EUR 75.58 USD 66.33

Гонка за временем: внедрение нового дизайн-кода в Челябинске под вопросом

Гонка за временем: внедрение нового дизайн-кода в Челябинске под вопросом

Администрация Центрального района Челябинска разместила на сайте документ, обязывающий собственников демонтировать вывески и информационные конструкции коммерческих предприятий, которые не соответствуют утвержденному ранее дизайн-коду. Под «удар» данного распоряжения на сегодняшний день попало 13 учреждений. Собственникам предписано провести демонтаж, в противном случае это будет сделано уже городскими службами. Как раз сегодня, 28 февраля, демонтировали рекламные вывески по проспекту Ленина

В ближайшее время предписано демонтировать вывески таких компаний, как «Сбербанк» (2 объекта), «Арт-оптика», «Монетка», «Читай-город», «Плантация чая», «Лавка волшебника» и даже почему-то вывеску магазина «Молоко» и т.д.. Роднит попавшие в список коммерческие структуры только то, что все они расположены на улице Ленина (дома с №№ 38 по 81), то есть в пределах того самого «гостевого маршрута», которым следуют все VIP-персоны, приезжающие в Челябинск. Делается это в полном соответствии с принятыми депутатами городской Думы правилами по дизайн-коду, которые были утверждены еще 19 декабря 2017 года (решение Думы № 36/4).

Кстати, в самом решении городской Думы говорится о том, что на исправление вывесок и информационных конструкций в центре Челябинска дается время до (внимание!) 1 июня 2018 года. Отметим, кое-что удалось сделать, хотя и не без скандалов, до назначенного срока. Однако большая часть конструкций, расположенных как на гостевом маршруте, так и просто на прилегающих к центру города улицах, так и остались «радовать» глаза челябинцев и гостей города.


Почему именно сейчас, с 20 февраля, начался очередной приступ чиновничьего рвения – понять можно. 28 января 2019 года тогда еще врио главы Челябинска Владимир Елистратов поручил всем городским службам, в ведении которых находится внедрение дизайн-кода, ускориться. Иначе к саммитам просто не успеть. Елистратов тогда отметил, что нынешними темпами демонтажем придется заниматься еще лет десять. Но десяти лет у города нет. Порядок с вывесками должен быть наведен уже к 2020 году, когда Челябинск примет саммиты ШОС и БРИКС.

Вообще принятый депутатами городской Думы документ по-своему интересен, в нем составители попытались прописать все мыслимые и даже кажется немыслимые нормы, которые, по их мнению, должны навести порядок с уличными вывесками и рекламой в Челябинске. Например, в документе вводится разграничение между информационной и рекламной конструкцией. По мысли депутатов, если вы над вашим магазином повесили вывеску «Мясо» - то это информационная конструкция, а вот если, упаси Бог, добавили к слову «мясо» слово «свежее» - то это, как ни крути, реклама. В правилах по дизайн-коду есть, тем не менее, четкие разъяснения, какие цели конкретно преследует принятие документа. Чтобы жители и гости города наслаждались его видом, а не разнокалиберными вывесками в стиле «сельпо», в Челябинске появился документ, регламентирующий его эстетический компонент.

В этом нормативно-правовом акте строгим, формальным языком прописаны все новые требования к оформлению фасадов. Также добавлено, что наряду с примерами, носящими описательный характер, к документу приложены графические схемы, что, без сомнения, должно облегчить задачу предпринимателям и собственникам при заказе новых конструкций и вывесок.


Из последних по времени эпизодов борьбы за наведение порядка на центральных улицах и гостевом маршруте можно также отнести прошедшее недавно заседание комиссии городской Думы по соцполитике, в ходе которого депутатам была представлена концепция по изменениям на пешеходной части улицы Кирова. Из намеченных нововведений – сокращение количества работающих на «челябинском Арбате» киосков и павильонов (по некоторым данным, их может остаться 10 или чуть больше), введение единого стандарта для таких форм уличной торговли, приведение к общему знаменателю вывесок и рекламных конструкций в этой части города. Сразу оговоримся и это признают даже сами депутаты гордумы – работа лишь началась и пока даже понимания, что на выходе должно получиться, нет.

«Да, рассматривали ситуацию с ларьками на Кировке, в том числе управление архитектуры и главный архитектор Николай Ющенко представлял эскизы будущих точек торговли и общепита. Нельзя сказать, что всем представленная концепция пришлась по душе, решили в скором времени еще собраться и рассмотреть эти вопросы. Одновременно решили плотнее работать с городским управлением культуры, с тем же Игорем Лопаткиным (Заместитель Главы Челябинска по социальному развитию прим. ред.) – внешний облик городских улиц и по их части проходит, а наша комиссия просто объединяет усилия всех служб и ведомств», - комментирует Александр Галкин, председатель комиссии по социальной политике городской Думы.

Депутат признается – к началу работы саммитов ШОС и БРИКС в городе в смысле наведения порядка сделано пока очень мало, по крайней мере, сделать предстоит на порядок больше. 

«Возьмите те же свисающие провода на Кировке – их нужно убирать под землю, возможно, перестраивать другие коммуникации! Но пока не то что денег на это нет, даже проектов таких не имеется, а до саммитов меньше года осталось!», - говорит Галкин.

В сфере внимания его комиссии в том числе и контроль за выполнением мероприятий по дизайн-коду, правда, как признает собеседник, здесь ситуацию точно описывает пословица про семь нянек и дитя, которое без глазу.

Процедура контроля и приведения вывесок к стандартам действующего дизайн-кода в Челябинске, действительно, довольно сложна. Выявлением несоответствующих дизайн-коду вывесок занимается районная администрация, далее, если в течение 30 дней решение вывески не исполнено предпринимателем добровольно, подключается Управление благоустройства, которое передает информацию о необходимости демонтажа в комитет управления имуществом города (КУИЗО). КУИЗО, в свою очередь уже подключает службу демонтажа, которая демонтирует нестандартную вывеску. 

«Ситуация-то действительно сложилась не очень», - признает депутат.

Начальник отдела архитектуры и городской среды Комитета градостроительства Екатерина Силина отмечает, что ее подразделение контрольными функциями не обладает, но всегда готово оказать помощь предпринимателям в вопросах подготовки новых вывесок в соответствии с требованиями дизайн-кода. Есть в городе еще одна служба, имеющая отношение к внедрению новых правил размещения рекламы и визуальной информации.

«В зоне непосредственно нашей ответственности – только рекламные конструкции, поэтому я могу говорить лишь об этой части нашей работы. Все предписания и уведомления бизнесу в части соответствия городскому дизайн-коду делают власти районов, это их полномочия. Если же наши специалисты видят какие-либо нарушения в оформлении, размещении рекламных конструкций, то обычно выдается три дня на устранение. Либо до 30 дней на демонтаж самой конструкции», - уточнила нашему изданию Диана Яруллина, начальник управления наружной рекламы и информации администрации города.

По ее словам, всего на проспекте Ленина в прошлом году по различным причинам были устранены нарушения в рекламе примерно в 30 случаях. При этом предписание предпринимателям, выданное управлением рекламы и информации, имеет четкое обоснование и сроки на устранение. Разумеется, недовольны сроками реализации новых правил и общественники. 


«Я бы назвал работу по приведению к единообразию вывесок и рекламы на центральных улицах Челябинска случайной и необязательной. Простые примеры – дом на площади Революции, где магазин «Ритм» находился. Да, убрали огромную вывеску известного банка на фасаде, но рядом, на той стороне дома, которая выходит на улицу Цвиллинга, все осталось как было! Там что, порядок не нужен?», - замечает известный краевед, руководитель группы «АрхиСтраж» Латышев. 

Латышев приводит и другие «безобразные» примеры, расположенные буквально в центре южноуральской столицы. Годами не решается вопрос по так называемому «дому Стахеева» (Кирова, 80), который изуродован рекламой.

«Сейчас взялись вот за вывески, конструкции и всякие штендеры да и то выборочно. А куда девать аляповатые входные группы, созданные неизвестно кем и для чего? А балконы на фасадах исторических зданий в центре, застекленные как попало? А пластиковые козырьки над входом в те же купеческие особняки? Этим-то кто и когда займется?», - кипятится краевед. 

По словам собеседника, он не верит, что даже центральную часть Челябинска удастся привести в более или менее пристойный вид к началу проведения саммитов, то есть к началу весны будущего года. Аргументы у Латышева, кстати, серьезные – он указывает, что так или иначе на все видимые сейчас «художества» (те же входные группы, козырьки и т.д.) собственники умудрились получить какие-то разрешительные документы. Как они их получили, вопрос другой, но теперь, чтобы понудить владельцев привести все в первоначальный вид предстоит пройти судебные процедуры. А это время. Надеяться на абстрактную «добрую волю» владельцев, мягко говоря, наивно. Да и собственников бизнеса можно понять – «хотелки» различных чиновников вообще-то стоят денег, которых, как известно, нет, а экономическая ситуация в Челябинске такова, что даже из центра уходят по причине разорения многие предприниматели.

В завершение мы поговорили с человеком, который, был одним из инициаторов разработки и внедрения челябинского дизайн-кода. Сейчас он работает в другой сфере, поэтому просил не называть себя, тем не менее его оценка происходящего весьма интересна. 

«Проблема в том, что вроде бы четкие и понятные правила, которые были заложены нами с коллегами при разработке дизайн-кода, не исполняются. Если спросите любого чиновника мэрии Челябинска об этом, тем более в районной администрации, то они начнут кивать на нехватку людей, ресурсов, времени и т.д. В результате имеем то, что имеем. Что-то делается, но этого, очевидно, недостаточно», - говорит собеседник. 

При этом винить во всем исполнителей и мелких клерков районных администраций наш визави также не готов – работы у тех действительно хватает, чего не скажешь о полномочиях. Самое главное, чтобы борьба за дизайн-код не превратилась в очередную кампанейщину по типу «борьбы за мир» и с другой стороны, не вылилась в борьбу с ветряными мельницами, когда на месте ликвидированной нестандартной вывески на утро появляется две новых.

Автор: Сергей Славин

Фото: twitter.com, mediazavod.ru, nashchelyabinsk.ru, cheltv.ru

VK31226318