О любви - на разрыв аорты

О любви - на разрыв аорты

В Челябинске продолжается областной театральный фестиваль «Сцена-2011». 29 октября, в зале ТЮЗа театр драмы и комедии «Наш дом» из Озерска играет свой спектакль «Равнодушный красавец» по пьесе Жана Кокто. В главной (и единственной) женской роли - ведущая актриса озерской сцены Светлана Евстратова. Именно в расчете на ее актерскую индивидуальность и для ее бенефиса и был поставлен «Равнодушный красавец».

- Светлана, что значит для вас этот спектакль?

- Бенефис важен как признание. Актер всегда страдает, если его долго нет на сцене. Я, например, такой человек, что всегда сомневаюсь в себе. Хотелось бы больше любви, и чтобы я об этом знала. Это дает подпитку, осознание, что ты не зря все это делаешь.

Вообще же спектакль «Равнодушный красавец» для меня намного важнее, чем только бенефис. Это возможность душу раскрыть. Драматург Жан Кокто мне всегда нравился, а эта пьеса напомнила давний спектакль «Упражнения», который мне бесконечно дорог (режиссер Нина Юрьевна Данилова). Такие пьесы очень актерские. Кажется, сюжета как такового практически нет. Идет какой-то поток сознания, но этим монологом ты проживаешь всю жизнь. Наверное, как перед смертью, когда за секунду вся жизнь проносится.

Наконец-то после долгого перерыва в моей актерской работе появилась интересная роль с точки зрения яркости характера и эмоциональности переживаний, когда можно выдать все, что в тебе накопилось за долгие годы. Мне говорили после премьеры: вот, наконец, Света дождалась. А я не дождалась, я вернулась к тому, что раньше играла. Если я начинала с «Мастера и Маргариты» и «Страстей под вязами», то в последнее время таких спектаклей было очень мало, вот, пожалуй, только «На закате солнца»…

- Как вы относитесь к своей героине? Вы за нее или против?

- Когда я на сцене, то до конца считаю, что права, и это естественно. Только вся моя правота в конечном итоге сводится к одному: «Приходи. Только приходи! Я буду молчать…». Но вне сцены я могу относиться к ней совсем по-другому, и отношение мое крайне неоднозначно. Я ее и оправдываю, но, с другой стороны, мне очень странна эта женщина.

Именно поэтому она мне безумно интересна. Ее характер так не похож на мой, мне интересно понять ее. Почему она именно так поступает, а не иначе? Да, она его любит, бесконечно любит, но при этом она больше требует, чем дает. На его месте я б давно с ума сошла от такой жизни. Она же пилит его бесконечно! Каждый человек имеет право на личное пространство, а она все время говорит ему: «Скажи, ты любишь меня? Ты меня любишь?! Где ты был?! Где ты был?!!». Если бы она дала ему немножко свободы…

Подобная реакция и у первых зрителей была: «Бедный мужик, как достала его эта женщина». А кто-то, наоборот, говорил: «Бедная женщина, и чего она с ним возюкается, дала бы ему хорошенько! Газету бы вырвала, так сразу бы проснулся!». Вот такие полярные точки зрения. Мне кажется, что это верно, так и должно быть. Выхвачен такой фрагмент жизни, который сфокусирован до точки. Зритель уже не может оставаться в стороне, он должен сопереживать или ей, или ему. Каждый неминуемо возьмет чью-то сторону.

- Так кто же все-таки прав?

- Тут правых и виноватых вообще нет, они оба - любящие друг друга люди! - дошли до такой ситуации. И возникает вопрос: почему? Что с ними произошло, что любовь стала такой? Нет, любовь не ушла, но над ней нависла угроза. И они, все еще любя, уже не могут быть вместе. Почему он не отвечает ей? Почему она не может найти нужных слов? Почему она так сильно любит? От ее любви ведь можно задохнуться. Но она вот так любит и получается, что ей вообще-то крупно повезло. Потому что на свете столько людей, а если из ста человек хоть один встретит любовь - это уже редкое счастье. В основном мы живем тихо-мирно: борщ, котлеты, работа, сад, домой пришел - и все. И вот она - Любовь! А он равнодушно уходит. Это встряска для души. У них вот такие взаимоотношения, к ним можно по-разному относиться, но, слава богу, у них любовь есть. И в этом им очень повезло. Она говорит в финале: «Я буду ждать тебя, сколько хочешь, только приходи! Только приходи, иначе я умру без тебя». Но слишком поздно, ведь перед этим уже столько всего наговорила…

- Вы много играли любовь, получается, исследовали это чувство с разных сторон. Скажите, а возможна ли вообще взаимная любовь?

- Я начинала с Дездемоны, а потом была пьеса «Моей жене С», где героиня все время говорит о своем возлюбленном, видит его перед собой, и только в конце выясняется, что он умер, что его давно нет…

Булгаковская Маргарита. Там особенная, жертвенная любовь, когда для нее он единственный и неповторимый, и все, что у нее было в сердце, вся ее нежность, вся любовь принадлежат ему. Она не столько просила и требовала от него, сколько отдавала. Но Маргарита, любя другого, сумела себя сохранить, а в спектакле «Страсти под вязами» героиня ради любви убивает своего ребенка. Тогда у меня еще не было сына, а сейчас я, наверное, с ума бы сошла, представив, что у меня ребенок и я его подушкой душу. Но там была такая любовь, которая все сшибает с ног. Весь мир для героини - это он, и ради него она готова на все. Это такая любовь, которая нормальному человеку совершенно непонятна.

А какая любовь нормальная? Она всегда разная. Другое дело, как человек, в зависимости от своего характера, ее воспринимает. Был такой поэт Сергей Чекмарев, который сказал: любовь - это когда состояние «для себя» переходит в состояние «для него». Такая любовь может сохраняться очень долго, может быть, даже до конца жизни. И ты умрешь с именем любимого (или любимой) на устах, если только будешь стараться больше отдать. Не терзать близкого человека ревностью, упреками, требовать от него постоянно отдачи, взаимности. Чем больше даешь, тем больше он будет тебе возвращать. Любовь, это когда ты любишь человека таким, какой он есть, ничего не требуя взамен. И уж точно, любовь - это не вздохи при луне, а труд бесконечный, ежедневный и ежечасный. Когда ты каждый раз утром просыпаешься, видишь человека рядом и смотришь на него совершенно по-новому. Это же надо постоянно пытаться увидеть то, чего ты никогда не видел. Понимать, любить, чувствовать друг друга. Знать, когда ты можешь сказать ему что-то, а когда лучше промолчать, чаю налить. Наверное, для меня так…

Чем старше становишься, тем больше понимаешь, как важно играть такие спектакли именно сейчас, пока еще есть что-то в душе и есть желание сказать и сделать. Для меня этот спектакль-бенефис - своеобразный этап, только важен он не как итог того, что было, а начало того, что еще будет. Поэтому я сыграла эту роль искренне и честно, как и все остальное за мои 23 года работы в озерском театре.

Справка

Светлана ЕВСТРАТОВА родилась в поселке Гирей Красноярского края. В 1984 году окончила Московский государственный институт культуры. В том же году сыграла героиню по имени Лиля в кинофильме «Детский сад» (режиссером ленты был поэт Евгений Евтушенко). За эту роль удостоена приза «За лучший дебют» на кинофестивале в Денвере (США). В театре дебютировала ролью Дездемоны («Отелло» Шекспира) на сцене Мордовского театра драмы и комедии. В Озерской драме служит с 1988 года, первой ролью была булгаковская Маргарита. За роль Раневской в «Вишневом саде» была отмечена почетным дипломом областного конкурса с формулировкой «За глубокий и тонкий образ чеховской героини». После челябинской «Сцены» Светлане Евстратовой предстоит встреча с театралами города Димитровграда Ульяновской области: там в начале ноября будет проходить фестиваль «Театральный АтомГрад» (театры городов с атомной отраслью), и «Равнодушный красавец» озерского «Нашего дома» станет его участником.

Юлия Клепикова

VK31226318