В Магнитогорске "скрестили ужа с ежом"

В Магнитогорске "скрестили ужа с ежом"

Магнитогорским депутатам предстоит решить судьбу транспортного предприятия.

Год назад объединение автобусников с трамвайщиками представлялось как панацея. Казалось, что это новое слово в управлении городским общественным транспортом. Во-первых, трамвайный трест и автотранспортное предприятие перестали считать друг друга конкурентами.

По-другому стала работать объединенная диспетчерская. Оба вида транспорта активно заменяют и дополняют друг друга. Во-вторых, горожане выиграли от внедрения единого проездного билета. Но прошел год, настало время проанализировать целесообразность объединения двух видов общественного транспорта под крышей муниципального предприятия «Маггортранс».

Пикеты и подметные письма

Первыми тревогу забили автобусники. Инициатива, что называется, родилась в недрах коллектива. Представители бывшего автотранспортного предприятия утверждают об ущемлении их интересов. Между тем экономические выкладки свидетельствуют как раз об обратном.

Так родились письма, которые были подписаны от имени коллектива теми сотрудниками предприятия, которые ни сном, ни духом не знали об этом. Благо, живем мы в век всеобщей информатизации, а электронные письма не надо заверять подписями. Нет смысла пересказывать их содержание. Авторы настаивают на одном: объединение предприятий городского общественного транспорта на руку лишь чиновникам администрации. Далее речь идет о «преступниках», по которым плачут уголовные дела. Словом, авторы постарались сделать все, чтобы сложилось впечатление, будто объединение было на руку только нечистоплотным чиновникам и руководителям. А рабочие-де пекутся о будущем предприятия.

Затем обиженные встали в пикет, организованный местным отделением КПФР. Пикетчики требовали отменить постановление о реструктуризации и создании МП «Маггортранс», создать отдельные некоммерческие предприятия МП «Горэлектротранспорт» и МП «Пассажирское автотранспортное предприятие», рассмотреть вопрос о введении льгот на электроэнергию для МП «Горэлектротранспорт», сохранить трамвайный парк и все трамвайное депо, восстановить рабочие места и повысить зарплату, отменить вынужденные отпуска без сохранения заработка, утвердить твердое расписание трамвайных маршрутов.

Правда, руководство «Маггортранса» утверждает, что среди участников акции протеста были в основном нарушители трудовой дисциплины, преследующие свои меркантильные цели. Дескать, судьба предприятия - лишь прикрытие для их достижения.

В любом случае год выдался беспокойным для руководителей, рабочих и горожан. В общем, всех, кто является потребителем услуг транспортников.

Время Ч

Между тем итоги экономической деятельности объединенного предприятия свидетельствуют о том, что год не прошел даром для автотранспортного предприятия. Руководители «Маггортранса» прилагали все усилия к тому, чтобы помочь автобусникам наладить работу без убытков. По свидетельству заместителя директора по перевозкам Дмитрия Золотова, все нововведения по экономному расходованию средств, наведению элементарной трудовой дисциплины всегда встречали сопротивление части трудового коллектива.

Теперь о цифрах. Доходы трамвайщиков за первое полугодие 2010 года составили 212 миллионов рублей, увеличившись по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 5,9 процента. А прирост доходов автобусников оказался более солидным и составил 20 процентов.

Для сравнения стоит сказать и о расходах. Для трамвайного подразделения они выросли на 6,1 процента в основном за счет повышения тарифа на электроэнергию. Специалисты подсчитали: за счет роста тарифа на электроэнергию расходы предприятия увеличились почти на 100 миллионов рублей. При этом цена за проезд осталась прежней. В то же время коллеги из автобусного подразделения увеличили расходы на 7 процентов.

Что касается заработной платы, она существенно выросла у автобусников. У водителей - на 22 процента, у кондукторов - на 15-20, у ремонтников - на 15.

- В итоге заработная плата водителей автобусов достигла 19-20 тысяч рублей, - говорит заместитель директора по перевозкам Дмитрий Золотов. - Она выросла на 3500-4000 рублей. А вот кондукторы теперь получают по 8000-9000 рублей, хотя до объединения их зарплата едва достигала 3500. Средняя зарплата ремонтников - 11 тысяч рублей.

- Объединение позволило работникам автотранспортного предприятия существенно увеличить и продолжительность отпуска, - говорит заместитель директора по персоналу Валерий Архипов. - У водителей появилось девять дополнительных дней к отпуску за вредность, а у кондукторов - семь. Существенное улучшение условий труда привело к столь же существенному увеличению расходов предприятия. Они выросли примерно на шесть миллионов рублей в год.

Совершенно беспочвенными считают руководители предприятия обвинения в том, что новое руководство всерьез занялось ревизией площадей и объектов объединенного предприятия.

Законсервировано депо № 2, существенно сократилось количество подвижного состава.

- Люди не могут привыкнуть к тому, что времена изменились, - считает Валерий Архипов. - Трамвай должен измениться качественно, предлагая потребителям иную услугу. Да и социально-экономическое положение меняется. Содержать лишние вагоны и депо нет смысла. Вырученные от их продажи средства остаются на предприятии и строго контролируются, как учредителем, так и всеми проверяющими структурами.

Объединение провалилось?

Однозначного ответа на вопрос, было ли объединение серьезным управленческим просчетом, нет. И похоже, не будет. На предприятии предпочитают не делать скоропалительных выводов. Но дают понять, что «тащить из болота бегемота» не просто трудно, но и весьма затратно. Директор МП «Маггортранс» Виктор Бородулин, анализируя работу своегопредприятия, на одном из совещаний подчеркнул, что «доходы от автобусных перевозок втрое меньше по отношению к трамвайным, а расходы меньше вдвое».

- При этом выпусктрамваев на линию втрое больше, чем автобусов, - отметил Бородулин. - Тем самым происходит перераспределение полученных доходов от трамвайных перевозок на автобусные, что негативно сказывается на текущем содержании электротранспорта.

Пытаясь вытянуть из тяжелого финансового положения весь общественный транспорт, можно совсем похоронить трамвай. Теперь слово - за депутатами одной из постоянно действующих комиссий.

Мнение городской власти на одном из последних совещаний озвучил глава города Евгений Тефтелев. Он отметил, что если всем заинтересованные в развитии городского транспорта лица сочтут целесообразным разделение автобусного и трамвайного хозяйств, то так оно и будет. При этом велика вероятность того, что изменится и организационная форма предприятий. По крайней мере, уже ведутся разговоры о том, что автобусники могут выйти из-под крыла муниципалитета в свободное плавание.

Возможно, депутаты примут решение сделать шаг назад, чтобы затем двинуть на два вперед. Но даже если объединение и канет в Лету, то о нем останется напоминание в виде высказывания водителя автобуса Сергея Вотчинникова. По его мнению, в прошлом году скрестили ужа с ежом. А в результате получили километр колючей проволоки…

VK31226318