Акции Ростелекома продолжают падать
В настоящее время Ростелеком выступает подрядчиком во множестве как региональных, так и федеральных проектов, в числе которых установка камер наблюдения за нарушениями правил безопасности на дорогах. Но, несмотря на важную социальную значимость подобных начинаний, компании не удается избежать многочисленных скандалов.
В 2017 году критика Ростелекома вышла на по-настоящему государственный уровень. В ходе последнего визита Президента России Владимира Путина в Великий Новгород и.о. губернатора Новгородской области Андрей Никитин выразил озабоченность теми расценками, которые государственная компания предъявляет за свои услуги.
Напомним, в декабре 2014 года ПАО «Ростелеком» и «Агентство развития Новгородской области» («АРНО»), которое в тот момент курировал вице-губернатор Виктор Нечаев, отбывающий сейчас наказание за мошенничество, заключили контракт на сумму 733 млн рублей. Позднее управление Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области через суд потребовало признать недействительным аукцион и заключенный на его основании договор.
Создание системы фиксации нарушений ПДД преподносилось как важные бюджетные инвестиции. Однако доходы от штрафов, выписанных нарушителям, зафиксированных камерами, оказались минимальными. В то время как сумма сделки с Ростелекомом – наоборот, завышенной.
Аналогичный случай возник в Омске, где с подачи Ростелекома объявили конкурс на установку уже действующих видеокамер. При этом стоимость изначального тендера оценивалась всего в 485 тысяч рублей, тогда как второго – уже почти два миллиона. Эти деньги компания планировала получить фактически из воздуха.
Разумеется, от такого некорректного ведения дел страдает вся отрасль. Прочие игроки на рынке телекоммуникационных систем могли бы конкурировать с Ростелекомом при равных условиях, как по цене, так и по качеству предлагаемых услуг. Однако когда местные органы власти фактически создают монополию, составляя условия контрактов специально под конкретную компанию, более добросовестные подрядчики просто не могут получить заказы.
Это создаёт нездоровую ситуацию и вредит в первую очередь клиентам и конечным потребителям услуг. С ноября 2016 по ноябрь 2017 года сервис Яндекс директ зафиксировал увеличение числа недовольных услугами Ростелекома с 16 тыс. до 21 тыс. человек – то есть почти на 30% за год.
Таким образом, «привилегированная» компания поставляет не просто дорогие, но и некачественные услуги. Об этом прямо говорит статистика, которая фиксирует все жалобы, попадающие в Интернет-поисковики. И если сравнивать показатели Ростелекома с ближайшими конкурентами, например, Билайном, на который количество Интернет-жалоб наоборот сократилось, то получается очень неприглядная для госкомпании картина.
Возможно, причина столь небрежного исполнения обязанностей по отношению к собственным клиентам, скрывается в кадровой политике структуры. Как известно, кадры решают всё. И если вместо профессионалов в компанию приходят люди, отбираемые лишь по принципу лояльности, то негативный результат не заставит себя ждать.
Так и в случае с Ростелекомом, где в июне 2017 года вице-президентом по развитию бизнеса был назначен Александр Айвазов – не случайный человек в одном из федеральных политических кланов, однако сомнительный управленец.
Ранее Айвазов неоднократно становился героем новостных публикаций. И при этом непременно в негативном свете. Поскольку все его многочисленные проекты оказались крайне убыточными. Так в 2015 году журнал «Forbes» опубликовал большой материал о деятельности Titanium (так называется одна из компаний Айвазова), в которую были вложены десятки миллионов долларов.
«Фабрика online», работающая над созданием онлайн-игр, Cloudpayments – сервис для работы в сфере электронной коммерции, приложение «Будист» (Wakie – в англоязычных странах). Ни один из этих продуктов, подаваемых как инновация в российском бизнесе, не принес создателям прибыли. Попытка выйти на иностранные рынки также оказались безуспешными. Сервис онлайн-трансляции 365scores, деловой календарь для смартфонов Any.do, новостное приложение Drippler – ни одного успеха.
Однако, как известно, успешное портфолио не главное качество «эффективного менеджера». Поэтому, пока главными приоритетами Ростелекома остаются не профессионализм и клиентоориентированность, а связи и клановые узы, поток жалоб и скандалов будет только расти – как в Интернете и в социальных сетях, так и реальности. И пока компания не определит для себя новые приоритеты в работе на рынке, ситуация едва ли изменится к лучшему.
Оформите заказ на услуги сантехника в Москве