Made in Урал: «Резонанс» бросает вызов «Катерпиллеру»

Made in Урал: «Резонанс» бросает вызов «Катерпиллеру»

И название вполне соответствовало бы содержанию. На челябинском научно-производственном предприятии «Резонанс» действительно выпускают самый широкий спектр инновационных электронных приборов, востребованных в машиностроении, в оборонном комплексе и даже в космической отрасли.

За четверть века на «Резонансе» удалось создать коллектив, обладающий, как говорится на сайте предприятия, «неиссякаемым заделом оригинальных разработок». Но так ли гладок был путь к успеху?

«Черный ящик» для Сингапура

На входе в офис «Резонанса» на улице Машиностроителей гостей встречают две клумбы красивых фиолетовых нарциссов. Если верить условному «языку цветов», нарцисс символизирует желание чего-то нового, вечное стремление вперед. Что ж, это вполне соответствует философии предприятия, сумевшего за четверть века не только выбиться в лидеры российского приборостроения для сельскохозяйственной, транспортной и строительной техники, но и заставить считаться с собой на зарубежных рынках.

- После учебы в ЧПИ я около десяти лет проработал на заводе «Электромашина» в конструкторском отделе, - вспоминает основатель и генеральный директор «Резонанса» Владимир Коровин. - Затем меня сагитировали в тракторный НИИ, там я занимался темой радиоуправляемого бульдозера. В августе 1990 года вышло постановление Совета министров СССР «О мерах по созданию и развитию малых предприятий», и мы в институте создали свое малое предприятие.

Сначала пытались заниматься только разработкой документации, но быстро пришли к выводу, что это ошибочный путь. Надо еще и производство открывать. Так малое предприятие переросло в научно-производственное предприятие «Резонанс». Основная сфера его деятельности - приборостроение.

Разрабатываем и изготавливаем электрооборудование и электронные системы для кранов, погрузчиков, тракторов, грузовых автомобилей и прочей наземной техники. Выпускаем продукцию для оборонки, например для военного вездехода «Тигр». Есть лицензия Роскосмоса. Недавно вот разработали, изготовили и сдали заказчику электронный блок для отечественного ядерного двигателя космического корабля для полетов в дальний космос. Работа очень сложная и интересная.

Сегодня в «Резонансе» трудится порядка двухсот человек, в том числе около 40 инженеров и технологов. Это высококвалифицированные специалисты, ведь им приходится иметь дело с уникальнейшими изделиями и сложным технологическим оборудованием, в том числе с производительностью в сотни, если не тысячи электронных плат в час.

Работу одного из таких станков корреспонденту «Челябинского рабочего» продемонстрировал технический директор предприятия Дмитрий Павлов. Что говорить, увиденное впечатляет: человеческий глаз просто не в состоянии уследить за молниеносным перемещением манипуляторов, за считанные секунды монтирующих в нужных комбинациях транзисторы, резисторы и прочие «электронные кирпичики».

- Это он еще не на полную мощность работает. Можно автоматику еще быстрее настроить, - продолжает удивлять журналиста Дмитрий Павлов. Потом он предлагает пройти на экскурсию в цеха, к которым не очень подходит слово «производство». В застекленных отсеках царят тишина и идеальная чистота.

Перечисление «финишной» продукции «Резонанса» (всевозможные блоки управления, счетчики, кабельные жгуты, преобразователи) мало что скажет неискушенному читателю.

Впрочем, об одном из приборов стоит рассказать подробнее. Это аналог самолетного «черного ящика», но только сконструированный специально для грузоподъемных машин. Электронное устройство, официально именующееся прибором безопасности стреловых кранов, призвано не просто фиксировать все параметры работы крана, но и подсказывать оператору правильные действия. Для этого прибор оборудован цветным графическим монитором, облегчающим работу крановщика.

«Резонанс» настолько преуспел в этом направлении, что, насытив внутренний рынок, стал экспортировать «черные ящики». Не так давно предприятие выиграло в Сингапуре международный тендер, в котором участвовали ведущие разработчики аналогичных систем из Америки, Китая и Европы.

Не остался без внимания и латиноамериканский рынок. По заказу партнеров из Венесуэлы южноуральские приборостроители обучили свой прибор понимать испанский язык. На «Резонансе» не упустили и того, что в Венесуэле их «черным ящикам» предстоит трудиться в жарком и влажном климате: все блоки, датчики и соединительные жгуты приборов в тропическом исполнении. Смоделировать такой вариант на предприятии не проблема, для этого построена испытательная камера, где приборы проходят суточную обкатку в условиях повышенной вибрации и 50-градусной жары.

Бульдозер с джойстиком

Гендиректор «Резонанса» Владимир Коровин не считает нужным скрывать, что испытывает гордость, когда видит на улице проезжающий автокран или автомобиль «Тигр». Знает: на нем установлен прибор, разработанный его конструкторами и изготовленным его предприятием. Но Владимир Андреевич при этом отлично осознает и другое: это уже день сегодняшний, а чем предприятие будет заниматься завтра? Или через год, через два?

- На определенном этапе развития мы столкнулись с ограничением внутреннего спроса, - рассказывает руководитель. - Ничего удивительного, ведь наши заказчики - это машиностроительные предприятия, а они в России закрываются одно за другим. Встал вопрос: в каком направлении развиваться дальше? Нужен был новый импульс - вот мы и вспомнили про бульдозеры.

По сути, я вернулся к своему заделу периода 80-х, ведь что такое трактор я хорошо знаю со времен работы в тракторном НИИ. Проанализировали рынок, его потребности, качество российское и импортное и пришли к выводу: если работать по строительной технике, то выгоднее всего сосредоточиться на бульдозерах.

- Парадоксальное решение, Владимир Андреевич! Вы собираетесь выпускать гусеничные трактора в городе, который формально считается «тракторной столицей» страны. Неужели с ЧТЗ собираетесь конкурировать?

- И с ЧТЗ, и с зарубежными производителями. За счет чего? За счет лучшего соотношения цена - качество. Бульдозер Б421 - полностью наша оригинальная разработка, вплоть до рамы, редуктора, ходовой части, кабины и дизайна. Масса 17 тонн, двигатель 180 лошадиных сил, бесступенчатая трансмиссия, шестипозиционный отвал. Считаем, что даже «Комацу» и «Катерпиллеру» сможем составить конкуренцию, ведь у японцев и американцев заоблачные цены - миллионов 20 за один трактор. А у нас - пять.

Руководитель честно признается, что уровня качества лидеров мирового тракторостроения из Японии и США в ближайшее время достичь вряд ли удастся. Но приблизиться к нему челябинцы очень рассчитывают. Уже собраны и тестируются три образца нового бульдозера. Судя по потертостям на боках того ярко-желтого экземпляра, в кабине которого удалось посидеть автору этого материала, испытания машина проходит нешуточные.

Кстати, о кабине. Согласитесь, непривычно выглядит трактор, управление которым осуществляется как в компьютерной игре - легким прикосновением к джойстику. А перед глазами водителя еще и монитор, подсказывающий точный алгоритм действия и параметры работы всех систем.

- Любой из наших тракторов легко переделать в радиоуправляемый, для этого достаточно лишь поменять блок управления. Это бывает необходимо, когда в процессе работы есть опасность для здоровья оператора, например, при ликвидации техногенных аварий, - поясняет технический директор Дмитрий Павлов.

Точки роста для экономики

Первоначальные планы по выпуску гусеничных машин под брендом REZONANS впечатляют: только в 2016 году их собирались произвести 120 штук. Но в ходе реализации проекта инициаторы столкнулись с трудностями по получению разрешения на строительство производственных корпусов.

Над производством, которое могло бы дать Челябинску две сотни новых рабочих мест, нависла бюрократическая угроза. И тут на помощь «Резонансу» пришел губернатор. Побывав на инновационном предприятии, Борис Дубровский дал поручение региональному Агентству инвестиционного развития сопроводить проект. Выход был найден, сейчас сборочный цех готовится к вводу в эксплуатацию.

Владимир Коровин делится эмоциями от приезда главы региона:

- Визит губернатора мы восприняли как нечто из ряда вон выходящее. За два десятилетия, что я возглавляю предприятие, ни один чиновник не пришел к нам и не спросил, чем помочь, что мешает в работе. Ни при Сумине такого не было, ни при Юревиче.

Предприятия чиновниками всегда рассматривались как дойные коровы. А у Дубровского другой подход, он понимает, что одно рабочее место в машиностроении и приборостроении влечет за собой создание от пяти до двадцати рабочих мест в смежных отраслях. Он производственник, наша сфера близка ему.

Увы, приведенный пример «ручного управления» исключение из правил. В ходе нашего разговора Владимир Андреевич привел немало фактов, которые скорее противоречат декларируемому курсу на поддержку российского малого и среднего бизнеса. Даже в случаях чисто экономических споров на международном уровне наши госорганы почему-то предпочитают занимать не сторону отечественного производителя, а сторону китайских или американских фирм.

Тем не менее, наша беседа с Владимиром Коровиным завершилась на оптимистичной ноте:

- Экономика страны возродится. Я оптимист в этом вопросе. Кризис заставит. Но основа инновационной экономики - это именно машиностроительные и приборостроительные предприятия, большая часть которых уничтожена в девяностые и двухтысячные годы. А создать их с нуля нереально.

Экономику можно возродить лишь с опорой на выжившие, еще не ликвидированные производственные предприятия. На тех специалистов, кто не изменил своему призванию, не ушел в торговлю, не стал чиновником, а все эти годы делал что-то свое, новое. Наш «Резонанс» как раз из таких предприятий, которые могут и должны стать опорными точками для роста новой экономики Челябинской области.

Но для этого нужна принципиально иная экономическая политика. Предприниматели и органы власти должны быть партнерами при решении задач развития экономики. На это прямо указал губернатор Борис Дубровский.

VK31226318