«Большому Челябинску» нужен городской бор

 «Большому Челябинску» нужен городской бор

Уникальная зона отдыха в центре города - это наше мощное конкурентное преимущество на будущее, считает экономист Сергей Гордеев.

Споры вокруг планируемого строительства автодороги в районе городского бора вызвали небывалый общественный резонанс. Уже очевидно, что одним лишь волевым решением или заклинаниями эту проблему «не продавить». На прошлой неделе под эгидой Главного федерального инспектора в Челябинской области Андрея Андриянова состоялась рабочая встреча, куда были приглашены представители местных властей, общественности и ученых. Среди них был и руководитель Центра развития региональных социально-экономических систем Института экономики УрО РАН и ЧелГУ, кандидат экономических наук Сергей Гордеев. По его мнению, ситуация вокруг дороги и бора есть лишь следствие. Причина же коренится в непонимание того, какой город нам нужен. А проектные решения прошлых лет, тот же генплан, в нынешнем быстроеменяющемся мире становятся устаревшими, еще не успев воплотиться.

Этот спор - лишь «вершина айсберга»

- Почему, на ваш взгляд, дискуссия вокруг возможной прокладки дороги в районе городского бора вызвала такую бурную реакцию в обществе?

- Есть вещи абсолютно очевидные. Вот существует так называемая «Тропа пенсионеров». И вдруг на этом месте появляется автотрасса. Куда пойдет народ - к мэрии с флагами? Сегодня здесь гуляют мамы с колясками, люди с собаками, велосипедисты катаются. Сломать народные привычки сложно. Я боюсь представить, что будет твориться возле пляжа. Не регулируемая светофорами дорога, на которую то тут, то там выскакивают отдыхающие в шортах и часто - с пивом…

Но ученый должен руководствоваться не только эмоциями. И вот я вижу здесь один чрезвычайно важный аспект. Дело в том, что ситуация с дорогой через Челябинский бор является частным моментом более общих и весьма серьезных вопросов. Из них первичен нерешенный вопрос стратегического перспективного развития Челябинской агломерации.

«Большой Челябинск» в радиусе 40-50 километров от существующих границ города уже сейчас становится реальностью. Возникает цепочка взаимосвязанных вопросов. Например, соответствия нынешнего генплана города Челябинска современным и тем более перспективным требованиям. Далее возникает вопрос соответствия транспортной схемы генплана реально сформировавшимся транспортным потокам. Наконец - вопрос распределения зон отдыха населения в генплане города. И только потом, из нерешенности предыдущих вопросов, возникают проблемы Челябинского городского бора и конкретного проекта дороги через него.

- Неужели до сих пор этот комплекс проблем не рассматривался?

- Одно время существовала комиссия по планированию развития и размещения производительных сил при областной администрации, но в 1998 году была ликвидирована. Сложные вопросы регионального экономического и социального развития были отданы на стихийное регулирование рынку. Результат очевиден. В таких условиях решения частных вопросов городского развития неизбежно начнут противоречить одно другому. Мы имеем проблемы, которые копились годами и сейчас вышли на поверхность. В данном случае первая назревшая проблема транспортного развития, столкнулась с проблемой создания зон отдыха и комфорта для населения. Очевидно, что легким и быстрым решение запущенных вопросов быть не может. А дорога через городской бор это только «вершина айсберга».

«Склады на юге, заводы на севере. А люди где?»

- Есть мнение, что данный конфликт имеет мировоззренческий характер? Несколько утрируя: с одной стороны интересы бизнеса, с другой - так сказать, общегуманитарные?

- Я бы копнул еще глубже. Десятилетиями мы строили экономику не для людей, а «экономику угля и стали». Естественно, вопросам зон отдыха населения не предавалось должного значения. Они оставались в тени. Вопросы транспорта рассматривались прежде исходя из целей приоритетного обслуживания промышленных предприятий. Возникла эта сомнительная формула: «склады на юге, заводы на севере». Получается, что люди с их нуждами и интересами затерялись где-то посередине…

Однако значимость качества жизни для населения в реальности уже значительно превосходит ту долю внимания, которая этому вопросу уделяется официально. Тема зон отдыха и свободного времени уже сейчас затрагивает интересы значительной части населения не меньше, чем транспортные проблемы. Этим и объясняется резкая и неожиданная для многих реакция на возможное строительство дороги через бор.

- Как вы сами относитесь к идее прокладки трассы в районе городского бора?

- В настоящее время возникла парадоксальная ситуация: многие обсуждают вопрос о дороге, но никто толком не знает, где она должна проходить, и в каком виде. Конкретного варианта, вынесенного для обсуждения общественностью, нет. Я уж не говорю о возможности объективной экспертной оценки потенциальной трассы. Хотя в таком сложном и социально значимом вопросе без сравнения нескольких альтернативных вариантов не обойтись.

- Но в генплане заложен вариант трассы через бор, подразумевающий массовую вырубку леса…

- Существует вполне обоснованное мнение, что нынешний генплан города, устарел и нуждается в серьезной корректировке. Он разрабатывался почти десять лет назад, но построен-то на идеях генплана 1947 года. Идти в XXI век на решениях более чем полувековой давности сложно. Слишком многое поменялось в нашей жизни.

Go West!

- Правильно ли я понял, что разработанная в генплане транспортная схема уже не является актуальной?

- Про оптимальную транспортную схему в данном случае вообще говорить невозможно. «Дорожная революция» уже сейчас фактически идет значительно дальше генплана и во многом его исправляет.

Важнейшее обстоятельство социально-экономического развития, которое во многом определит судьбу существующей транспортной инфраструктуры Челябинска и городского бора, по настоящему известно больше в научных кругах. Но официально в полной мере еще не озвучено и последствия детально не оценены.

- Что вы имеете в виду?

- Дело в том, что изменилось территориальное направление развития Челябинска. За последние десятилетия направление развития основной социальной зоны «Большого Челябинска» сместилось в сторону запада. И это процесс ускоряется. Фактическое перемещение центра социальной жизни всей Челябинской агломерации неизбежно. И уже в ближайшие годы это потребует изменения транспортной инфраструктуры города с корректировкой направления основных магистралей в том же направлении - на запад.

Соответственно, снизится значение транспортных потоков, ранее являвшихся основными. Это неизбежно потребует корректировки старых проектных решений генплана, в том числе и намеченных ранее по дорогам через бор. Первые шаги в этом направлении уже фактически намечаются. Предложение по строительству нового моста через Миасс севернее Шершневской плотины оптимально для перспективы. Этот мост позволит оперативно устранить болезненную для многих жителей Северо-запада пробку идущую до Тополиной аллеи.

«…А костюма нет!»

- Каким образом смещение города к западу повлияет на судьбу городского бора?

- Изменение направления городского развития и, соответственно, транспортной схемы города и даже вот появление таких значимых объектов, как новый мост, неизбежно потребуют иначе рассмотреть место и значимость Челябинского городского бора. Параллельно появляются и новые возможности для решения проблем самого бора.

Это крайнее сложная социо-эколого-экономическая задача, которая должна учесть интересы горожан, порой противоречивые. Здесь просто лозунгами, без сложных расчетов и моделирования, не обойтись. Крайне важно учесть, что бессмысленно принимать решение по какой-то отдельной дороге без учета влияния всех изменений в городской среде. Ведь давно известно: совокупность мелких хороших проектных решений может дать в итоге очень плохой результат. Помните, как у Райкина про костюм: «Рукава пришиты, пуговицы не оторвешь, а костюма нет».

- А в чем, на ваш взгляд, заключается значимость бора для города?

- Челябинский городской бор - это наше потенциальное богатство, и подойти к его использованию необходимо максимально разумно. Сложно переоценить его влияние на капитализацию Челябинска. Наш город уже нельзя рассматривать только лишь как промышленный центр. Все большую актуальность получает идея города комфортного проживания. Значимость внимания к вопросам социума будет в дальнейшем многократно возрастать. И это уже не просто, допустим, экологический вопрос, а самый что ни на есть экономический!

Превращение экологии в экономику

- Можно ли, исходя из сказанного вами, попытаться объективно оценить ценность Челябинского городского бора?

- Реальная значимость таких природных объектов стала осознаваться лишь недавно. Новые методики комплексной оценки еще только формируются, а существующие правила оценки и проведения экспертизы во многом безнадежно устарели - они рассматривают только отдельные элементы системы. Поэтому в данном случае вероятность ошибочных решений достаточно велика и делать какие-то выводы без дополнительных исследований, по меньшей мере, неразумно.

- Подобные исследования должны начинаться с определения критериев оценки. Каковы они в данном случае?

- В основе всех решений по преобразованию территорий должна быть положена оценка социо-эколого-экономической эффективности. Она выполняется комплексно для всех без исключения проектов. Необходимо учитывать долгосрочный характер последствий преобразования природных ландшафтов. Поэтому выбор вариантов должен проводиться при максимальном охвате всей доступной информации. Кроме того, мы должны учитывать последние достижения и тенденции мирового градостроительства и социальных стандартов. А чем челябинцы хуже, скажем, жителей Мюнхена?

В любом случае, очевидно: при поиске наилучшего варианта проектные решения генпланов прежних лет не могут считаться достаточными даже для начального рассмотрения. Просто потому что подготовлены они на базе стремительно устаревающих норм или без учета современной информации по всему комплексу экономических, социальных и экологических вопросов.

- Что дает нам понимание долгосрочной перспективы?

- Изменение вектора развития города позволяет вернуться к масштабным проектам интеграции Челябинского бора в городскую среду без каких-либо существенных потерь для транспортной инфраструктуры. Таким вариантом может быть создание общегородской зоны отдыха.

Если взглянуть на карту, то мы увидим, что многокилометровый Челябинский городской бор полукольцом окружен крупнейшими жилыми массивами. Он находится в зоне получасовой транспортной доступности для, как минимум, полумиллиона горожан. Благодаря своему расположению бор создает крайне выгодные, и, по сути, уникальные условия для формирования большой экологически чистой зоны отдыха. Подобной зоны нет, пожалуй, ни в одном российском городе-миллионнике! Если взять наш бор за основу формирования общегородской зоны отдыха с соответствующим нормативным статусом (городской национальный парк или что-то близкое этому), он станет одним из наиболее значительных конкурентных преимуществ города в плане комфортности жизни.

- Сегодня бор является, так сказать, объектом воздействия со стороны города. А может ли быть наоборот?

- Безусловно. В настоящее время бор и примыкающие к нему территории стихийно превращаются в разнородный набор мест неорганизованного отдыха с соответствующими издержками. Между тем благодаря своему уникальному расположению бор позволяет интегрировать отдельные близко расположенные территории города и придать им новые свойства. Это, прежде всего, касается «цивилизованного» объединения бора с городским парком имени Гагарина и прилежащими берегами реки Миасс до зоны на другом берегу реки в районе ЧелГУ. При этом обеспечивается равнодоступность зоны отдыха как для жителей центральной части города и примыкающих частей Тракторозаводского и Ленинского районов, так и жителей Северо-запада. При этом для значительной части населения северо-западного жилого массива зона отдыха будет в пределах пешеходной доступности. А фактически существующие здесь пешеходные дорожки от Северо-запада до района ЮУрГУ обретут цивилизованный вид. По ним можно будет пройти в любую погоду и в любое время суток. В данном случае прокладка дороги, так сказать, бульварного типа (но не трассы!), являющейся продолжением проспекта Ленина, не выглядит критично.

Создание общегородской зоны с приданием ей соответствующего охранного статуса будет способствовать повышению комфортности жизни для сотен тысяч людей. Хотя, не исключаю, могут быть не менее интересные и перспективные варианты по развитию бора.

От редакции

Тема судьбы памятника природы регионального значения «Челябинский городской бор» волнует многих людей. Газета «Челябинский рабочий» предлагает неравнодушным горожанам, прежде всего ученым и специалистам, поделиться своим видением того, как можно совместить решение транспортной проблемы в городе с идеей сохранения уникального природного объекта. Принимаются также пожелания в адрес мэрии.

Свои предложения направляйте по адресу: 454091, Челябинск, ул. Пушкина, 12, редакция газеты «Челябинский рабочий» с пометкой «Челябинский бор». Нам можно написать и на электронный адрес: chelbor@yandex.ru.

VK31226318