоит отметить, что далеко не все автолюбители, получившие сертификаты в рамках стартового этапа, к сегодняшнему дню пересели на новых железных коней.
- Машинами пока обеспечили только половину из всех очередников, - признается зам директора ООО «Челябинск-Лада» Егор Курбатов. - Можно сказать, что у нас пока еще первая стадия в разгаре. Но как только «отоварим» все сертификаты (а мы их ежемесячно выдавали по полтысячи), обязательно включимся во второй этап.
Кстати
По данным руководителя Минрегионразвития Виктора Христенко, на 200 тысяч реализованных автоваучеров приходится 130 тысяч полученных покупателями машин. Благодаря программе утилизации, рост производства автомобилей в России в первом полугодии этого года составил 60 процентов по сравнению с тем же периодом 2009 года.
Оформите заказ на услуги сантехника в Москве