Забытое звено структурного кризиса
Сейчас именно домохозяйства оказываются последним звеном в длинной цепочке, где аккумулируется множество последствий кризиса. Результат – потери качества жизни. Спрашивается, кто в системе антикризисных мер (своей несогласованностью нередко напоминающих «тришкин кафтан») отвечает именно за качество жизни?
Что сейчас более всего на слуху? Цена барреля нефти, курс рубля и доллара, ставка Центрального банка и другие макро категории. Экономики домохозяйств среди них нет. В лучшем случае, мы иногда видим оценки отдельных аспектов качества жизни. На региональном, местном уровне, где собственно и находятся домохозяйства и копятся все проблемы, подобная «пустота внимания» тоже актуальна. Нет даже мониторинга реальной ситуации. Все меры принимаются с запозданием - по мере проявления социального недовольства или даже протестов.
Челябинская область здесь не исключение. Даже простые вопросы: каков у нас бюджет домохозяйств и каковы наиболее острые вопросы качества жизни, повисают в воздухе. И это при рекорде падения розничного товарооборота среди крупных индустриальных регионов России! Не стоит забывать, что именно потребности домохозяйств во много определяют перспективы экономического развития.
На региональном уровне вопросы качества жизни обычно увязывались с деятельностью социальной бюджетной сферы. В условиях высокого роста экономики и наличия денег они решались сами собой. Но времена изменились. Кризисные риски для качества жизни обозначаются все более остро, и крайними оказываются люди. Здесь пересекаются множество проблем федерального, регионального и местного уровней.
Ошибки за наш счет
Проблемы содержания бюджетной сферы, начиная с благоустройства, содержания дорог, уже «не за горами». Пока, в числе плюсов Челябинской области – позитивный фактор областного бюджета, который в текущих обстоятельствах можно назвать идеальным по объему задолженности. Но уже сейчас заметны серьезные риски, связанные, например, с управлением муниципальными финансами. Яркий пример – Челябинск.
Азбука эффективного ведения городского хозяйства почему-то оказалась не востребованной финансово-экономическим блоком администрации. Итоги просчетов в планировании доходной базы муниципалитета сегодня лихорадят мегаполис и портят лицо всей области. На исправление таких ошибок тратится драгоценное время, а их последствия низводят в минус благосостояние граждан.
В новых условиях появляются новые риски. К примеру, на вооружение взята практика: по максимуму заключать муниципальные контракты в начале года под запланированные, но не подкрепленные объективной реальностью доходы бюджета. В ситуации, когда контракты заключили на всю планируемую сумму, а денег собрали только на треть от нее, - чем будет гаситься разница? Финансами, которые не успели потратить! А это, прежде всего, деньги, заложенные на социальные нужды.
Непродуманное оперативное устранение диспропорций без глубокого анализа последствий весьма вероятно приведет только к очередным искажениям.
Возможность минимизировать для людей эти потери остается даже в сегодняшних условиях. Вопрос в том, насколько эффективно воспользуются ею власти.
Что сдерживает цены?
Эффект замещения импорта в Челябинской области, как и везде, коснулся только сельского хозяйства. Причем, наши успехи оказались несколько скромнее, чем в среднем по России. Рост в том же 2015 году составил всего 5 процентов. В целом фактор освободившихся на рынке продовольствия ниш, позволяющий местным компаниям загрузить производственные мощности, уже исчерпан. При этом удержать рост цен как по стране, так и в регионе не удалось.
Риски роста цен по-прежнему сохраняются. В период быстрого удорожания, когда закрываются точки малого бизнеса, существуют риски монополизации рынка национальными торговыми сетями. А любая монополия рано или поздно приводит, опять же, к ценовому росту. В подобных условиях, наличие областных продовольственных торговых сетей (например, «Ариант» и «Равис») до сих пор позволяет удерживать в регионе относительно стабильный уровень цен по ряду ключевых позиций. Это, несомненно, наш плюс и временный, сдерживающий удорожание фактор.
Сейчас ценовой рост менее заметен. Но наблюдается смена номенклатуры товаров на менее качественные. Это связано с падением платежеспособного спроса и уже проявилось в изменении товарооборота. В 2015 году он сократился на 17 процентов, а в декабре относительно аналогичного периода прошлого года - на 31 процент.
Повсеместное «сжатие» товароборота очевидно. Это значит, что в регионе исчерпывается денежная масса. Доходы людей определяют уровень потребления, соответственно, можем констатировать: у нас уже другая потребительская корзина.
Далее развитие экономики будет корректироваться исходя из реального платежеспособного спроса и наличия денежной массы. Кто и на что будет покупать новые товары? В целом, мы уже живем в экономике с совершенно другими, чем еще недавно, пропорциями, иной структурой потребления, которая уже во многом определяет перспективы развития и требует соответствующей реакции. Обретают актуальность неожиданные вопросы, например, о том, будут ли востребованы новые торговые мега центры.
«Непредсказуемая» нагрузка на кошелек
На рост цен накладывается введение новых платежей, некорректная реализация фискальной политики - с практикой наращивания поступлений в бюджет без оглядки на последствия. Это затронет всех: регионы, бизнес, домохозяйства. Кадастровая оценка стоимости имущества, механизм проведения которой не прозрачен, не упорядочивает рыночные отношения, а, наоборот, их дискредитирует. Это неизбежно отразится на уровне цен.
Заметный хаос в имущественных отношениях уже привел к массовым судебным процессам бизнеса и небольшой части «продвинутых» собственников. Когда налог на простую «хрущевку» увеличивается втихую в пару раз, дополняется нововведениями из сферы коммунальных платежей, прорехи в платежеспособности домохозяйств неизбежны. Это только увеличивает диспропорции и обостряет восприятие кризиса.
Лучше не комментировать, как воспринимаются в народе псевдорыночные новшества с «чудесами расчетов», по которым платежи за «хрущевку» могут превысить взнос за элитную квартиру. При этом несогласным предлагают оспаривать сумму начислений в суде. От таких мер трудно ожидать улучшений для домохозяйств, рыночной эффективности для экономики и социальной справедливости для общества.
Подобная турбулентость, вызванная попыткой властей стабилизировать финансовую ситуацию, во многом иллюстрирует результативность существующих подходов к управлению. И это далеко не единственная инициатива последнего времени.
Понятия «эффективность», «качество» и «прозрачность» в управленческой практике еще в стадии становления. Пока преобладает простейший принцип «не нарушать» в сочетании с очень спорной и специфичной практикой применения права. Не замечать подобные ситуации и не пытаться их сглаживать, оставляя все на самотек, по меньшей мере, нерационально. Здесь заложены значительные риски, впрочем, равно, как и резервы. Именно это мы сейчас явственно наблюдаем в Челябинске.
Куда идем?
Возникают принципиально новые риски и требования к региональной экономической политике, в конечном итоге отражающейся на социуме. Первая их группа связана с инерционностью. Фактор времени работает против нас. Отсутствие четких действий по корректировке курса в расчете на самовыравнивание в экономике и, как следствие, повышение социального благополучия губительно. В условиях множества ограничений нельзя по старинке ожидать роста везде. Однако даже максимальные границы реальных возможностей никак не определены.
Стратегия 2020 больше не упоминается даже в качестве красивой мечты. Не понятны и социальные ориентиры. Зато на фоне снижения качества жизни, звучат обещания, связанные с выборами. Это все равно, что шить семь шапок из одной овчинки, и хорошо, если не появится соблазн пообещать восьмую шапку.
В текущих условиях необходима переориентация на новые антикризисные и стратегические приоритеты, реальные и понятные для большинства.
Металлург не станет экскурсоводом
Вторая группа рисков связана с практикой «псевдосоциальности», а, по сути, – с желанием отложить решение проблем «на потом», проедая при этом резервы. В таком подходе наблюдается губительное для экономики лицемерие. Отпуск без сохранения зарплаты на неопределенный и постоянно продлеваемый срок – ни что иное, как увольнение без социальных гарантий. Однако даже при отсутствии каких-либо перспектив улучшения ситуации подобное «благодеяние», часто выдают за сохранение трудового коллектива. Такое «сглаживание» формирует серый рынок труда, мешает проводить неизбежные структурные преобразования, способные тормозить негативные процессы там, где необходимо. Фактически это означает усугубление ситуации на перспективу.
Возникает риск размазывания резервов, которые у нас еще есть и которые способны создать реальные источники позитивного развития.
Риски застоя в преобразованиях, прежде всего, затрагивают труд. Один из резервов, основная точка опоры и, главное, конкурентное преимущество региона – его трудовой потенциал. Следует учесть: до 40 процентов трудоспособных южноуральцев работают на крупных предприятиях – это, во-первых. Во-вторых, наша область неоднородна и очень сложна по структуре экономики. Соответственно, сугубо бухгалтерский подход к кадрам – формальный учет в единицах, сколько высвободилось трудящихся и сколько появилось новых рабочих мест, во многих случаях окажется некорректным.
Нужна максимально выверенная долгосрочная политика по использованию трудового потенциала. Пока, несмотря на наличие полутора десятков моногородов все сводится лишь к текущим вопросам занятости и безработицы. Однако ситуация, когда нет роста высокопроизводительной занятости, также бесперспективна. Хотя очевидно, что простых решений здесь нет: из металлургов не сделать менеджеров по туризму или «айтишников».
Выше рассмотрены далеко не все обстоятельства, определяющие развитие социальных процессов на ближайший период. Среди таковых – экологическая ситуация. Однако, при всех существующих тенденциях к 2020 году можно избежать заметных провалов в качестве жизни. И это будет неплохой результат. Однако если уже сейчас не предпринять конкретных действий, и четко не определиться с решениями, важными для большинства домохозяйств, то неизбежно столкнемся с новыми рисками.
Оформите заказ на услуги сантехника в Москве