EUR 75.58 USD 66.33

На сцене Челябинского театра оперы и балета состоялась премьера «Щелкунчика»

На сцене Челябинского театра оперы и балета состоялась премьера «Щелкунчика»

В минувшие выходные на сцене Челябинского театра оперы и балета состоялась премьера «Щелкунчика». Оригинальную хореографию сочинил главный балетмейстер Юрий Клевцов в соавторстве с Марией Большаковой.

Новый «Щелкунчик» в постановке Юрия Клевцова вернул артистам балета человеческие лица. В буквальном смысле. 10 лет назад, когда за светлую рождественскую сказку взялся балетмейстер Сергей Бобров, только ленивый журналист не написал о том, как с лиц танцовщиков в театральных цехах отливались гипсовые маски. По этим гипсовым отливкам были сделаны огромные головы монструозных персонажей. Танцевать в них было и жарко, и неудобно. В контексте этой истории стартовая позиция Юрия Клевцова была очень выгодной: хуже, чем его предшественник, поставить трудно.

За основу взят классический вариант либретто Мариуса Петипа с добрым сказочником Дроссельмеером, отважным Щелкунчиком и фантазеркой Мари. Никаких неприятных сюрпризов вроде того, что Дроссельмеер и Мышиный король - одно лицо, в «Щелкунчике» от Юрия Клевцова нет, а значит, на него можно смело вести детей - сюжет балета будет ими понят.

А вот пойти чуть дальше сюжета, вынуть из сказки Гофмана скрытые для обывателя смыслы Юрий Клевцов, как мне показалось, не захотел, отчего история уплощается и теряет внутренний конфликт. Слезы Мари, увидевшей сломанную куклу, кажутся крокодильими, а поединок Щелкунчика с мышами, символизирующий борьбу Добра со Злом, выглядит детской игрой.

Изюминка челябинской версии - два танца, родителей и гостей, с участием хора (часть артистов поет на балконе, другая часть поет и танцует на сцене). Возможно, даже, что хор введен впервые за всю долгую и славную историю постановок «Щелкунчика» на российской и мировой сцене. Стихи на музыку Чайковского написал поэт Константин Рубинский. Оценить их качество автор этих строк не смог, с трудом разобрав лишь отдельные слова.

Другая отличительная черта нового «Щелкунчика» - обилие предметов, вокруг которых и выстраивается действие. Сначала гости тащат в дом Штальбаумов коробки, потом из этих коробок достаются куклы и самокаты, на самокатах Франц и его друзья катаются по сцене. Пажи держат волшебные жезлы с бантами, девушки в сарафанах перекидываются огромными сушками.

Будут знаменитые испанский, восточный, китайский и русский танцы, вальс снежинок, па-де-де Мари и Принца. Характерные танцы с яркими костюмами и экзотическими жестами в постановке Марии Большаковой зрители воспринимают на ура. Стиль Юрия Клевцова твердо опирается на традиции. Эффектно получились танцы с участием кордебалета (особенно вальс снежинок). А вот знаменитое па-де-де Мари и Принца зрители приняли прохладно: слишком уж очевидным выглядело несоответствие богатства музыки и лаконичности хореографического почерка.

Пытливый зритель в наше время никогда не будет чувствовать себя обделенным: в мультимедийных библиотеках можно найти и посмотреть на домашнем компьютере любую редакцию «Щелкунчика». Сложнее танцовщикам, и особенно солистам: все-таки рост быстрее происходит на шедеврах. А расти есть кому. В партии Мари помимо примы театра Татьяны Предеиной четыре молодые балерины: Екатерина Тихонова (танцевала премьеру), Мария Затула, Олеся Карпенко, Екатерина Хомкина. Четверо танцуют Щелкунчика-Принца: Валерий Целищев (на премьере), Зураб Микеладзе, Алексей Сафронов, Александр Тихонюк.

Станет ли челябинский «Щелкунчик» событием в балетном мире, покажет время, но зарубежные гастроли ему гарантированы. В мире есть незыблемая традиция - смотреть «Nutcracker» (то бишь, «Щелкунчик») на Рождество. И вот тут наш балет с яркими, легко трансформирующимися декорациями Дмитрия Чербаджи придется очень кстати.

Фоторепортаж Андрея ТКАЧЕНКО смотрите здесь

VK31226318