Из кризиса «УралАЗ» выходит обновленным

Из кризиса «УралАЗ» выходит обновленным

В 2009 году отечественный автопром пережил колоссальное падение объемов производства и только сейчас вздохнул спокойнее.

Трудности не обошли стороной и миасский автомобильный завод «Урал». Однако предварительные итоги 2010 года выглядят оптимистично: выкарабкались, с КАМАЗом - основным конкурентом - стали партнерами, а тут и китайцы с интересными предложениями «подтянулись».

Подробности - в интервью с генеральным директором автомобильного завода «Урал» Виктором Корманом.

- Недавно состоявшийся на базе автозавода «большой военный сбор» показал, что в армии есть проблемы с техобслуживанием автомобилей. Однако ваши специалисты оказывается уже работают над этим с помощью базового автоцентра и мобильных сервисных центров. Что это за новшество?

- Министерство обороны России - наш давний и самый важный стратегический партнер. И именно он как заказчик диктует технические и тактико-технические характеристики. А военная наука в этих вопросах постоянно идет вперед, и автозавод является одним из участников процесса обновления техники для армии. В настоящее время одна из проблем армии связана с некачественным обслуживанием техники воинскими ремонтными и сервисными подразделениями. Чтобы ее снять с повестки дня, в этом году было принято решение провести эксперимент по передаче функций сервисного обслуживания напрямую производителям, в том числе УРАЛу и КАМАЗу. К нам прикрепили отдельные воинские части, в частности, танковую Чебаркульскую бригаду. Для выполнения программы технического надзора за состоянием армейских автомобилей наши специалисты создали базовый автоцентр. Он проводит работы по предпродажной подготовке, техобслуживанию и ремонту автомобильной техники в стационарных условиях.

На недавних сборах военные высоко оценили нашу работу, отметив, что по оперативности восстановления машин и по гарантийному обслуживанию автозавод «Урал» сегодня впереди всей промышленности. Так что эксперимент удался, можно двигаться дальше.

- Изменились ли технические требования к армейским автомобилям?

- Они корректируются достаточно часто. Мы участвуем в этом процессе через работу в специальных межведомственных комиссиях минобороны. Сегодня, например, по заданию военного ведомства автозавод участвует в проекте создания семейства армейских грузовиков нового поколения. Надеюсь, что первые опытные образцы появятся уже в первой половине следующего года.

- Создание новой техники потребовало от автозавода переоснащения сборочных линий?

- Линии у нас современные. Скорее, эта работа потребовала от нас другой компетенции, других инженерных решений. Ведь того, что мы сегодня разрабатываем, пока в российской практике просто нет. Настоящий военный эксклюзив. Поэтому нами подключен серьезный потенциал не только автомобильного завода «Урал», но и всей группы ГАЗ, многих наших партнеров, которые на очень высоком уровне занимаются этими специальными темами.

- Виктор Христофорович, что сегодня является определяющей частью бизнеса вашего предприятия? Где вы наиболее сильны?

- Общеизвестно, что в России мы являемся лидерами по производству полноприводных коммерческих грузовиков. Это линейка грузовиков полной массой от 13 до 30 тонн с разными колесными формулами различных модификаций. При этом автозавод «Урал» планомерно работает над обновлением своей продуктовой линейки. Сегодня на базе шасси автомобилей «Урал» монтируются более 250 образцов специальной техники: вахтовые автобусы, подъемные краны, автоцистерны, топливозаправщики, пожарные автомобили, ремонтные мастерские, техника для нефтегазового и лесопромышленного комплекса, горной промышленности и коммунального хозяйства. Потребность в спецтехнике на рынке большая, и она растет из года в год.

Мы стараемся эти потребность удовлетворять. Так, например, в середине ноября на Всероссийской выставке в Москве представляли перспективные разработки автозавода: полноприводные «Уралы» с «новым обликом» - с новой комфортабельной кабиной капотного исполнения, к производству которых предприятие приступило в 2009 году. Особое внимание со стороны экспертов было проявлено к нашим разработкам 2010 года - бескапотному полноприводному бортовому автомобилю с колесной формулой 6х6, а также принципиально новому большегрузному «Урал-6370» (6х6) в исполнении «седельный тягач», конвейерная сборка которого началась на предприятии минувшим летом.

- Как сумели удержаться в кризис?

- Падение спроса на грузовую дорожную технику на 75 процентов - это обрушение рынка. Наш автозавод «упал» по полноприводным машинам на 50 процентов, по дорожным - на 75 процентов. Это лучше, чем у других предприятий, но все равно очень болезненно. Но в итоге мы обратили кризис во благо. Осуществили оптимизацию в рамках, дозволенных законом: именно на ту долю, чтобы обеспечить эффективную модель бизнеса - где-то на тысячу человек. Кризисный 2009 год нам удалось закончить с прибылью, а таких предприятий в машиностроительной отрасли единицы. Прибыль была реинвестирована на развитие модельного ряда, и в разгар кризиса мы освоили производство коммерческих автомобилей с новым обликом, новой кабиной. Это было серьезное решение, оно позволило значительно увеличить потенциал наших продаж, потому что серийно выпускаемые автомобили имеют недостаток с точки зрения морально и физически устаревшей кабины. Сегодня другая кабина, иная эргономика и, соответственно, повышенный интерес к нашей продукции.

- Как складываются отношения с основным конкурентом - КАМАЗом?

- За последние два года мы сделали колоссальный рывок в улучшении качества автомобилей, и в этом вопросе идем на опережение конкурентов. Именно в этой плоскости и лежала наша конкуренция, а не в каком-то государственном лоббизме своих интересов.

Сегодня перешли в новую стадию работы с КАМАЗом: разместили у них часть заказов по изготовлению штамповок и других компонентов, заключили ряд договоров по кооперационным связям. И они, и мы выполняем свои обязательства. Теперь собираемся переходить на новую систему кооперации - на основе трехлетних договоров.

- Когда «Урал» можно будет назвать полностью экологичным автомобилем?

- До 2012 года в России должны быть внедрены экологические параметры «Евро-4», и естественно, что мы проводим активную работу по переходу к использованию более современных силовых агрегатов. В «Группе ГАЗ» есть производство двигателей, которые соответствуют экологическим параметрам Евро-4, с перспективой доведения до норм Евро-5 и Евро-6. Это модели ЯМЗ-530, ЯМЗ-536, двигатели нового поколения. Их выпуск начнется к концу следующего года. Применение этого силового агрегата плюс изменения в конструкции автомобиля позволят с января 2012 года начать выпуск «УРАЛов», полностью соответствующим нормам «Евро-4».

Полный текст интервью читайте в понедельник в газете "Челябинский рабочий"

VK31226318