Экономист Владимир Гаврилов: Томинский ГОК аукнется региону 700-миллиардным ущербом
В последнее время как-то незаметно сошли на нет страсти по поводу планов Русской медной компании (РМК) возвести в Сосновском районе мощный горно-обогатительный комбинат. Еще изредка можно встретить на улицах Челябинска машины с обтрепавшимся желтым стикером «Стоп ГОК», но сама тема Томинского комбината, кажется, постепенно «вымывается» из нашего публичного пространства.
Ежедневно обновляющаяся повестка тому виной или накопившаяся усталость от многолетнего противостояния экологов и технократов? А может, общественники просто смирились с мыслью о том, что медный рудник все равно появится неподалеку от столицы региона? Тем более что авторитетная экспертиза в прошлом году дала на это добро, а сама РМК пообещала использовать в своей работе щадящие технологии.
Однако не все оппоненты ГОКа сложили «оружие». Челябинский экономист Владимир Гаврилов включается в развернувшуюся на портале «Медиазавод» дискуссию и с цифрами на руках доказывает: решение о строительстве Томинского ГОКа не только приведет к катастрофическим и необратимым последствиям, оно просто экономически невыгодно региону.
- Правда ли, что вы провели собственное, альтернативное, исследование возможных последствий строительства комбината на месторождении «Томинское»?
- Все верно. В нем дана предварительная оценка основных рисков: от потери стоимости недвижимости и земли, сокращения валового регионального продукта, уничтожения сельскохозяйственных и лесных угодий.
Подсчитан примерный размер ущерба в результате деятельности АО «Томинский ГОК» за 25 лет работы. Вывод неутешительный: строительство категорически невыгодно экономике Челябинской области. Ущерб от деятельности предприятия за четверть века, по нашим данным, составит 675,8 миллиардов рублей. Он в восемь с лишним раз превосходит гипотетические цифры возможных бюджетных доходов – 81 миллиард рублей.
- Из чего сложилась такая астрономическая сумма, равная пяти годовым бюджетам всего региона?
- Давайте считать. ГОК окажет очень сильное влияние на земли, находящиеся в радиусе 20 километров – таковы данные ученых ЮУрГУ. Это 1300 квадратных километров, из которых 1014 квадратных километров приходится на дачные участки, СНТ, населенные пункты, земли сельхозназначения.
«Дыхание» комбината выльется в резкое падение цен на эти земли и попавшие под «выхлопы» РМК участки. Ущерб только от падения стоимости садовых участков и участков, отданных под ИЖС, составит 190,3 миллиардов рублей.
Каждый из садоводов что-то выращивает, что-то строит, постоянно приобретает какие-то материалы, то есть, вносит вклад в валовый региональный продукт. Здесь потери составят 132,5 миллиардов.
Землям сельскохозяйственного назначения РМК своей деятельностью нанесет вред на 3,6 миллиардов, а потери стоимости жилой недвижимости в Челябинске могут вылиться в сумму 349,4 миллиардов.
Итого получаем 675,8 миллиардов рублей. Заметьте: это без учета ущерба лесному фонду, животному миру, памятникам природы и водным источникам – они просто не поддаются учету! Чтобы не перегружать читателей цифрами, привожу только итоговые результаты наших подсчетов.
Но для каждой выкладки имеется подробное математическое обоснование, базирующееся на статистических и экономических данных.
- С землей все более-менее понятно. А что может грозить источникам воды?
- Все просто: объем чистой воды, необходимый для работы ТоГОКа, согласно Заключению по ОВОС, составлял 8,07 миллионов кубометров в год. Исходя из увеличения планов по добыче руды до 28 миллионов тонн в год, можно смело увеличить имеющийся показатель в два раза. То есть, горнякам потребуется 16,14 миллионов «кубов» воды.
Получается, что за весь «срок жизни проекта» (25 лет) комбинат собирается «выпить» 403,5 миллионов кубометров чистой воды. Сразу возникает вопрос: откуда ТоГОК возьмет столько воды, если объем озера Синеглазово составляет всего 33 миллиона кубометров?
Оказывается, для решения этой технологической проблемы руководство АО «Томинский ГОК» два года назад получило лицензию ЧЕЛ 02840 ВП на геологическое изучение на Северошеинском участке недр с целью поиска «пресных вод для технологического водоснабжения промышленных объектов».
Из этого специалисты по гидрогеологии делают однозначный вывод: в случае начала добычи ТоГОКом пресной воды на этом участке, через несколько лет все скважины на многие километры в округе будут полностью обезвожены.
А там, между прочим, сейчас находятся скважины населенных пунктов и садоводческих товариществ. Мало того, вода из Шершней будет постепенно перетекать в котлованы ТоГОКа, самый глубокий из которых – 540 метров - будет сравним с алмазным карьером кимберлитовой трубки «Мир» в Якутии.
Оценить потерю стоимости водных надземных и подземных источников в рублях не представляется возможным, поскольку в случае токсического загрязнения кислотами и тяжелыми металлами (а это случится неизбежно либо в случае прорыва дамбы хвостохранилища с высотой насыпной стены в 96,5 метров, либо при постоянной фильтрации токсичных отходов через землю в водные источники) эти источники будут утрачены навсегда.
- Но из властных кабинетов часто звучит такой тезис: Томинский ГОК критически важен как для экономики Челябинской области, так и для всей российской цветной металлургии.
- По «выгодам» для нашего региона, по-моему, все ясно: риски в несколько раз превышают возможный выигрыш. А что касается ЗАО «РМК» - за рубежом оно больше известно как кипро-британская компания RCC (BVI) - то эта компания действительно часто преподносит свой проект как некий приоритетный «госзаказ». Между тем приказ за подписью главы Минэкономразвития РФ Дениса Мантурова от 2014 года, касающийся стратегии развития цветной металлургии России и в котором ТоГОК упоминается лишь вскользь, не зарегистрирован в Минюсте. То есть, он не носит статус обязывающего к чему-то документа.
Если вчитаться в стратегию отрасли более внимательно, то становится совершенно очевидным: челябинская «овчинка» выделки не стоит. Среднее содержание меди в российских месторождениях сравнительно невысоко - около 1,1 процентов.
Но даже на этом фоне «Томинское» выглядит убого: содержание меди в нем составляет, по данным отраслевых экспертов, 0,31 процентов категории Р1 и 0,34 процентов категории Р2, что примерно в 3,4 раза ниже среднеотраслевого. Поэтому руды «Томинского» месторождения эксперты признают самыми бедными в России. Основным же медным проектом в нашей стране является освоение Удоканского месторождения в Забайкалье. Оно является крупнейшим в нашей стране и третьим в мире по запасам металла (19,7 миллионов тонн) при содержании меди в руде до 1,46 процентов и аномально высоком содержании серебра.
Другими словами, анализ всех факторов показывает: по-прежнему нет убедительных доводов в пользу того, что разработка беднейшего в Российской Федерации «Томинского месторождения» хоть сколько-нибудь похожа на задачу «федерального масштаба», ради которой стоит навсегда погубить среду обитания более полутора миллионов человек и поставит крест на перспективах развития Челябинского промышленного узла.
Кстати
Пока готовилось это интервью, федеральные СМИ опубликовали свежий рейтинг стоимости жилья в российских городах с населением миллион и более человек. По темпам падения стоимости одного квадратного метра Челябинск оказался в «передовиках» среди 15 мегаполисов нашей страны.
Цитируем: «Рынок вторичного жилья в городах-миллионниках в январе 2017 года продолжил свое снижение. Исключением стала только Москва, где стоимость жилья выросла почти на один процент. Лидером по снижению стоимости квадратного метра стал Челябинск. За первый месяц нового года она упала на 2,44 процентов, а за прошлый год — на 7,39 процентов. Такие данные приводит по результатам исследования Группа компаний SRG».
Экономист Владимир Гаврилов убежден, что основным фактором, оказывающим негативное влияние на стоимость челябинских квартир, является экология.