Автостанция раздора

Автостанция раздора

Смена власти в Кизильском районе обернулась разрывом договора аренды с частным пассажироперевозчиком.

ОПАЛЬНЫЙ БИЗНЕСМЕН

Сергей Южаков на рынке пассажирских перевозок не новичок: заниматься этим бизнесом начал в 2004 году. Хотя и первопроходцем его не назовешь.

Предприниматель вспоминает, что ему пришлось осваивать менее доходные маршруты, накатывать рейсы на Уральское, Покровку, Обручевку, Карабулак. К 2009 году дела Кизильского ПАТО были настолько плохи, что администрация района приняла решение ликвидировать проблемное автопредприятие.

- У ПАТО были долги по зарплате, налогам, - вспоминает бывший глава районной администрации Александр СЕЛЕЗНЕВ. - Мы приняли решение его закрыть, ибо содержать убыточное предприятие при наличии частных перевозчиков было бессмысленно. Автовокзал и автобусный парк передали в аренду, арендатора выбрали на конкурсной основе. Им стал пассажироперевозчик Южаков. Его обязали принять на работу сотрудников ПАТО, привести здание в порядок. На тот момент станция была в ужасном состоянии: половина окон выбита, ужасные двери, ободранные стены. Сергей Владимирович свое обязательство выполнил: вставил окна, покрасил двери, решил вопрос с отоплением, чтобы люди в холодное время года ожидали автобус в нормальных условиях. Одновременно мы передали Южакову на обслуживание школьные автобусы. В марте нынешнего года в районе пришла к власти новая команда. Она решила не пролонгировать договор аренды, заключенный прежней администрацией с Южаковым на 11 месяцев, и даже досрочно расторгнуть его.

По словам пассажироперевозчика, на него было оказано административное давление.

- Сначала мне предложили расторгнуть договор, но я отказался, - рассказывает Сергей Южаков. - А в июле получил письмо от главы района Е. Макарова: якобы я нарушаю условия договора, срываю какие-то рейсы. Да, один раз автобус не вышел на маршрут из-за поломки, но при чем тут договор аренды?

- Договор с предпринимателем был заключен в апреле 2010 года, - вспоминает Александр Селезнев. - Предусматривалось, что Южаков будет вкладывать деньги в ремонт автостанции, соответственно, ему нужны были гарантии. Поэтому документ составлен с правом на автоматическую пролонгацию при условии добросовестного использования помещения станции. То есть администрация не имела права автоматически его расторгать. Условий, при которых перевозчик должен выполнять определенные рейсы, в договоре нет. Я не вижу никакой экономической выгоды для района в том, что сейчас происходит.

АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ ВАРИАНТ

Растерянный предприниматель утверждает, что сразу после подписания договора аренды он приступил к ремонту автостанции. Однако новая районная власть своим письмом запретила ему делать это якобы из-за отсутствия «необходимости в проведении работ по капитальному ремонту здания автовокзала, согласно составленной смете».

В октябре Сергей Южаков арендовал пустующий магазинчик, чтобы оборудовать в нем мини-автостанцию: офисное помещение, диспетчерскую службу, кассу по продаже билетов, магазин сопутствующих товаров. Но и здесь предпринимателя ждало разочарование: по его словам, администрация негласно запретила владельцу помещения - бывшему райпотребсоюзу - вступать в договорные отношение с частным пассажироперевозчиком.

- Альтернативная автостанция нужна для того, чтобы можно было вести документацию (сегодня я вынужден все бумаги и накладные держать дома), создать условия для медицинского работника, - говорит Южаков. - Раньше осмотр проводился на автовокзале, а сейчас водители вынуждены рано утром идти на станцию скорой помощи, чтобы получить разрешение выйти на маршрут.

«ПУСТЬ КОНКУРИРУЕТ!»

Председатель Собрания депутатов Кизильского муниципального района Сергей САФОНОВ пояснил, что одна из основных причин, заставивших местную власть досрочно прервать договорные отношения с предпринимателем Южаковым, - полное игнорирование арендатором своих обязанностей по капитальному ремонту здания.

- Одним из условий договора аренды было проведение капремонта автостанции, - говорит спикер районного парламента. - Но за все время действия договора не было сделано ровным счетом ничего, кроме установки двери в кассу и наклейки обоев в этой комнате. В здании отсутствует туалет, не подведены вода и тепло, не говоря уже о внутренней отделке и ненадлежащем содержании прилегающей территории.

- Разрешение на выполнение капремонта вокзала было ничем иным, как схемой ухода от арендной платы, - считает исполняющий обязанности первого заместителя главы района Александр ПОТАПОВ. - Разрешение на проведение капитального ремонта в счет арендной платы было получено Южаковым 9 ноября 2009 года, закончить ремонт он должен был до 9 августа 2010-го. Мы провели проверку документов и обнаружили, что срок аренды на исходе, а никаких признаков грядущего ремонта нет! Отсутствует проектно-сметная документация, нет эскизов фасада и планов реконструкции.

По словам начальника управления по имуществу и земельным отношениям районной администрации Дулата ЖУМАБАЕВА, о том, что договор не будет пролонгирован, пассажироперевозчика Южакова, как положено, предупредили за три месяца до окончания срока действия документа. Досрочного расторжения договора не было, какие-либо административные меры по отношению к предпринимателю не применялись. Дулат Жамашевич отметил также, что те деньги, которые предприниматель успел вложить в ремонт уже после запрета на его проведение (согласно документам, это 20 тысяч рублей) все же были зачтены ему в качестве арендной платы. При этом автоперевозчик задолжал муниципальному образованию порядка 13 тысяч рублей.

- Не знаю, о каких притеснениях идет речь, - заявил Сергей Сафонов. - Мы дождались окончания срока действия договора и вернули собственность муниципального района. Принято принципиальное решение о восстановлении Кизильского ПАТО.

Возможные причины недовольства предпринимателя администрация района объясняет просто: во-первых, в результате возрождения ПАТО часть клиентов пассажироперевозчик потеряет. Во-вторых, после прихода к власти новой команды во главе с Евгением Макаровым Южаков утратил свои привилегии, основанные на личных связях с предыдущим главой.

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ОБЪЕКТ

Отрицательная реакция администрации на затею с организацией альтернативного варианта автостанции вызвана, якобы, в первую очередь крайним возмущением обитателей соседних домов. На столе у председателя Собрания депутатов лежит письмо, подписанное десятками жителей райцентра. Люди в ужасе от того, что напротив детской площадки может появиться автостанция.

К слову, автовокзал в Кизиле, возможно, уже к будущему лету совершенно преобразится. Разработан генеральный план по развитию инфраструктуры и капитальной реконструкции здания. Будут подведены вода и тепло, появятся зал ожидания, комната матери и ребенка, комната отдыха водителей. Заказан проект на реконструкцию не только автовокзала, но и всей прилегающей территории. Пустующая площадь возле автовокзала превратится в цивилизованный рынок, которого так не хватает сегодня кизильчанам и гостям районного центра, в числе которых транзитные пассажиры из Оренбурга и Казахстана. Вряд ли такая задача по силам индивидуальному предпринимателю.

По словам заместителя главы Кизильского района по правовым вопросам Натальи БЕКЕТОВОЙ, вокзал относится к стратегическим объектам. А потому он должен не только жестко соответствовать существующим санитарным нормам и правилам, но и отвечать требованиям специальной областной программы, регламентирующей пассажирские перевозки, в том числе - по вопросам безопасности. Это позволит кизильскому автовокзалу принимать и внутрирайонные маршруты, и транзитные рейсы. С этой точки зрения стратегический объект негоже отдавать в аренду частному лицу.

Южаков действительно наладил регулярное транспортное сообщение с отдельными, прежде труднодоступными селами. Его транспорт делает ежедневно четыре рейса в Магнитогорск, «накатаны» рейсы в Измайловку, Карабулак, Покровку, Обручевку. Глава Обручевской сельской администрации Давлеткильды ТИМИРБЕКОВ рассказал, что благодаря Южакову налажено прямое сообщение с райцентром: дважды в день можно уехать в Кизил, а в праздничные дни подаются даже две транспортные единицы. С другой стороны, есть и нарекания: жительница села Лилия Клюшина сетует, что бывают неожиданные сбои, особенно в утренние рейсы, когда люди расходятся по домам, так и не дождавшись автобуса. Она отмечает также, что рейс очень удобный, но неоправданно дорогой:

- Нам есть с чем сравнивать, - говорит Клюшина. - У Южакова билеты процентов на 20 дороже, чем на рейсы Магнитогорск-Бреды, Магнитогорск-Джетыгара.

Возможно, конфликт между частным предпринимателем и новой администрацией, имеющий сложный привкус личных симпатий-антипатий, отголосков старой политической борьбы, приведшей во власть команду бывших оппозиционеров, послужит развитию транспортной инфраструктуры района. А иначе стоило ли копья ломать?

Юлия УЛИТКИНА

VK31226318