В Челябинской области насос получается, а дороги - нет

В Челябинской области насос получается, а дороги - нет
А также рассказал об особенностях отечественного импортозамещения и поговорил с губернатором Борисом Дубровским о дорогах и школах.

Внутренний рынок: пахать и пахать

Насосы для магистральных нефтепроводов начали делать на площадке индустриального парка «Станкомаш». В парке, по плану, разместится семь предприятий. Завод акционерного общества «Транснефть Нефтяные Насосы» - одно из них. Доля «Транснефти» в нем - 51 процент. 24 процента - у челябинской компании «Конар», еще 25 - у итальянской фирмы «Термомеханика».
Завод построили всего за год. В пространстве идеально чистых цехов - нечто напоминающее запах краски. Заместитель генерального директора компании «Конар» Игорь Гусев показывает журналистам испытательный центр. Здесь подготовлен к тестированию первый из насосов серийного производства. «В рамках программы импортозамещения», - дает понять Гусев.
- А что именно замещаем? - спрашивают гости.
- Сам насос, - отвечает промышленник.
- Чей?
- Украинский.

Игорь Гусев подчеркивает: у наших насосов выше коэффициент полезного действия. Сделан агрегат на импортном оборудовании высшего класса. Но главное в том, что все необходимые для изготовления насоса комплектующие будут производиться здесь же, в индустриальном парке «Станкомаш». Кстати, первый камень в фундамент завода электродвигателей уже ждал руки премьер-министра на стройплощадке.
По словам Гусева, челябинское производство насосов такого класса в России единственное: «Нам для того, чтобы обеспечить внутренний рынок, нужно пахать и пахать», - говорит он, заверяя, что спрос на продукцию гарантирован.
Свое утверждение цементирует тезисом: если «Транснефть» построила совместное предприятие, естественно, она будет брать продукцию именно у него.

Срок окупаемости вложенных в строительство завода четырех с лишним миллиардов рублей - семь лет.

Итальянцы из России не уйдут

Цех, между тем, наполняется молодыми людьми в новеньких спецовках. Они выстраиваются в несколько рядов лицом к подиуму, где должен выступить Медведев. Впереди молодежи, присев на стулья, главу правительства ожидают ветераны производства. Между тружениками и подиумом - пьедестал с символической кнопкой запуска, так же, как и камень на стройке, ожидающей руки премьера.
Солнечный луч, проникнув сквозь стеклянную кровлю и медленно скользя по зеленому полу, достиг кнопки. Казалось, Медведев даст старт важному для нефтяной отрасли производству прямо в лучах солнца. Но премьер задерживался, и луч, словно обретя политическое чутье, с пьедестала сошел.
Премьер-министр прибыл в хорошем настроении. По случаю события пояснил: все, что мы покупали за границей - как в ближнем, так и в дальнем зарубежье, - теперь будем производить в нашей стране. Это позволит нам и деньги сэкономить, и компетенциями овладеть, которых не имели.
Чрезвычайный и полномочный посол Италии в России Чезаре Рагальини (он тоже участвовал в открытии) заверил: итальянские компании готовы предложить России самые передовые технологии. «Несмотря на кризис, «Термомеханика» (один из инвесторов завода. - Авт.) не намерена уходить из России, верит в Россию и намерена работать здесь, - сказал господин Рагальини. - Мы как посольство будем способствовать итальянским инвестициям».
Президент «Транснефти» Николай Токарев выступление начал с того, что создать новое предприятие было непросто. Дмитрий Медведев в этот момент, улыбаясь, о чем-то оживленно рассказывал послу. Лицо Чезаре Рагальини выражало спокойствие и серьезность.

«Большое спасибо правительству, министерству промышленности и торговли за помощь в реализации проекта», - поблагодарил в заключение Токарев. Премьер уже внимательно слушал.

Импорт сжимается медленно

Помогать замещать импорт правительство собирается и впредь. По словам Дмитрия Медведева, государство потратит на это в текущем году столько же денег, сколько и в прошлом.
Речь о 53 с половиной миллиардах рублей, не считая 20 миллиардов, выделяемых по линии Фонда поддержки промышленности. Столько же из собственных и заемных средств вложили в 2015 году сами компании. В результате в 2015 году запущено более 800 инвестиционных проектов. Премьер назвал цифру неплохой.
Все эти данные Медведев озвучил в Челябинске на заседании правительственной комиссии по импортозамещению. Рассказал о вероятности налоговых преференций для предприятий - инициатива рассматривается в парламенте. Призвал вовлекать в процесс замещения импорта малый и средний бизнес.

Министр промышленности и торговли Денис Мантуров в обнадеживающем контексте упомянул Копейский машзавод: «Нами предусмотрено проведение Копейским и Юргинским машзаводами научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по освоению производства высокотехнологичного оборудования для угледобычи, в том числе добычных комбайнов нового поколения», - сказал глава ведомства.
Заявление Мантурова - одно из свидетельств того, что Челябинская область по-прежнему рассматривается и федеральным правительством, и бизнесом как перспективная площадка развития отечественной индустрии. Открытие именно на Южном Урале единственного в России завода по производству нефтяных насосов говорит о том же. И это для региона - безусловный плюс.
Но среди показательных моментов есть и весьма тревожные, актуальные для страны в целом. Даже в такой отрасли, как нефтяная (которая «наше все»), часть остро необходимого для ее работы оборудования производится исключительно за рубежом. Доля импорта здесь, впрочем, незначительная - в той же «Транснефти» она всего девять процентов.

Но чтобы эти девять сократить до трех, потребуется не менее пяти лет. Можно представить, сколько необходимо приложить усилий в тех сферах, где импорт доминирует.

Дороги бесплатно не делаются

При встрече с губернатором Дубровским Медведев говорил про дороги.

«Я недавно проводил совещания в других регионах, мы об этом говорили. Хочу сказать, что и для Челябинской области тема очень острая, - отметил премьер. - Получил целый ряд обращений от разных людей. Несколько у меня тут лежит, одно - от Константина Алексеевича Егорова по поводу ситуации с дорогами, второе - от Глеба Валерьевича Туманова. Таких обращений много, они посвящены одной проблематике и конкретным проблемам, которые есть на дорогах в вашем регионе.
Я понимаю, что дороги бесплатно не делаются, и все должны это понимать. Ремонт, качество дорог связаны с наличием финансирования, сейчас его не очень много, но, тем не менее, целый ряд важных решений принят, в том числе о доукомплектовании региональных дорожных фондов, включая и Челябинскую область.
Часть денег от акцизов пойдет на соответствующие нужды, есть региональные средства, есть муниципальные… Я дал поручение министру транспорта вместе с руководителями Дорожного агентства и Дорожного фонда проанализировать все эти возможности применительно к тем регионам, где наиболее острая ситуация. К числу этих регионов относится и Челябинская область.
У вас ситуация более сложная, чем в других местах. Я хотел бы, чтобы вы вместе с федеральными структурами провели все необходимые согласования, посмотрели, как лучше использовать дополнительные средства, которые должны появиться».
Премьер-министр и губернатор поговорили о том, как регион будет участвовать в федеральной программе по реконструкции и строительству школ. Задача - в ближайшие годы дать детишкам возможность учиться в одну смену.
VK31226318