Сергей Гордеев: «Громкие проекты нас не спасут»

Сергей Гордеев: «Громкие проекты нас не спасут»

Три волны переживаемого шторма

Есть несколько теорий, отражающих цикличное развитие экономики. Их смысл в том, что экономические процессы, проистекающие в течение длительного периода, волнообразны. В классическом виде они демонстрируют разницу между старым и новым технологическими укладами. Она проявляется, например, в воспроизводстве основных фондов, в характере рабочей силы. Однако сейчас мы наблюдаем явления гораздо более сложные.
Сегодня мы испытываем на себе влияние одновременно трех волн. Первая волна связана с изменениями в глобальной, мировой экономике, которая еще недавно резко поднималась, а теперь застыла в своей верхней точке из-за того, что прекратился рост у таких серьезных игроков, как страны юго-восточной Азии во главе с Китаем. И это естественно: нельзя ускоряться бесконечно, за бурным ростом всегда следует спад. По сути, это завершение эпохи экстенсивного хозяйствования. В прежние реалии уже никогда не вернемся. Путь экономического развития будет другим, но что именно нас ждет, сказать трудно.

Вторая волна - отечественные тренды. Российская экономика, ориентированная по своей структуре на связи с внешним миром, испытывает проблемы. На нее влияет происходящее в глобальном мире, кроме того, она формирует еще и свой отрицательный тренд. Ее волна не только сама по себе идет вниз, но и способствует понижению глобальной. Причина в сырьевом характере хозяйства и низком качестве наших общественных и государственных институтов. Существующие институты рассчитаны на экстенсивную экономическую модель. А сейчас, когда конкурентные преимущества приходится собирать по крупицам, они оказываются бесполезны.
Третья волна – внутренняя, региональная. Она пока идет вверх за счет эффекта от девальвации рубля: наши предприятия-экспортеры заработали дополнительные доходы на разнице валютных курсов. Эта относительно небольшая по силе региональная волна, тем не менее, защищает область от негативного воздействия двух основных волн.

По итогам первого полугодия, совокупность показателей работы Челябинской области относительно общероссийских данных выглядит заметно лучше. В целом по стране четыре – пять процентов спада, а на Южном Урале 1,5 процента роста. По крайней мере, очевидно, что у нас положение не намного хуже, чем раньше. Чего применительно к России в целом сказать нельзя.
Даже при незначительных колебаниях принципиально важно, выше или ниже нуля находится экономическая динамика. Если ощущаем, пусть небольшой, но рост, не приходится резать бюджет по живому. Тогда как любой спад неизбежно приводит к социальным потерям.
У нас есть очень немного времени приготовиться к тому, чтобы грядущий экономический спад (он неизбежен, так как девальвационный эффект рано или поздно заканчивается) был наименее болезненным. Ситуация относительно неплохая, но терять время, радуясь, что у нас дела обстоят лучше, чем в других субъектах России, самоубийственно.

О пользе «Тихой революции»


Переживаемые сегодня процессы - сложные и болезненные. Такое наложение экономических циклов бывает достаточно редко. По своим масштабам происходящее можно сравнить с мировым кризисом 30-х годов и послевоенными событиями. Де-факто сейчас формируется новая экономика. Часть старой уходит в небытие. Принципиальная смена парадигмы развития будет проявляться во всех сферах жизни. И здесь важно учесть несколько моментов.
Во-первых, мы уже находимся в ситуации, когда нормой является не абсолютный экономический рост в десять и более процентов, а относительный - в сравнении со средними российскими показателями, которые, в свою очередь, определяются глобальными факторами.
Во-вторых, в источнике экономического роста две составляющие - влияние глобальных рынков и качество собственных государственных и общественных институтов. Ход глобальных процессов, как я уже сказал, сейчас прогнозировать трудно. А вот развитие собственной институциональной составляющей мы планировать можем. И здесь ключевую роль должна сыграть «тихая революция».

Все бурные революции (от «дорожной» до «зеленой») губительны для экономики. Обычно они дают эффект в чем-то одном, тогда как необходимо сбалансированное развитие всего и сразу.
До недавнего времени, в условиях быстрого роста, мы могли реализовать какой-нибудь проект со сверхвысокой рентабельностью. Эффект, который получали за счет него, перераспределяли в дальнейшем. А сейчас, наоборот, результат собирается, благодаря гармоничной работе всех составляющих системы. В условиях низких темпов роста это единственный продуктивный вариант развития. «Тихая революция» – совокупность множества разнонаправленных эволюционных сбалансированных шагов, которые дают эффект по всей системе.
Нужна реальная экономическая политика. Необходимо организовать эффективное взаимодействие государственной системы со всей экономикой вне зависимости от политических пристрастий, клановых интересов и лозунговых приоритетов.

Шаг к доверию


Институциональное развитие – одно из проявлений реальной экономической политики. Наступило время сбора по крупицам наших конкурентных преимуществ, и государственная машина должна этому способствовать. Однако уместно вести речь не о стратегии развития гражданских институтов, а о постепенной их адаптации к новым условиям.
Говорить об институциональных категориях необходимо с базовых позиций: общество – бизнес - власть. В условиях невысокого экономического роста сама суть принципа «собирать по зернышку» предполагает участие в этом процессе всех. Помимо прочего, это позволяет снизить риски, связанные со сложностью прогнозирования. Важна не только точность прогноза, но и скорость реакции на кризисную непредсказуемость и возможные ошибки. Даже в условиях форс-мажора, многое можно исправить. Возникает лишь вопрос, успеваем мы это сделать или нет. А успех зависит от прозрачности взаимоотношений между обществом, бизнесом и властью. Понятие доверия в период кризиса становится ключевым. Если оно отсутствует, недоверие сводит на нет все усилия.

Сотрудничество позволит использовать резервы, не задействованные в период бурного хозяйственного развития. Дело в том, что в условиях высоких темпов роста создаются диспропорции: одни субъекты экономической деятельности уходят вперед, другие - отстают. В результате такого дисбаланса и создаются резервы, формируемые, в том числе, нереализованными пока возможностями отстающих. Но формируются они во многих сегментах равномерным слоем, и собрать их воедино очень не просто. Для этого должен быть задействован механизм обратной связи, налажены гармоничные отношения между всеми сегментами экономики и общества в целом. Решение этой задачи зависит не только от региона. Тем более, управление экономикой на две трети осуществляется с уровня федерации. Но даже третья часть рычагов, которые оставлены субъектам, достаточно важна и в Челябинской области работает довольно эффективно.
Если в кризис 2008 – 2009 годов главный двигатель региональной экономики - ММК - и остальные хозяйствующие, управленческие субъекты области работали не синхронно, то сейчас просматривается, во-первых, уважение власти к бизнесу и, во-вторых, очевидно, что это уважение распределяется достаточно равномерно. Для создания конкурентной среды и массового вовлечения бизнеса в региональный экономический процесс – это принципиально важно. В свою очередь, конкуренция приводит к снижению издержек. А снижение затрат – главный резерв и источник нашего благополучия.

Песок важнее самородков


Надо признать, что со снижением затрат у нас всегда было плохо. В бюджетном процессе эффективным автоматически признавалось все, что не попадало в категорию правонарушений. Качественная составляющая этой эффективности принималась в расчет немногими. Сейчас впервые за долгое время управленцы начинают смотреть не только на результат, но и на то, во сколько он обошелся.
До последнего момента имиджевая экономическая политика всегда побеждала реальную. В современной ситуации она уже мало, что дает. Время лозунгов и революционных псевдо эффектов прошло. Хотя они часто хорошо воспринимаются людьми, их удобно подавать в средствах массовой информации.

Происходящее можно сравнить с процессом золотодобычи. Больших самородков на месторождении всего единицы, но об их нахождении все узнают мгновенно, событие бурно обсуждают и долго о нем помнят. А переработка тысяч тонн золотого песка не презентабельна, массовому зрителю не интересна, хотя чистого золота дает многократно больше, чем все самородки вместе взятые.
Точно так же отличается восприятие людьми громких проектов и будничных, но важных дел, приводящих в итоге к синергии комплексного развития. Власть вынуждена это учитывать. Отсюда – регулярное упоминание в СМИ транспортно-логистического комплекса «Южноуральский», скоростной железнодорожной магистрали Челябинск – Екатеринбург как части коридора Москва – Пекин, станкостроительного кластера и целого ряда других эффектно звучащих идей. Хотя все они - верхушка айсберга и, по сути, - не самое главное из того, что нужно реализовать. Да, у нас будут точки роста. Но не надо ждать от них сверх результата и того, что они окажут определяющее влияние на развитие.
В настоящих условиях ограниченности инвестиций, еще один ММК в регионе не появится. Поиск инвесторов может затянуться до бесконечности.
В наших условиях равномерный сбор «драгоценных золотоносных» песчинок с экономики - единственный и наиболее перспективный способ движения вперед. Любая реальная стратегия, в том числе, областного развития, может базироваться только на этом. Других вариантов в современных условиях, практически, нет. Рассчитывать на невесть откуда возникший инвестиционный бум просто наивно.
У нас сейчас, с одной стороны наблюдается противоречивая ситуация, с одной стороны усиливается централизация процесса принятия законов и антикризисных мер, а с другой децентрализация их трактовки и практики исполнения при формальности контроля. Отсюда возникают предпосылки для очень многих проблем. Первая из них связана с доверием и инвестиционной привлекательностью. И эта одна из причин того, почему ставку на внешние инвестиции в регион делать сложно. Кстати, мы все время говорим о том, что нам нужны новые инвестиционные проекты. Простите, а вопрос саморазвития уже существующих предприятий не актуален? Почему все внимание – лишь новому, а модернизация старых производств, позволяющая использовать трудовой потенциал (наше главное достояние) считается делом не интересным? У нас все таки старопромышленный регион. Такая однобокость взгляда очень вредит.

Всякая ли стройка нужна?


Вернемся к проблеме развития государственных и общественных институтов. Здесь важна не разработка принципиально новых законов, а повышение качества правоприменительной практики. То есть, того, как эти законы исполняются. В том числе, это касается бюджета. С сугубо юридической точки зрения он эффективен, но, может быть, пора вводить дополнительные критерии оценки? И здесь возникает вопрос о том, что является главным измерителем качества.
Раньше считалось: высокий экономический рост автоматически влечет социальное развитие. Но теперь, в условиях низкого роста к каждому проекту выдвигаются новые требования. Например, обоснования того, как он влияет на качество жизни населения. Возьмите хотя бы строительство какого-нибудь нового здания или микрорайона. Вроде бы дело полезное. Но возникает вопрос: новое строительство повысит или, наоборот, снизит качество городской среды на прилегающих территориях. И можно ли избежать ухудшения жизненных условий? Сегодня это становится особо важным для Челябинска. Вопрос экспертизы и оценки синергетики каждого проекта становится все более явно. Прежние подходы действующие в рамках наработанные практик могут давать очень серьезные погрешности и непоправимые ошибки. А прежних резервов для «выравнивания» ситуации сейчас уже нет. Одно дело, когда у тебя ежегодный прирост до десяти процентов, а другое когда ноль или минус.

На «передовую» преобразований


Одна из актуальных проблем – состояние системы управления. В каждом ведомстве - масса регламентов и должностных инструкций, все работают, опираясь на них. Но структура власти и ее аппарат сформированы в 2000-х годах в условиях высоких темпов экономического роста. Очевидно несоответствие сегодняшним задачам, как структуры управления, так и выполняемых функций.

Чиновникам, которые на протяжении десятка лет были «заточены» на доклады об успехах, будет тяжело искать резервы развития. Инерция подталкивает к отчетам о благополучии. Хотя задача сейчас другая – критично ставить вопрос о путях повышения эффективности. С вершин административной лестницы уже идут запросы на сокращение (экономию) расходов и новый вектор развития. Время экстенсивного развития закончилось.
Подобная ситуация наблюдается в Челябинской области и не является какой-то уникальной. Такие процессы неизбежны для всех регионов страны. Однако, если обычно мы «тащились в хвосте» всех перемен компенсируя это «громкими» инициативами, то сейчас есть шанс выйти на «передовую» преобразований. Однако, если в управлении ограничиться активизацией старых практик, заменив одни проекты на другие, результат весьма вероятно в конечном итоге окажется плачевным или в лучшем случае нулевым, а время будет упущено.

Об итогах года


То, что на фоне всех «волн», скачков цен и волатильности многих показателей национальной экономической динамики 2015 года удалось избежать «сваливания в штопор» - без сомнения успех. Удалось избежать хаотичного нарастания проблем по принципу снежного кома.
Однако многие структурные проблемы экономики и социума просто перешли на следующие периоды. В тоже время, остро необходимые в подобных условиях низкого роста глубокие преобразования институтов управления, пока минимальны. В этом, возможно, состоят и главные риски будущего. Настроения переждать проблемы кризиса, ничего принципиально не меняя, дождаться повторения высокого роста и жить как прежде, весьма живучи. Однако точка возврата уже давно пройдена, сейчас уже другие социально-экономические пропорции и макроэкономические условия, а впереди неизбежно ожидают гораздо более сложные «новые времена».

Еще раз следует отметить, в Челябинской области социально-экономическая ситуация лучше средней (мы пока на «волне» регионального тренда) и для решения проблем будущего в регионе сохраняется некоторый временной «гандикап». Это дает дополнительный шанс для развития новых институтов и его важно не упустить.
VK31226318