Импортозамещение дело хорошее?

Импортозамещение дело хорошее?

Научно-производственное предприятие «Резонанс» уже четверть века специализируется на инновационном приборостроении, в списках наших партнеров — десятки машиностроительных заводов по всей России. Но с каждым годом их становится все меньше. Закрываются эти предприятия.

Печально, что самое сильное падение демонстрируют именно высокотехнологичные отрасли обрабатывающей промышленности. Машиностроение, приборостроение - это основа инновационной экономики. Однако как раз они сегодня остаются в загоне, становятся банкротами и ликвидируются чаще других. Всем известны уничтоженные машиностроительные заводы Челябинска, на месте которых действуют торгово-развлекательные центры.

Почему так происходит? Просто вся система предпринимательства в современной России выстроена таким образом, что заниматься производством не выгодно. Налоговая, правоохранительная и судебная системы фактически настроены против производственной деятельности. Они предопределяют крайне неблагоприятную деловую среду, в первую очередь, для малых и средних предприятий с высокой добавленной стоимостью.

Президент России Владимир Путин еще в декабре 2014 года в Послании Федеральному Собранию отметил, что при проведении проверок по-прежнему доминирует обвинительный уклон. Но разве за прошедшие полтора года что-то улучшилось? Нет. Госорганы по-прежнему настроены на то, чтобы обязательно найти нарушения, оштрафовать, наказать.

Более того, в последние года два-три отношение к бизнесу резко изменилось к худшему. Размеры всех штрафов увеличились многократно. Понятно, что предприниматели всегда рассматривались, как «дойные коровы». Но раньше госорганы хотя бы немного заботились о том, чтобы эти коровы не сдохли. Сейчас это ограничение отсутствует.

Государство готово защищать кого угодно, только не отечественного производителя-налогоплательщика. За примерами далеко ходить не надо.

«Резонанс» закупил комплектующие в Китае, сделал предоплату 300 тысяч рублей. Партнеры нам партию отгрузили, но она пролежала на китайской таможне и вернулась на фирму. Таможня этой фирме выставила штраф за хранение и пересылку. Но наши партнеры вдруг предложили этот штраф оплатить «Резонансу». Мы, естественно, задаем вопрос: с какой стати, если вы сами отправили груз не предусмотренным в контракте маршрутом? Нам отвечают: тогда не получите ничего. Все попытки переговоров с китайской стороной ни к чему не привели. Ладно, смирились мы, что потеряли 300 тысяч.

Но тут нам приходит из ТУ Росфиннадзора по Челябинской области штраф в 208 тысяч за нарушение валютного законодательства - деньги за границу ушли, а товар не получен. Аргумент такой: предприятие якобы приняло не все меры по возврату средств. В частности, в международный арбитраж не подало. Самое интересное в этой ситуации, что решение международного арбитража носит лишь рекомендательный характер. Наши госорганы вместо того, чтобы помочь «Резонансу» получить продукцию способствовали тому, что предприятие потеряло более полмиллиона.

Еще характерный пример. Озаботилась прокуратура Ленинского района защитой авторских прав американской компании «Аутодеск» на их программное обеспечение. Пришла на «Резонанс» с проверкой, нашла у нас программы, предназначенные для разработки конструкторской документации. Программы были куплены в 2008 у ликвидированной фирмы. Дистрибутивы, документация и файл лицензии сохранились, но документы об оплате были утрачены. Результат деятельности прокуратуры - штраф за «пиратство» около миллиона рублей через суд нами был перечислен в США, штат Калифорния. Как вам такие действия прокуратуры на фоне санкций США против России?

Кого в данном случае защищают российские правоохранительные и судебные органы?

К сожалению, таких примеров можно привести множество.

Может быть, кто-то сделает удивленный вид, узнав, что в настоящее время широко распространено наказание предпринимателей при отсутствии их вины. Пример с Росфиннадзором я приводил. Аналогичным образом, если контрагенты не платят налоги, то эти налоги будет платить предприниматель, даже если он не в состоянии проверить их добросовестность. Налоговые органы найдут способ доказать, что он не проявил должной осмотрительности при выборе контрагента, ведь критерии этой осмотрительности не установлены. Суд в подобных случаях раньше всегда вставал на сторону предпринимателей, а сейчас — на сторону налоговых органов. Налоговики порой прямо говорят: «Бюджет не должен ничего терять».

Российским предпринимателям сегодня приходится выживать не «благодаря», а «вопреки» действиям органов власти. Было бы хорошо, если бы органы власти относились к предпринимателям с безразличием. Но они нередко проявляют агрессивность, неуместную в условиях сжимающегося рынка. Скажите, пожалуйста, как предпринимателям выпускать импортозамещающую продукцию при неблагоприятных условиях для производственной деятельности и где найти покупателей на нее, если идет спад практически во всех отраслях экономики?

Однако, я вовсе не пессимист. Неизбежное углубление экономического кризиса, которое вероятнее всего перерастет в социально-экономическую катастрофу, приведет к тому, что возрождению отечественного производства не будет альтернативы. Экономика начнет возрождаться, обязательно встанет на ноги, наладит пресловутое «импортозамещение». По моему глубокому убеждению, возрождение возможно лишь на основе опоры на созидательную энергию предпринимателей, на множество малых и средних производственных предприятий, причем как промышленных, так и сельскохозяйственных. Особенно на тех, кто уже сегодня демонстрирует готовность к работе в шестом технологическом укладе. Кстати, на «Резонансе» элементы этого уклада созданы. Было бы замечательно, если бы органы власти поставили перед собой задачу найти и поддержать подобные «точки роста», которые обязательно, в конце концов, потянут за собой вверх экономику всей нашей великой страны.

Автор -доктор технических наук, генеральный директор ООО НПП «Резонанс», Челябинск.

VK31226318