Станислав Твердохлеб: «Отечественного поставщика нужно выращивать»
Инвестиции, импортозамещение, инновации... Эти слова последние пару лет мы слышим ежедневно, и по многу раз. Складывается впечатление, что они - часть коллективной молитвы наших чиновников и экономистов, пытающихся научиться лавировать в запутанных санкционно-кризисных лабиринтах.
Но, как известно, от слова «халва» слаще во рту становится не всегда. О том, сможет ли чиновничья мантра получить на Южном Урале реальное наполнение, наша беседа с директором Центра развития промышленных инноваций Станиславом Твердохлебом.
- Станислав Николаевич, сейчас о необходимости импортозамещения не говорит только ленивый. Грянули санкции - и все вдруг прозрели. Почему это направление не было выбрано раньше?
- До определенного времени приемлемый курс доллара позволял российским промышленникам особо не напрягаться и приобретать все что заблагорассудится за рубежом. Вот это время и породило полную зависимость от импорта. К тому же мало кто из отечественных производителей комплектующих мог предложить продукцию, аналогичную импортной. А если кто-то и мог, то отношение наших крупных предприятий к подобным «выскочкам» было настороженным: зачем, мол, доверять российскому поставщику, если есть проверенный годами зарубежный - брендовый?
- И тут грянули пертурбации 2014 года...
- Когда курс валюты резко изменился, когда Запад ввел санкции, то сразу нарушились все товарные потоки. Если кто-то у нас раньше брал за рубежом деталь, условно говоря, за 100 рублей и на себестоимости конечного продукта это не сильно отражалось, то теперь надо было эту деталь покупать уже за 200 или 300 рублей. Вот тут предприятия и задумались всерьез над проблемой импортозамещения.
- Проблему-то мы все быстро осознали. А вот есть, кому и чем замещать западные товары?
- Безусловно, есть. Примеры инновационных современных предприятий в Челябинской области были всегда, но их почему-то до поры предпочитали не замечать. Навскидку назову НПО «Урал», которое за три десятилетия своего существования наработало такие компетенции в области промышленных полимерных материалов, что сумело полностью вытеснить немецких поставщиков из российской крановой отрасли. Или ООО «Резонанс» - уникальное предприятие, где люди не просто работают, а творят. Кстати, совсем недавно у них на презентации радиоуправляемого бульдозера побывал губернатор Борис Дубровский. На «Резонансе» создают свои электродвигатели, у них куча разработок датчиков для крановой отрасли, которые поставляются и за границу. Или взять Промышленную группу КОНАР: там они вместе с иностранными соинвесторами просто штампуют новые заводы. Они выпускают продукцию, которой до сих пор не производили в России. На КОНАРе понимают: это гарантированный сбыт на долгие годы. Отечественная нефтянка никуда не денется, просто раньше она сидела на импортных поставках. А сегодня итальянскую задвижку, которую раньше покупали за валюту, делают из наших деталей, из нашего металла, наши рабочие. Мы получили полную локализацию производства на Южном Урале. Все это - к вопросу об импортозамещении.
- Выходит, для таких предприятий сейчас наступает «золотой век». Стучись на любой комбинат, в любой холдинг или госкорпорацию - и тебя там примут с распростертыми объятиями...
- Не так все просто. Инновационным предприятиям тоже на первых порах помочь надо, ведь у них за эти «тучные» годы сложилось мнение: бесполезно куда-то обращаться, мы там уже были, нас не выслушали, развернули, послали и так далее. А ситуация уже изменилась, надо заново стучаться в те же двери, в которые стучались десять лет назад.
- И кто им в этом поможет?
- Государство. Именно оно должно выявить, обобщить и растиражировать набор лучших практик и компетенций. А порой и административный ресурс задействовать. Ведь что зачастую получается? Предприятие в какой-то отрасли дошло до предела, и перед ним встала необходимость перенести свои наработки на другие сферы. А опыта межотраслевой коммуникации не хватает. Бывает, что фирма поставляет детали в один цех меткомбината и там эти детали доказывают свою эффективность. Казалось бы, автоматически включается зеленый свет для внедрения в другие подразделения комбината. Но нет, не берут в других цехах эти детали. Там свои начальники, у них устоявшиеся связи со старыми поставщиками. И малому предприятию, которое уже доказало эффективность в одном цеху, надо в другом заново преодолевать все тернии.
- В таком случае представитель государства (тот же губернатор) что, должен стукнуть кулаком по столу?
- В первую очередь, государство должно показать крупным компаниям, что в России появились ростки положительного опыта. Сейчас Корпорацией малого и среднего предпринимательства в стране формируется реестр предприятий, способных выступать поставщиками для крупных холдингов. Он нужен для того, чтобы убедить корпорации, что «на земле», совсем рядом, нужные им компетенции давно есть. Следующий этап - выращивание поставщиков. Например, малое предприятие уже поставляло продукцию металлургам Магнитки. Почему бы этот опыт не масштабировать, почему бы не помочь ему поставлять такую же продукцию на аналогичные метзаводы? Тут не грех задействовать некий административный ресурс, с которым легче пробить стену непонимания руководства корпораций. Для малого предприятия это реальная возможность войти в число поставщиков, закрепиться, начать свою историю успеха.
- Ваша структура, Центр развития промышленных инноваций, занимается именно этим - знакомит «китов» экономики с малыми инновационными предприятиями?
- Повторюсь: в последние годы на Южном Урале сложился костяк малых предприятий - инновационных, высокотехнологичных. У них есть потенциал для того, чтобы выпускать продукцию для многих отраслей. Но для кого конкретно, они не знают. Мы хотим наладить эти связи - вертикальные, диагональные и горизонтальные - между малым, средним и крупным бизнесом. Пока это происходит на примитивном уровне, я копаюсь детским совочком в породе и говорю: здесь алмазы и золото, гоните сюда экскаватор, надо эту жилу разрабатывать. Одним словом, пытаюсь достучаться до властей. Но работа по кооперации должна строиться, конечно, более масштабно - на уровне региона. Например, путем организации коммуникационных площадок. Куда можно привести, положим, представителя южноуральской металлургии и показать, что он для себя может взять из опыта наших айтишников. Или пригласить представителя местного пищевого предприятия и показать ему новейшие наработки, к примеру, производителей современных материалов.
- Вы плавно подводите к вашему любимому детищу - будущей выставке промышленных инноваций?
- Мы замыслили эту выставку, как своеобразную ВДНХ Челябинской области, ее витрину, где будут представлены все наши компетенции, где можно получить представление о потенциале региона и прямо на месте увидеть и буквально пощупать нужную деталь, связаться с производителем. В России пока нет ничего подобного. Выставка, которая будет постоянно действующей, может стать визиткой нашей области. Интерес к ней будем поддерживать регулярными, ежедневными мероприятиями: технологическими и обучающими семинарами, экскурсиями, биржами субконтактов и так далее. Причем все события генерируют сами компании, участницы выставки. На сегодняшний день таких участников уже набралось 65, собираемся довести это количество до 400. В проекте принимают участие, в частности, ОАО «ЧКЗ», ГК «Уралкран», ООО «Интерприбор», ООО «Резолит», ООО «Альфа-Интех» и другие. Планируем открыть экспозицию уже нынешней осенью.
- Только южноуральские предприятия смогут стать участниками этой выставки?
- Свои, безусловно, в приоритете. Но если заявку подаст предприятие из другого региона и мы выясним, что в Челябинской области нет подобных компетенций, то пусть заходит. Подыщем ему дилера, чтобы предприятие стало местным резидентом, платило здесь налоги.
- Довольно странно в век тотального Интернета слышать, что для заключения сделки нужно сначала прийти на выставку и пощупать товар руками...
- Интернет - это огромная свалка. Большущий склад, в котором нужно потратить уйму времени, перебирая красивые картинки. Реальных производителей на сайтах представлено от силы лишь пять процентов, еще процентов 20 - мошенники, остальные посредники. А на выставке - все реально, это, что называется, выжимка региональной экономики.
- Сейчас много говорят о Татарстане как о регионе, лидирующем в области инновационного прорыва. Может, нам не придумывать велосипед, а просто скопировать опыт соседей?
- У Татарстана действительно есть чему поучиться. Там подход такой: все заказы, которые можно отдать местному предприятию, ему и отдаются. Даже если республиканское предприятие проигрывает торги, то его подтягивают до уровня победителя. Но если только смотреть, как делается у других, обязательно отстанешь. Пока анализируешь чужой опыт, конкурент уже уйдет вперед. У нас в Челябинской области имеются свои точки роста, они у нас буквально под ногами, нужно просто их находить и развивать. Да, в чем-то мы пока нарабатываем на троечку, но тройку при желании можно исправить на четыре. А потом приложить усилия и сделать то же самое на отлично.
Оформите заказ на услуги сантехника в Москве