Уголь - горячая тема

Уголь - горячая тема

Слухи о скором закрытии разреза «Коркинский» можно считать сильно преувеличенными.

После того как губернатор Михаил Юревич с интересом разглядывал в бинокль угольный разрез «Коркинский», долго задержавшись на его борту, стало ясно: глубочайший в Европе карьер снова может стать стратегически важным объектом региона. Об этом и о многом другом мы беседовали с председателем совета директоров Челябинской угольной компании Виктором БАРОНОМ.

«Заграничный» конкурент

- Виктор Павлович, слышала, что дела на предприятиях ЧУКа не очень хороши. Непрерывное производство пришлось перевести на укороченный график работы.

- Действительно, пошел второй месяц, как мы вынужденно перевели коллектив на прерывную рабочую неделю «пять плюс два». Традиционной стала проблема со сбытом. Ежемесячно мы продаем 40 тысяч тонн угля: 30 тысяч «Фортуму» и 10 тысяч ОГК-3. Этого мало. Чтобы иметь хоть небольшую прибыль и развиваться, необходимо продавать в два раза больше: 80-100 тысяч тонн угля в месяц. Склады снова полны, мы добываем больше, чем продаем. Дело уже даже не в качестве продукции, сейчас выдаем на-гора довольно чистый уголь, нареканий от потребителей нет. Требования к качеству мы ужесточили, в этом направлении проделана большая работа: вскрыли новые пласты, спустили на нижние горизонты экскаватор и погрузчик «Хитачи», три БелАЗа. Сейчас забросили все прежние забои и начали добывать уголь в новых.

- Что еще мешает угольщикам?

- После реформирования железнодорожного хозяйства парк вагонов перешел в частные руки. За первые шесть дней октября железнодорожники не поставили нам ни одного порожнего вагона, хотя договоренность была. Сейчас ЧУК готовится к самостоятельной доставке угля до потребителей. Думаю, к концу 2010 года повезем коркинский уголь сами. У нас уже есть свой парк вагонов. Правда, пока они не имеют права выходить на российские железные дороги: вагонам требуется ремонт, нужно получить разрешение.

- Сколько угля планируете добыть в 2011 году?

- Предварительно поставки определены в размере 600 тысяч тонн в год. Нас такие объемы не устраивают. На днях я вылетаю в Москву на переговоры с нашими основными потребителями (их головные офисы находятся в столице). Мы готовы предложить более гибкие условия договоров, где ценовая политика будет зависеть от качества и количества продукции. Будем обсуждать все варианты, постараемся максимально загрузить наше предприятие. Для Южноуральской и Аргаяшской гидроэлектростанций объемы 100 тысяч в месяц и миллион тонн в год невелики. А для нашего коллектива - это решение всех проблем.

- Почему угля стали покупать меньше?

- Потреблять меньше не стали. Например, Южноуральская ГРЭС закупает уголь в Казахстане. Раньше на импорт угля было наложено вето. Теперь можно все.

- Может, там уголь дешевле?

- Цена - это коммерческая тайна предприятий, которой я не владею. Кстати, компания «Фортум» предупредила, что в 2011 году контракт с нами заканчивается. С 2012 года наши финские партнеры (хозяева «Фортума») будут закупать уголь на конкурсной основе. Иностранцы лучше нас умеют считать деньги. Повторюсь: чтобы не проигрывать конкурентам, мы начали жестко контролировать качество и разработали гибкую систему ценообразования.

Ди-нано и прочие способы переработки

- Возможны новые сокращения персонала Челябинской угольной компании?

- Да, если ничего не изменится в лучшую сторону. Однако не думайте, что мы не ищем новых путей. Есть способ производить жидкое топливо из твердого. Наконец, нашелся инвестор, который хочет построить завод по выработке дизельного топлива из угля по немецкой технологии ди-нано. Промышленным способом за час перерабатываются 40 тонн угля, из тонны получается 350 литров жидкого топлива. Оно нужно всегда и всем. Если все получится, завод будет потреблять миллион тонн угля в год.

- Где его планируют построить?

- В Коркино, неподалеку от угольного разреза. Скажу только, что строительство - удовольствие довольно дорогое. Обойдется минимум в 250 миллионов евро, но вложения быстро окупятся. Предприятие должно быть очень компактным, площадью 18 тысяч квадратных метров.

Кстати, похожая технология переработки использовалась немцами во время войны, но там объемы были гораздо меньше. В ЮАР производство такого топлива из угля поставлено на государственную основу. В России эти вопросом занимался в свое время Государственный ракетный центр имени Макеева в Миассе.

Кроме того, недавно в Челябинскую область приезжала делегация немецких бизнесменов. Состоялся «круглый стол», где обсуждались вопросы строительства мини-ТЭЦ.

- Это же ваша давняя мечта!

- Да, но сейчас разговор шел о мини-ТЭЦ на биотопливе, то есть органических отходах наших свалок. Я рассказал об огромных, практически неограниченных объемах углеродосодержащего вещества - отходах углеобогащения. Шламоотстойники есть в Коркино и Копейске. Мое предложение выслушали с интересом. Так что будем ждать от немецких бизнесменов взвешенного ответа. Напомню: Челябинская область является энергодефицитной, мы больше потребляем, чем производим.

- Вы начинали сотрудничать с предприятием «Уралцемент-Лафарж», которое тоже намерено сжигать в своих печах мусор и отходы. Что-то получилось?

- Пока все на уровне эксперимента. Мы предоставили по льготной цене 2,5 тонны шлама. Когда специалисты «Лафаржа» закончат эксперимент и сделают выводы, сядем за стол переговоров, обсудим перспективы.

- Готовитесь к закрытию огромного карьера? По-моему, этим были озабочены ваши предшественники еще в советское время.

- Конечно, рано или поздно разрез остановится. Мы тоже обеспокоены: что тогда с ним делать? Стучимся во все двери. Сегодня нас услышали: совместно с Минэнерго по программе НИОКРа мы получили 6 миллионов рублей из федерального бюджета на исследовательские работы, до этого ЧУК уже вложил свои два миллиона рублей. Это позволило привлечь к решению проблемы Всероссийский научно-исследовательский центр в Санкт-Петербурге, Геотехцентр и другие солидные структуры. Мы и сами подключились к кропотливой работе по выяснению возможных последствий закрытия: восстановили старые и заложили три новые наблюдательные линии не только в карьере, но и в поселке Роза. Каждый день наши маркшейдеры наблюдают за подвижками грунтов. Пока все спокойно. Уверяю вас, закрытие разреза произойдет не завтра, у нас есть программа-минимум по добыче на ближайшие 14 лет. Возможно, поработаем дольше.

ЧУК уйдет с карьера цивилизованно. Мы уже начали заниматься рекультивацией, сделав два внутренних отвала. Они будут подпирать западный борт и по мере накопления закрывать горящие участки карьера. Без доступа кислорода эндогенные пожары прекратятся. Рекультивацию и добычу впредь будем вести одновременно.

- Разрез «Коркинский» не имеет аналогов в мире: людей поселили очень близко к зоне горнодобычи, а огромная воронка карьера круто уходит вглубь.

- Это так, но по первоначальному проекту карьер был небольшим. Потом действительно разрез начал активно расширяться и углубляться.

- Словом, 80 лет коркинцы давали стране угля, а оказалось, сами себе яму вырыли.

- Поэтому вопрос о закрытия предприятия и должен решаться на высоком государственном уровне.

VK31226318