В бой за ОСАГО: страховщики против автоюристов

В бой за ОСАГО: страховщики против автоюристов
Суть жалобы заключается в том, что усилиями юристов выигрываются споры по ОСАГО, и страховые компании вынуждены отдавать львиную долю выплат посредникам, а не самим автовладельцам, пострадавшим в ДТП.
В Челябинской области в последнее время наиболее активны группы бизнес-юристов, которые специализируются на раскручивании убыточности ОСАГО. Как следствие – южноуральцы платят за полис намного больше, чем жители соседних регионов. «Челябинский рабочий» попробовал разобраться, почему в цепочку «пострадавший-страховая компания» вклинилось еще одно звено – «бизнес-автоюрист» и как работает схема, благодаря которой им удается «отмывать» деньги и выигрывать судебные дела.

Активный маркетинг

Стоило проехать по всем пунктам ГИБДД в Челябинске, которые оформляют ДТП, чтобы выявить тенденцию: люди, называющие себя автоюристами, дежурят возле всех семи пунктов.

Я стала свидетелем, как они буквально тащат за руку и начинают рассказывать разные страшилки про страховые компании: точно не заплатят, точно заплатят только через суд, точно заплатят три копейки и точно это будет не в этом году, только нервы потратите, семь кругов ада пройдете.
Зазывалы предлагают потерпевшему решить за него «проблемы» со страховой компанией (даже тогда, когда никаких проблем нет), зачастую с акцентом за «бесплатно».
Ирина Пономарева уже много лет страхует автомобиль по каско, авторемонт у дилера. Недавно попала в ДТП. У ГИБДД на улице Яблочкина, 5 активные ребята начали убеждать, что в страховую не следует ходить ни в коем случае. «У меня автокаско, я потерпевшая, а не виновник», - отбивалась от них Ирина. «Да вы что, у вас на следующий год будет повышающий коэффициент и не заплатят вам вовсе», - не сдавались предприимчивые мужчины.

Ирина все же устояла перед красноречивыми «экспертами», обратилась в страховую компанию, получила направление на ремонт к своему дилеру и ей в течение двух месяцев (долго ждали запчасти) полностью восстановили автомобиль. Повышающего коэффициента не насчитали, да и не могли насчитать, поскольку «наказанию» повышающим коэффициентом подвергаются только виновники ДТП.

Штрафы, пени, неустойки

- Это бизнес, где можно заработать «легкие» деньги, - рассказывает начальник управления безопасности и судебной защиты «ЮжУрал-Аско» Марина Францева. – Сперва так называемые «автоюристы» осматривают машину, оформляют доверенность, чтобы клиенту никуда не нужно было ходить самому. Затем от имени потерпевшего и в его интересах обращаются в страховую компанию и начинают затягивать сроки. Либо не предоставляют транспортное средство на осмотр, либо предоставляют не все документы или же вообще вкладывают в конверт белые листы и отправляют почтой. А поскольку опись на почте не составляется (хотя данная услуга за небольшую доплату делается повсеместно), нам потом трудно доказать, что изначально таким образом был направлен пакет документов.
Они заинтересованы, чтобы вывести дело в суд, причем, чем позже, тем лучше. Им это выгодно, потому как, взыскиваемая судом сумма со страховой складывается из ущерба, из неустойки и, как правило, за два месяца складывается еще одна такая сумма, кратная размеру ущерба.
Директор филиала компании РОСГОССТРАХ в Челябинской области Сергей Блинов считает, что все судебные издержки (штрафы, пени, стоимость услуг представительства и экспертиз) влияют на убыточность ОСАГО в регионе, что, в свою очередь, отражается на территориальном коэффициенте ОСАГО. Поэтому в Челябинске, где особенно активны автоюристы, автомобилисты платят за полис намного больше, чем жители соседних регионов.
- Наш регион на протяжении нескольких лет подряд входит в десятку самых убыточных регионов по ОСАГО в стране, - говорит Сергей Блинов. - У нас процветают так называемые «автоюристы» и развивается негативная судебная практика при рассмотрении споров по ОСАГО. Каждый иск сопровождается требованием о возмещении представительских и других судебных расходов.
Совокупность всех этих факторов и приводит к огромным нестраховым выплатам, а это, в свою очередь, – к сворачиванию деятельности страховых компаний в регионах, в результате чего автомобилисты столкнулись с недоступностью полисов «автогражданки».

Поощряя деятельность подобных «автоюристов», общество способствует дальнейшему росту тарифов ОСАГО и в конечном итоге расплачивается за их активность автовладелец.

Кто правит бал?

Александр Широких, водитель с двадцатилетним стажем попал в ДТП. «Шевроле» обгонял его «Опель» и совершил касательное столкновение. Александр двигался без увеличения скорости и без изменения траектории движения. Было помято крыло и повреждено боковое зеркало. Мужчина решил обратиться к автоюристам, потому, как слышал много историй от знакомых, о том, что страховые компании занижают сумму компенсации.

За него бесплатно походили по инстанциям, побеспокоились, Александр получил в полной мере стоимость восстановительного ремонта – 25 тысяч рублей, автоюристы свою прибыль взыскали со страховой компании. Ситуация разрешилась, казалось бы, самым наилучшим образом.
Однако спустя некоторое время он получил письмо из налоговой, где сообщалось о том, что ему нужно заплатить НДФЛ 13 процентов со всех денежных средств, полученных со страховой компании по судебному решению (статья 213 Налогового кодекса РФ). Он был в шоке от суммы, которая там была прописана – 60 тысяч рублей.
- Переуступив право требования автоюристу, автовладелец чаще всего даже и не знает, какую сумму в итоге эти «юристы» получили через суд со страховой компании, - говорит директор филиала компании РОСГОССТРАХ в Челябинской области Сергей Блинов. – В тексте доверенности в 99,9 процента есть графа, которую, как правило, никто не читает – с правом получения денежных средств.
Чтобы избежать такой ситуации, мы советуем не подписывать какие-либо документы с автоюристами непосредственно на месте ДТП, а сначала хотя бы обратиться в страховую компанию. Мы также не рекомендуем гражданам выдавать доверенность с правом получения денежных средств юристам или юридическим фирмам.
Руководитель некоммерческого партнерства «Уральский союз экспертов и оценщиков», практикующий более двадцати лет автоэксперт Геннадий Редькин возмущен словоблудием ряда участников этого сегмента рынка.
- Сегодня автостраховщики, к большому несчастью, правят бал, - рассказывает Геннадий Евгеньевич. - Банальность картины в том, что они сами разрабатывают и утверждают ценовые справочники по стоимости всего комплекса послеаварийных ремонтных работ и стоимости запчастей законодательно утвержденной Центробанком РФ «Единой методики восстановительного ремонта». Они же потом по этим справочникам выплачивают людям деньги.
ФАС Татарстана уже доказала факт занижения стоимости по большому перечню комплектующих в ценовых справочниках на величину до 30 процентов и обоснованно предъявила РСА штраф. Та величина, которая «зашита» в справочнике по стоимости запасных частей в ряде случаев в половину меньше реальной стоимости данной детали на региональном рынке.
РСА реализовало на практике свою «голубую мечту», сегодня «волки охраняют свое овечье стадо» и как это происходит видят все участники рынка. По этой причине автовладельцы за справедливой защитой прибегают к помощи автоюристов, и здесь повсеместно натыкаются на недобросовестных зазывал – бизнес-юристов.
Я советую всем автовладельцам под солнцезащитным козырьком своего водительского места иметь визитку грамотного «помощника» – будь то автоюрист, эксперт-техник или же аварийный комиссар. Своевременное обращение к этим специалистам поможет пострадавшим в ДТП сохранить время, деньги и здоровье, а также получить от страховой компании причитающуюся сумму в полном объеме в рамках закона.


Оформите заказ на услуги сантехника в Москве


VK31226318