Санкции приносят миллиарды

Санкции приносят миллиарды
В подготовке этого документа активное участие приняли бизнесмены Южного Урала.

«Температура» делового климата - 36,6

Главный вывод, который делают составители доклада: по ряду важных показателей для представителей бизнес-сообщества забрезжил свет в конце тоннеля.

Так, в марте они отметили в своих отраслях рост показателя спроса. Справедливости ради скажем, что этот рост пока незначительный (всего полтора пункта), но после февральского обвального падения показателей тенденция обнадеживает.
Позитивные сдвиги участники опроса видят в таких сферах, как взаимоотношения с банками (плюс три пункта), взаимоотношения с иностранными партнерами (плюс 0,3 пункта), а также состояние валютного рынка.
Большинство опрошенных - почти 73 процента - согласилось с тем, что к середине весны валютный рынок страны стабилизировался. Количество скептиков за месяц упало вдвое.

Если говорить о личных оценках предпринимателями сложившегося делового климата, то этот индекс в марте прибавил сразу 9,4 пункта. Его значение составило 36,6 пункта, отрицательную оценку поставили менее 15 процентов респондентов.

Вместе с тем у российских предпринимателей по-прежнему сохраняется масса претензий к другим показателям состояния экономики. По мнению большинства бизнесменов, продолжается рост закупочных цен, сокращается количество новых заказов, уменьшается число компаний, позволяющих себе траты на инвестиционные проекты.

Кошелек для государства

Разговор о факторах, влияющих на состояние бизнес-климата, совсем недавно шел на встрече федерального уполномоченного по правам предпринимателей Бориса Титова с предпринимательским сообществом Челябинской области.
Главным из этих факторов (со знаком минус) омбудсмен считает неопределенность экономической ситуации в стране. А причину этой «неопределенности» Борис Титов видит в робких и непоследовательных мерах, предпринимаемых федеральным правительством.
Столичные чиновники много и красиво говорят о необходимости снятия всевозможных барьеров, но на местах предприниматели зачастую сталкиваются с противоположными реалиями.

С ним во многом согласны и южноуральские предприниматели. Например, член правления Союза промышленников и предпринимателей Челябинской области, президент ГК «Бовид» Борис Видгоф дает понять, что бизнес Южного Урала в настоящее время очень волнует отсутствие региональных налоговых преференций:
- Все согласны, что нам нужны инвестиции, а на практике получается так: инвестор сделал серьезные вложения, построил большой капитальный объект недвижимости и тут же обязан платить налог на имущество. Считаю, нужна некоторая пауза, люфт - чтобы владелец объекта смог рассчитаться по кредитам, выйти на адекватные обороты. Никто не спорит, что налоги нужны, но в данном случае налог на имущество необходимо вводить постепенно.
Поэтому не приходится удивляться результатам еще одного недавнего опроса членов РСПП. На вопрос: «Как власть относится к бизнесу?» большинство участников ответило однозначно: «Как к кошельку».

На радость финансистам

Уже стал общим местом тезис, что российский бизнес за два года кризиса, усугубленного международными санкциями, более-менее приспособился к новым условиям. Об этом не так давно говорили глава государства и премьер-министр России. Похожую мысль (правда, более осторожно) озвучил на февральском заседании челябинского отделения РСПП его президент, владелец ММК Виктор Рашников.

Более того, в ряде отраслей нашего региона искусственно возведенные барьеры привели к ощутимому росту. Так, прошлогодние показатели экономической деятельности в сельском хозяйстве Челябинской области превысили показатели 2014 года на четыре процента. На первый взгляд, не так уж и много, но для такой консервативной отрасли это зримый шаг вперед.
- Челябинская область в данном случае вовсе не является исключением, - уточнил пару недель назад на одной из пресс-конференций министр сельского хозяйства области Сергей Сушков. - Аналогичная картина характерна для всей России. Не каждый это знает, но в 2015 году благодаря контрсанкциям отечественные аграрии принесли федеральному бюджету сумму даже большую, чем российские производители оружия. Поэтому мы с некоторым опасением думаем о тех временах, когда экономические ограничения будут сняты.
Несмотря на то, что индекс промышленного производства в регионе в 2015 году снизился на два процента, у специалистов есть основания говорить об успешном прохождении Челябинской областью наиболее опасных кризисных «рифов». Так, Южный Урал, несмотря на трудности, не снизил объемов инвестиций в основной капитал, они остались на позапрошлогоднем уровне и составили 160 миллиардов рублей. Заметим в скобках, это почти полтора областных бюджета образца 2014 года.

Что касается финансовых показателей, то «кризисными» их назвать язык не поворачивается. В своем докладе на заседании Законодательного собрания региона министр финансов Андрей Пшеницын не мог сдержать положительных эмоций:
- По сумме налоговых и неналоговых доходов мы впервые приблизились к отметке в сто миллиардов. Никогда прежде, даже в благополучные для экономики годы, Челябинская область не зарабатывала столько средств. Основной прирост обеспечили металлурги, заплатив в 2015 году 14,7 миллиарда рублей. Благодаря экспорту их прибыль в рублевом эквиваленте росла. Металлургический комплекс в 2015 году удвоил свои платежи.
Отмечу, что таких значительных платежей от металлургической отрасли ранее не фиксировалось. Рост продемонстрировали практически все основные виды экономической деятельности: добыча полезных ископаемых, энергетика, строительство, машиностроение. Снижение произошло только в двух сферах, это производство пищевых продуктов и финансовая деятельность.


В итоге Челябинской области почти удалось избавиться от главного проклятия последних лет - дефицита бюджета. Максимального значения он достигал в 2013 году - 11,2 миллиарда рублей. Спустя всего пару лет дефицит удалось «съежить» более чем в 20 раз: на сегодняшний день, по данным минфина, он составляет 415 миллионов рублей. По этому показателю Южный Урал в пятерке лучших регионов страны.
VK31226318