Кто ответит за панику, вызванную лисами?

Кто ответит за панику, вызванную лисами?

О том, что видеозаписи с гуляющими по городу лисами - это реклама, стало известно после того, как ответственность за них взяла на себя компания «Уралбройлер».

Когда возмущенные жители потребовали от администрации Челябинска предпринимать срочные меры по поимке (отстрелу) животных, маркетологи и пиарщики фирмы «Уралбройлер» поспешили заявить, что никто из горожан не подвергался и не мог быть подвергнут реальной опасности.

- Никаких лис на улицы Челябинска никто не выпускал, это обыкновенный видеомонтаж, - заявила пиар-менеджер агрохолдинга Виктория Борисенкова.

Как выяснилось, производство вирусных роликов велось в местах размножения лис в неволе, затем к съемке добавляли городские ландшафты. Распространялись записи электронными письмами от мнимых очевидцев событий, которые якобы случайно засняли животных на мобильные.

Ажиотаж вокруг искусственно созданного события тщательно подогревался в интернете. А когда из-за волны слухов некоторые обыватели начали бояться посещать рестораны в центре Челябинска (вокруг спокойно разгуливают лисы!), пришлось срочно вмешаться владельцам брэнда «Аргаяша».

Виктория утверждает, что сеять панику и страх цели не было. Отметает она и обвинения в копировании сценария вирусной рекламы одного водочного брэнда.

- Мы не следовали за вирусной рекламой водочного брэнда. Наоборот, идея такой рекламы исходила от нашей стороны. На момент разработки идеи, в июле 2010 года, креативная концепция с лисами была разослана в несколько продакшн-студий для проведения тендера. В том числе она была выслана и компании BAZELEVS. На тот момент BAZELEVS был готов принимать активное участие в предложенном проекте, однако в тендере победило агентство «Таран Продакшн».

Либо идея была украдена на стадии разработки креатива, либо BAZELEVS повела себя нечистоплотно.

После того, как руководство ООО «Уралбройлер» узнало о запуске кампании с волками, было принято решение продолжать рекламную кампанию брэнда «Аргаяша», поскольку активно шли съемки животных. Кроме того, мы понимали, что целевая аудитория у рекламных кампаний разная, и у ООО «Уралбройлер» есть логичное завершение - ролик, где лисы выступают экспертами в выборе вкусной курицы.

В общем, кто у кого украл сценарий, из объяснений пиар-менеджера не совсем понятно. Но то, что такая реклама вполне может сеять страх и панику в городе с миллионным населением, не подлежит сомнению. Должен ли виновный понести ответственность за это?

Юристы с сомнением в голосе говорят, что «такой статьи нет в законодательстве». Но правовед Анна Тарлова углядела такую любопытную деталь:

- Конституция РФ (статья 42) гарантирует каждому гражданину право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды. С этой точки зрения, умышленное распространение гражданином или юридическим лицом через СМИ заведомо ложной информации о появлении в городе диких зверей, представляющих опасность для человека, - нарушение права горожан на достоверную информацию. Если будет установлено, что такие действия являются частью рекламной компании, то не лишне вспомнить статью 5 закона «О рекламе», где говорится, что при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства РФ.

Юристу вторит Челябинское УФАС России, которое рекомендует телеканалам города Челябинска

не распространять в эфире рекламу, в которой присутствуют образы родителей, а также несовершеннолетних с лисьими головами. «Присутствие в рекламе людей с лисьими головами, рычащих, воюющих, и в сочетании с мелькающими кадрами, вызывает отрицательные эмоции, страх и побуждает к панике»-говорится в их официальном письме. «Данная реклама нарушает общепринятые нормы морали и нравственности и противоречит требованиям части 6, части 11 статьи 5 Федерального закона «О рекламе». Изображение в сюжете несовершеннолетних, издающих рычание, в сочетании с их лисьими головами, лающих и скалящих зубы, способствует формированию модели агрессивного поведения у несовершеннолетних и в целом

наносит вред их нравственному и духовному развитию. Статья 14 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» предусматривает защиту ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию. УФАС РФ по Челябинской области готовит материалы для

возбуждение дела по признакам нарушения законодательства о рекламе по факту распространения рекламы «Аргаяша», в связи с чем рекомендует не распространять указанную рекламу.

VK31226318