Отговорки - оружие неплательщика?
Златоустовский часовой завод недополучает огромные суммы денег за оказанные им услуги теплоснабжения.
На сайте mediazavod.ru 5 июля был опубликован материал «Поставьте меня на счетчик!», в котором описывались злоключения владельца магазина «Авто-Лада» Александра Кузнецова. Напомним, ООО «Златоустовский часовой завод», поставляющее ему тепло, предъявило счет за холодные батареи. Согласно решению арбитражного суда, предприниматель должен выплатить заводу значительную сумму.
Причиной отсутствия нормальной температуры в магазине явилось присоединение внутренней системы отопления не к подающей трубе, а к «обратке», то есть к той, по которой идет отработанная и уже остывшая вода. Выяснилось это через несколько лет пребывания коммерсантов в плохо отапливаемом помещении. До этого Кузнецов по совету поставщика тепла поменял и двери, и окна, и батареи. Но все без ощутимого эффекта. Поэтому должником себя не считает и намеревается оспорить решение суда. В ответ на это руководство часового завода решило дать дополнительные пояснения по поводу возникшего конфликта и обобщить опыт взаимоотношений с другими злостными неплательщиками.
Практические советы
Как говорится в комментарии специалиста Ростехнадзора к материалу «Поставьте меня на счетчик!», контролирующая организация не имеет претензий к котельной Златоустовского часового завода. Температурный режим в ней соблюдается исправно.
- Действительно, заводские специалисты давали Александру Кузнецову рекомендации, - говорит юрист предприятия Светлана Пшакина. - Но по его просьбе, ибо делать этого были не обязаны. Мы заключаем с клиентом трехсторонний договор. В нем фигурируют поставщик тепла (ОАО «Златоустовский часовой завод»), транспортировщик, передающий горячую воду по своим трубам (ООО «Теплоэнергетик») и потребитель. Согласно этому договору, должна быть налажена правильная эксплуатация вводов, внутридомовых сетей отопления и горячего водоснабжения. Для этого потребитель либо принимает на работу специалиста по эксплуатации, аттестованного в Ростехнадзоре, либо договаривается об обслуживании со специализированной организацией. Но владелец магазина «Авто-Лада» этого условия не выполнил, положившись на свой житейский опыт. Однако его, видимо, оказалось недостаточно.
- Что же теперь делать предпринимателю, ведь тепла в его магазине так и нет?
- Нужно сделать врезку напрямую в теплотрассу, минуя домовую систему отопления, - включается в разговор главный энергетик часового завода Анатолий Пятанов. - Магистральные теплосети расположены в подвале дома, магазин - на первом этаже, поэтому достаточно пробить технологическое отверстие в полу и смонтировать разводку.
На три стороны
Но есть у завода и другие должники: не жалуясь на холод, они находят массу причин, чтобы не платить за теплоснабжение. Руководитель одного из обществ с ограниченной ответственностью (он пожелал сохранить анонимность) игнорирует квитанции за тепло. Свои действия он мотивирует тем, что трехсторонний договор якобы запутанный, в нем нет ясности.
- Когда я заключу отдельные договоры с владельцем теплотрассы и с поставщиком тепла, тогда и буду платить, - говорит он. - А пока мне не дают этого сделать, буду доказывать свою правоту в суде.
- Почему не дают? - поинтересовалась я у заводского юриста Светланы Пшакиной.
- Мы не владеем трубой, по которой потребителям доставляется теплоноситель. Оттого не можем осуществлять свою услугу без третьей стороны в лице ООО «Теплоэнергетик».
- Возможно, при трехстороннем договоре услуга обходится клиенту дороже? - спрашиваю юриста ООО «Теплоэнергетик» Михаила Бабичева.
- Нет. Мы устанавливаем ставки за транспортировку тепла в зависимости от стоимости передаваемой гикалории. Она утверждена в Едином тарифном органе. В любом случае мы получаем информацию от часового завода и на ее основе делаем свои расчеты.
- Иными словами, разницы нет: два двусторонних договора или один трехсторонний?
- Трехсторонний удобен тем, что в нем оговариваются обязательства всех фигурантов. В том числе ответственность потребителя за состояние внутридомовых систем, их обслуживание и профилактические мероприятия - продувку, опрессовку.
Выходит, претензии к договору - не более чем отговорка для того, чтобы не платить по счетам? Повод потянуть время? Или ответная реакция на неоправданно большие суммы в квитанции? Ведь тариф не учитывает потери тепла при транспортировке. На этот случай и предусмотрены теплосчетчики, чтобы измерять теплоноситель в пунктах его отправления и потребления.
- Опыт показывает: при установке счетчиков и при правильной регулировке тепла потребителем оплата за услугу уменьшается примерно на треть, - подтверждает главный энергетик часового завода Анатолий Пятанов.
Тепло в пустоту
По условиям договора поставщик имеет право отключить или ограничить подачу тепла злостному неплательщику. Это в теории. На практике сделать это трудно. Такая санкция применяется лишь по решению суда или до начала отопительного сезона. Основная масса неплательщиков обитает в цокольных этажах жилых домов или имеет общую систему отопления с потребителями, которые своевременно оплачивают услугу. Потому можно не платить, но продолжать пользоваться теплом. Не считаясь с тем, что поставщик терпит убытки.
Еще один источник потерь поставщика тепла - пустующие помещения, сдаваемые в аренду комитетом по управлению муниципальным имуществом. В бюджете местной администрации расходов на их отопление не предусмотрено. В итоге долгов накопилось свыше 450 тысяч рублей. Как выход из ситуации заводу предложили взыскивать затраты на отопление пустующих помещений через суд. Иски были подготовлены, но подавать их в арбитраж теперь нет смысла.
- В ноябре прошлого года Собрание депутатов городского округа внесло поправки в положение о КУИ, - поясняет Светлана Пшакина. - Вместо слов «владеет, распоряжается» принята формулировка «управляет». Теперь счета придется предъявлять настоящему владельцу - Госимуществу.
Больше всех, 1 миллион 764 тысячи рублей, заводу задолжало автономное учреждение «Жилищно-коммунальное хозяйство и транспорт». Это, как поясняют здесь, не собранные с населения платежи. По милости должников поставщик тепла и сам автоматически стал неплательщиком. В качестве санкции за долги в июле этого года ОАО «Челябинскрегионгаз» перекрыл газовую задвижку на трубе заводской котельной. К счастью, в это время коллектив предприятия находился в отпуске, а котельная была на ремонте. Пострадавших нет. Но и гарантии от цейтнота тоже.
Оформите заказ на услуги сантехника в Москве