«Маггортранс»: перезагрузка

«Маггортранс»: перезагрузка

В Магнитогорске разработана новая концепция развития общественного транспорта.

Мы уже рассказывали о проблемах, возникших в городе сталеваров в связи с объединением двух транспортных предприятий. По сути дела, городские власти и руководство предприятия оказались перед серьезным и ответственным выбором: разъединить автобусное и трамвайное предприятие или оставить все как есть. За прошедшие два месяца в «Маггортрансе» произошли серьезные изменения. Во-первых, назначен новый директор. Им стал Александр Виноградов, ранее возглавлявший муниципальное предприятие «Спецавтохозяйство». Во-вторых, Виноградов представил концепцию развития «Маггортранса» на ближайшие пять-десять лет.

На фоне падающих доходов

За полтора месяца новый руководитель смог сполна оценить экономическое состояние предприятия. Для справки: в «Маггорстрансе работают 2192 человека, в автобусном парке числятся 157 единиц транспорта, а в трамвайном - 290 вагонов. При этом в замене нуждается 80 процентов всего подвижного состава. Пугающей остается тенденция снижения доходов предприятия в связи с расширением деятельности частных перевозчиков. Судя по всему, магнитогорцы предпочитают передвигаться на маршрутных такси.

По информации директора МУП «Маггортранс» Александра Виноградова, в 2006 году муниципальные транспортники осуществляли 100 миллионов поездок. А в текущем году их будет не больше 40 миллионов.

- При этом растут расходы на электроэнергию, - констатирует Александр Георгиевич. - Они увеличились на 80 процентов и достигли 60 миллионов рублей. Мы стараемся оптимизировать расходы предприятия, чтобы пассажиры не почувствовали на себя роста тарифов. Кстати, будущий год обещает быть не менее сложным: ожидаемый рост тарифов на электричество - 40-50 процентов. Поэтому снижение расходов предстоит существенное. Если в 2008 году доход составил 551 миллион рублей, то в нынешнем году он не превысит 114 миллионов.

Оптимизировать - значит сократить?

Александр Виноградов считает, что без оптимизации имущества предприятия и других активов просто не обойтись. Если ничего не предпринять в ближайшее время, то убытки могут возрасти до 282 миллионов рублей. План оптимизации предполагает сокращение автобусных маршрутов с 62 до 39-40. Чтобы пассажиры его не почувствовали, предлагается сформировать маршруты в шесть лотов и выставить на конкурс для продажи частным перевозчикам. Таким образом, в городе останется шесть крупных перевозчиков.

Обладатель лота будет иметь гарантию на осуществление перевозок в течение пяти лет. За этот срок, считают авторы идеи, частники смогут пересесть с «Газелей» на более комфортабельные автобусы марок «Форд», «Фиат» и «Пежо». Пять лет - приличный срок, за это время можно и кредит на покупку нового транспорта погасить.

Но мало отдать в частные руки маршруты общественного транспорта, считают в «Маггортрансе». Важно осуществлять действенный контроль за работой частных компаний. Для этого будет создана единая диспетчерская, которая будет работать с использованием спутниковой системы «ГЛОНАСС».

Сокращение автобусных маршрутов позволит муниципалам отдать автобусы частникам в аренду. Вырученные таким образом средства пополнят казну муниципального предприятия.

- Только после осуществления данных мер можно будет вернуться к разговору о тарифах на проезд, - считает Александр Виноградов. - Муниципальное предприятие оставит за собой льготную перевозку пенсионеров во время дачного периода, а также учащихся и студентов.

Для координации работы муниципального предприятия и частников Александр Виноградов предлагает создать МУП «Служба организации перевозок». Оно должно будет добиваться снижения расходов на организацию пассажирских перевозок, осуществлять единое руководство и контроль за их осуществлением, а также привлекать средства на развитие общественного транспорта.

Пора выйти из тени

В ближайшем будущем серьезного пересмотра потребует и форма расчета за проезд в общественном транспорте. Переход на оплату безналичным способом станет возможным благодаря внедрению терминалов на остановках, оснащению автобусов и маршрутных такси частных перевозчиков специальными устройствами. Тогда станет возможным и возмещение убытков за перевозку льготников частными компаниями. Установленный в автобусе терминал позволит учесть количество льготных поездок.

По мнению Александра Виноградова, оптимизация муниципального предприятия позволит вывести из «тени» частных перевозчиков. Сегодня никто не возьмется сказать, на какую сумму оказывают магнитогорцам транспортные услуги многочисленные частные фирмы, платят ли они в полной мере налоги. Участие в муниципальном конкурсе на получение маршрута заставит частников работать в «чистую». Многие из них уже готовы стать полноправными участниками рынка.

Десятилетка обновления

Меры, которые предлагает новый руководитель, должны существенно оздоровить финансовое положение предприятия. А затем уж можно будет строить и планы на будущее. В предстоящие 10 лет необходимо заняться обновлением трамвайного парка и ремонтом подвижных путей. Планируется приобрести 250 новых вагонов и привести в порядок трамвайные пути. На эти цели потребуется около миллиарда рублей.

А пока на предприятии занимаются капитально-восстановительным ремонтов вагонов. Он обходится в 1,2-2 миллиона рублей. Для сравнения: на покупку нового вагона требуется 14 миллионов. Кроме того, всерьез занимаются трамвайщики и модернизацией подвижного состава. Сейчас запущен эксперимент по использованию энергосберегающего вагона.

Рассматривают варианты по организации кругового трамвайного движения с левого берега Урала на правый. Есть и более революционные задумки о замене трамвая на троллейбус. Доработанная концепция оптимизации и развития общественного транспорта будет рассмотрена на ноябрьском заседании городского Собрания депутатов.

VK31226318