«Помню, как в 10 лет сел за руль молоковоза». Новый начальник Управления ГИБДД по Челябинской области Андрей Харцызов дал интервью в свой юбилей
В ГИБДД Челябинской области 12 сентября сменился руководитель. Им стал Андрей Александрович Харцызов. Он почти 30 лет посвятил службе МВД. Редактору сайта «Медиазавод» посчастливилось лично встретиться с Андреем Харцызовым и задать ему несколько вопросов о работе в ГИБДД и личной жизни полковника полиции.
Четыре года назад в Челябинске появился мотовзвод ДПС. Наверняка можно подвести какие-то итоги. Насколько эффективно использование мотоциклов? Используете ли вы их для погонь за нарушителями?
Мотовзвод создавался по инициативе начальника Главного управления. Мы получили целый ряд преимуществ. В первую очередь — мобильность. Удобно работать во время заторов на дорогах для регулировки движения. Мотоциклы марки «БМВ» оснащены фото- и видеофиксацией, современными средствами спутниковой связи. Они предназначены для профилактики ДТП, не для гонок за нарушителями. Ведь при таком трафике движения мы сами не должны провоцировать ДТП. Сейчас в Челябинске действуют восемь мотоциклов. С помощью мотовзвода было выявлено около четырех тысяч правонарушений. А недавно мы закупили шесть мотоциклов для Магнитогорска. Правда, работа мотовзвода зависит от сезона, зимой мотоциклы не работают, только с мая по октябрь. Кстати, нам помогает мотосообщество, они с нами сотрудничают в рейдах и проводят занятия по экстремальному вождению с нашими водителями.
Известно, что сейчас ГИБДД активно внедряет IT- технологии. Расскажите, какие нововведения уже прижились и принесли пользу вашей деятельности.
Да, и для нас это большой шаг вперед. Сегодня областной полк оснащен системой ГЛОНАСС. В дежурной части сотрудники видят, где патрульные машины находятся, система позволяет более оперативно управлять нарядами. Еще мы в этом году оснастили каждый экипаж ДПС в области планшетами. Они работают через наш закрытый канал. Инспектор может проверить любой автомобиль и любого водителя. Вся информация тут же выдается: штрафы, база розыска и так далее. Еще планшеты очень здорово помогают в оформлении ДТП, процесс значительно ускоряется. Сейчас производится закупка принтеров, которые избавят инспекторов от письменной работы. Все данные сразу будут уходить в базу и распечатываться на месте. Реализовать планируем уже в 2020 году. Это заметно ускорит работу, что удобно и для инспекторов, и для водителей.
Есть ли польза от видеомониторинга на трассах? Может быть, и здесь планируются нововведения?
В этом году принято решение не использовать передвижные комплексы видеофиксации нарушений, так называемые треноги. Это четкая позиция начальника Главного управления. Кроме того, мы заставили обозначить яркими полосами машины, а водителей одеться в специальную форму. В следующем году на деньги, которые выделяются, будут строиться стационарные посты. Это будут приборы, которые замеряют среднюю скорость, закрывая участок 5-10 километров. Две камеры — в начале и в конце участка — замеряют скорость движения на участках дорог с высокой аварийностью. Больший упор мы сделаем на федеральные трассы. Мы рассчитываем на 10-11 стационарных постов.
Как в ведомстве обстоят дела с физической подготовкой?
Сотрудники наши должны быть здоровы как космонавты. У нас еженедельно проводятся занятия по боевой и служебной подготовке: стрельба, боевые приемы борьбы и другая физическая подготовка. У нас с этим очень строго. Ежегодно проходят зачеты. Более того, мы придерживаемся правила — брать сотрудников, отслуживших в армии.
А девушки идут к вам на работу?
Девушки, конечно, идут! Но мы их принимаем не для работы в ДПС, а для работы с документами. Когда у нас создался центр автоматической фиксации нарушений, то туда мы женщин принимали в первую очередь. Они- то и высылают «письма счастья». Работа на дорогах требует физической выносливости, не женское это дело. Хотя девушки тоже проходят наравне со всеми физподготовку, и в наряды они ходят, и зарплата у них одинаковая с мужчинами.
Госавтоинспекция, как и любое другое ведомство, стремится создать вокруг себя положительный образ. Но журналистам зачастую сложно получить комментарий максимально быстро. Например, чудесная история с дворнягой, которую сотрудник ДПС провел через дорогу, остановив поток машин. Тогда это стало федеральной новостью, но журналистам пришлось ждать целые сутки, чтобы связаться с инспектором. Как вы планируете работать со СМИ в таких случаях?
Понимаете, инспектор был после тяжелой смены. Он 12 часов на улице дежурил. Он устает не только физически, но и морально, поскольку приходится общаться с людьми в течение смены. Нам бы дать ему отдохнуть как следует перед следующей сменой, а от него журналисты ждут срочного комментария. Ему завтра вставать в пять утра, понимаете? А от него срочного интервью требуют. А ведь у нас есть специалисты по связям со СМИ, они-то и могут прокомментировать. Мы понимаем, что вам хочется быть оперативнее других, но человеку нужен отдых после сложной работы. Это тоже нужно понимать, они же люди, для которых, кстати, перевести собаку или человека через дорогу — обычная работа. Мы с большим уважением относимся к СМИ, но предлагаем искать компромисс все-таки.
И все же среди ваших сотрудников много героев. За их плечами сотни спасенных жизней. Вы их как-то за это поощряете?
Все наши сотрудники в какой-то степени герои. Но для нас это обыденность, просто работа. Мы, безусловно, поощряем личный состав и за раскрытие преступлений, и за оказание людям помощи, премируем. Недавно в Пласте семье инвалидов, у которых на трассе сломалась машина, потребовалась помощь. Инспекторы привезли их в гостиницу, машину отогнали в автосервис. Но это не героизм, а просто взаимовыручка. Зимой в мороз наши инспекторы всегда придут на помощь водителям. Несмотря на сложность работы в таких условиях, они всегда рядом. Но это не героизм с нашей стороны, а простое человеческое уважение.
Что скажете о современном обучении в автошколах? Много ли аварий по вине начинающих водителей?
Самые частые ДТП с водителями-новичками происходят в темное время суток и на трассах, где скорость движения не такая, как в городе. Это говорит о слабой подготовке курсантов. Автошколы экономят на этом. Мы даем свои рекомендации министерству образования, которые просим включить в обучающую программу.
Кто на ваш взгляд управляет автомобилем лучше — женщины или мужчины?
Управляет автомобилем лучше тот, кто соблюдает правила дорожного движения. Но мы заметили, что женщины во время управления автомобилем любят писать смски. Правилами запрещено разговаривать по телефону, а уж смс писать и вовсе. Не редкость, когда женщины садятся за руль в состоянии алкогольного опьянения. Но за рулем все-таки мужчин больше. У нас есть статистика: по вине женщин в этом году совершено 329 ДТП с пострадавшими, а по вине мужчин — 1857.
Когда вы впервые сели за руль? Помните свои ощущения в тот момент?
Конечно! Прекрасно помню! Меня посадили за руль в детстве, лет в 10. Это было в деревне, в поле. Дядя тогда работал на молоковозе ГАЗ-51. Я сидел и рулил. Помню чувство полета, казалось, что очень быстро бегу. А уж потом мне мама купила мопед «Верховина-6». Это был четвертый класс. Я любил его разбирать. И в милиции я начинал с водителя. Вся моя жизнь связана с транспортом.
А было такое, что вас останавливал ваш же инспектор и не узнавал?
Конечно было! Для меня это даже как бальзам на душу. Я же вижу, что инспектор работает, когда меня останавливает. Значит добросовестно трудится. Я с пониманием отношусь. Но я категорически против, чтобы меня инспекторы узнавали. Я же не президент, чтобы меня издалека видели.
Назовите 5 правил максимально безопасного вождения на ваш взгляд
Я скажу так: нужно соблюдать все правила дорожного движения. Они написаны кровью.
Ну, и последнее: что для вас ваша работа?
Для меня моя работа — это жизнь! Большую часть жизни мы отдаем работе, зачастую всех себя, без остатка. Я никогда не видел себя заводчанином, мне нужна динамика в работе. Я со школы представлял себя в погонах. Однажды после армии принял решение о службе, так до сих пор я ему и следую. Бывают сложные ситуации, но когда видишь результаты, то любишь свою работу все больше. У меня уже 29,5 лет чистого стажа службы в МВД, а с льготной выслугой — уже 40, я же 10 лет в ОМОНе проработал. Помню, когда только начинал, кому-то давали медаль за 10 лет службы. Я думал: «Ничего себе, 10 лет сотрудник отработал». А спустя годы ловлю себя на мысли, что у меня уже есть 3 такие медали. Вот жизнь летит. Но я ни о чем не жалею, люблю свою работу. Моя семья с первого дня разделяет со мной когда-то принятое мной решение. Я ей за это благодарен.
Андрей Александрович, от редакции сайта «Медиазавод» я вас благодарю за уделенное нам время, спасибо за интересную беседу. Мы знаем, что 27 сентября вы празднуете юбилей. Мы вас поздравляем, желаем здоровья, семейного благополучия и отличных результатов в работе.
Оформите заказ на услуги сантехника в Москве