Не пытайтесь обмануть экономику

Не пытайтесь обмануть экономику

Мы дожили до «новой реальности»

Челябинская область с ситуацией, характерной для текущего структурного кризиса, еще не сталкивалась. После относительно успешного предыдущего года у нас был временной лаг относительного благополучия в экономике, длившийся примерно полгода. В совокупности экономические показатели нашего региона были несколько лучше средних по России. Это был момент «недолгого относительного счастья», когда эффект падения стоимости рубля уже положительно сказался на экспорте готовой продукции и еще не в полной мере отразился на цене потребительской корзины. Но теперь вступает в силу локальный шоковый сценарий, о чем говорят показатели первого квартала. Ситуация абсолютно закономерная: после относительного успеха – «провал». Подобную ситуацию характеризуют по-разному, иногда как «новую реальность», иногда как начало периода стагнации. Но мы были не готовы к ней даже на уровне стратегического прогнозирования.

Противоречивость экономических реалий и неготовность системы управления работать в них множит проблемы. Применение старых, выработанных десятилетия назад методик и должностных инструкций в нынешних условиях оказывается непросто неэффективным, но даже разрушительным. В публичных выступлениях многие чиновники по-прежнему говорят про ожидание роста и грядущий успех, хотя успеха в прежнем значении этого слова сейчас не может быть в принципе. Несоответствие слов и реалий «режет глаз» даже неискушенным. И в этом кроется одна из причин потери доверия населения к управленцам, что влечет серьезные социальные последствия.

Итог 2016: минус семь процентов денег на жизнь

Напомню, что динамика региональной экономики определяется национальными трендами. При этом с 2000 года темпы экономического роста в Челябинской области на процент отставали от средних по России.

Сегодня по многим ключевым показателям, значимым для социума страны, на текущий год прогнозируется не рост, а снижение на три – семь процентов. В дальнейшем темпы спада несколько замедлятся. Динамика в Челябинской области будет аналогичной, может быть, – на процент или два – даже хуже. То есть, падение по ряду ключевых для жизнеобеспечения показателей на пять и даже семь процентов по итогам 2016 года на Южном Урале вполне реально.

Предпосылок для экономического роста и быстрой смены ситуации для социума ждать не приходится. Сейчас все более остро встает проблема диверсификации. Как известно, у нас до 60 процентов производства приходится на металлургию. Эта моноэкономическая зависимость остро проявилась, уже три года назад, когда бюджет недополучил от металлургов платежей в виде налога на прибыль. Но программа диверсификации, которую провозгласил губернатор того времени Михаил Юревич, так и осталась на бумаге.

Сейчас, в период структурного кризиса, этот вопрос обозначился еще более остро, но его быстро не решить. Наслаиваются проблемы давних времен. Сказываются как общие для регионов страны издержки девяностых годов, так и наша местная специфика. К примеру, в период локального (в границах Челябинской области) кризиса 2002 года развалилась большая часть машиностроительных предприятий. Даже флагман – ЧТЗ – оказался в состоянии десятилетнего перманентного полу банкротства. Именно тогда в экономике региона, к сожалению, произошли негативные структурные, необратимые сдвиги. Сейчас возврат к прежней экономической структуре уже невозможен.

Еще одно метро

Проблема инвестиционного климата и инвестиционной политики в Челябинской области существовала всегда и признаки изменений к лучшему пока не просматриваются. В стратегии развития до 2020 года, были упомянуты только прежние инвестиционные проекты - старые заготовки предшествующих периодов. Малопригодные уже в то время, они были заявлены, по сути, в качестве ориентира.

Наиболее известных и успешных проектов фирмы «Конар» (где недавно проводил совещание Дмитрий Медведев) среди них нет - это внешняя инициатива. По внутренним инициативам пока успехов не заметно, и все более явно проявляется проблема корректности оценки результатов инвестиций.

Уместно говорить о состоянии инвестиционной культуры, где должны превалировать правила цивилизованного бизнеса, предполагающие долгосрочные (не нацеленные на имидж) стратегические обоснования проекта, подкрепленные реальными финансами. В противном случае никакая бизнес-идея не поможет в кризис и, весьма вероятно, только усугубит его.

Пример – скоростная магистраль Челябинск – Екатеринбург. Любая железная дорога, тем более, скоростная – проект десятилетий или даже века. Соответственно, желаемые миллиарды рублей общего синергетического эффекта (никем, кстати, не подтвержденные) растянутся также на десятилетия и улучшению текущей ситуации мало поспособствуют. Впрочем, сама перспектива собрать и потратить на строительство железной дороги, по меньшей мере, две сотни миллиардов рублей, при множестве текущих, актуальных сегодня вызовов выглядит довольно странной. Окупаемость таких инвестиций при сложившейся структуре межрегиональных взаимоотношений более чем призрачна.

Подготовка к саммитам ШОС и БРИКС предполагает возведение новых объектов за три года. Это более близко к реальности. Однако и здесь экономика не ясна. Востребованность «шосовских» новостроек после саммита не прозрачна, как и их финансовые перспективы. Отсутствие даже минимально необходимой инфраструктуры в Челябинске (дороги, аэропорт и др.), возможно, удвоит потребности в финансировании. Возникает вопрос, за чей счет.

Степень эффективности такого проекта для региона определяется балансом: сколько федеральных денег удастся привлечь для решения местных задач и сколько региональных средств потребуется отвлечь на цели саммитов. Пока здесь много вопросов, тем более, у региона острые проблемы даже с финансированием текущего благоустройства, содержания и ремонта существующих дорог.

Ярко выраженным примером реализации проекта без экономического обоснования является строительство Челябинского метро. Реальное для многих городов решение в Челябинске превратилось в многомиллиардную «черную дыру» без каких-либо шансов на успешное завершение работ в обозримой перспективе.

Впрочем, качество проработки упомянутых выше проектов таково, что до масштабов метро они вряд ли дотянут, забуксовав на начальной стадии, и ограничившись тратой нескольких десятков или сотен миллионов бюджетных рублей. Но дело не только в деньгах. Не менее значимо то, что будут упущены время и возможности решения других более реальных и актуальных задач.

Сегодняшний день диктует значительно более жесткие требования к количеству и качеству инвестиционных проектов. Объем инвестиций в 2015 году составил всего 85 процентов от уровня 2014-го. А если учесть, что у нас и до этого инвестиции сокращались, то мы (если рассматривать в сопоставимых ценах) достигаем лишь уровня 2005 – 2006 годов. В таких условиях говорить о каких-то масштабных преобразованиях достаточно сложно.

Где взять проекты

Конкуренция инвестиционных проектов - условие эффективного развития экономики. Пока у нас этой конкуренции нет, говорить о том, что выбираем лучший проект для роста благосостояния, бессмысленно. Имитация инвестиционной активности чиновников, не дающая никаких реальных результатов, уже давно не секрет.

Сейчас, при ограниченности инвестиций важными становятся критерии, связанные с максимальным использованием творческого потенциала человека. В период высоких ставок по кредитам одним из ключевых критериев становится – минимальная фондоемкость проектов.

На сегодняшний день в Челябинской области нет выбора масштабных инвестиционных проектов. Наиболее масштабный реальный проект – Томинский ГОК. Все остальное, о чем мы говорим, в лучшем случае, локальные предприятия среднего бизнеса. Так как подготовка новых высокотехнологичных проектов требует нескольких лет, на ближайшую перспективу у нас нет обоснованных ожиданий. Сейчас уповать на появление сверхкрупных проектов, которые могут изменить экономическую динамику области (подобных модернизации ММК в 2004 – 2006 годах) – бесполезно. Тем более, у нас промышленность не высоких технологических переделов, а динамика спроса на такую продукцию на мировом рынке пока отрицательная.

Где взять реальные проекты? Ситуация, позволяющая ответить на этот вопрос, не сложится до тех пор, пока в регионе «отчетная» инвестиционная политика не сменится на реальную и долгосрочную. Только долгосрочная политика может поспособствовать созданию экономической среды, в которой эффективные инвестиционные проекты появляются. То, что происходит в сфере инвестиций сегодня, напоминает попытку найти несуществующую черную кошку в темной комнате.

При всех существующих тенденциях в экономике к 2020 году, в лучшем случае, можем ожидать нулевой (относительно докризисных времен) прирост по основным показателям. И это будет неплохой результат.

VK31226318