Пять вопросов кандидатам в ректоры ЧелГУ

Пять вопросов кандидатам в ректоры ЧелГУ

Впервые в истории ЧелГУ, и Южного Урала тоже (если говорить о крупных государственных вузах), на должность ректора претендуют женщины. Предвыборную гонку ведут два профессора — Марина Загидуллина и Диана Циринг.

Обе выпускницы ЧелГУ, обладатели высоких наград и грантов. Обе — доктора наук. Сегодня они отвечают на вопросы о перспективах ЧелГУ и причинах, из-за которых решили участвовать в выборах.

Ваше представление о месте ЧелГУ в образовательном пространстве?

Диана Циринг:

ЧелГУ всегда способствовал социальному и экономическому росту региона, так как обеспечивал самыми лучшими кадрами его предприятия и организации. Однако потенциал университета в этой сфере гораздо богаче.

Чтобы укрепить свои позиции, нам важно стать центром инновационного развития. Сочетать лучшие академические традиции с освоением современных методов и технологии.

Высшее образование очень изменилось за последние годы и изменится еще больше. Оно все чаще ориентируется на потребности, как студентов, так и работодателей. Поэтому сотрудничество с предприятиями должно находить отражение в совместном поиске новых возможностей. Важно понимать, какие именно специалисты нужны сегодня Челябинской области и что может сделать для этого наш университет.

Марина Загидуллина:

Исторически наш университет создавался как классический. Фундаментальная наука была основой его образовательной системы. Потом, в 90-е годы, когда началась коммерциализация образования (университеты стали получать совсем другую помощь от государства, чем институты), весь Челябинск мигом стал университетским. И вопрос о своем месте тогда, конечно, возник.

Но для нашего университета изначальный смысл его назначения всегда оставался неизменным, как и путь, по которому он идет. Да, на этом пути у нас были потери — по объективным и субъективным причинам. Случались ошибки в управлении. Из-за этого университет не сумел сохранить золотые головы — людей, чьи имена стояли в списках науки мирового уровня. Но память об основателях жива, как и желание соответствовать их уровню.

Этот уровень и есть «особенное место» нашего университета в общем образовательном ландшафте Южного Урала.

Что бы вы хотели сохранить и что изменить в университете?

Диана Циринг:

— Сохранять нужно лучшие академические традиции, живое общение, создающее уникальную среду, в которой формируется личность, ее мировоззрение. Необходимо поддерживать уважение к истории университета и его ученым, культуру академического мастерства и академической свободы.

Что касается изменений, необходимо расширить участие коллектива в принятии решений, касающихся деятельности ЧелГУ. Я имею в виду и профессорско-преподавательский состав, и студентов. Открыто обсуждать и планировать расходование средств бюджета университета, сделать действия руководства университета более прозрачными.

Марина Загидуллина:

Фундаментальную науку, которая по своей сути — великое творчество. Я вижу, что она — спасительница. Образовательные технологии тоже важны, но это уже «дело техники». Неизбежный вектор развития, на мой взгляд, мы должны искать в смычке технических и гуманитарных наук. Сейчас во всем мире синтез инженерного и социального становится нормой. На неожиданных научных перекрестках рождается новое знание.

От чего избавилась бы? От атмосферы интриг, сплетен слухов и саботажа. К сожалению, 90-е годы испортили многих. Зарплату то платили, то нет. Люди оставались в вузе по инерции. Числились в университете, а зарабатывали в других местах. Вузовская работа стала как бы ненужной обязанностью. И сегодня многие предпочли бы сохранить такой подход. Но это пагубно для вуза.

Надо сделать так, чтобы людям хотелось работать в университете. Заинтересовать их материально, эмоционально, морально.

Ваши первые шаги, если станете ректором?

Диана Циринг:

Есть вещи, которые можно решить быстро, например, изменить график работы столовой, которая должна работать и в субботу, и во второй половине дня, ведь у нас занятия заканчиваются достаточно поздно, студенты и преподаватели должны иметь возможность пообедать.

А есть проблемы, и таких гораздо больше, которые требуют длительной работы. Необходимо изучить реальное состояние дел по различным направлениям деятельности, встретиться с руководителями структурных подразделений, выработать общее видение решений имеющихся вопросов.

Крайне важно для коллектива сейчас — стабилизировать ситуацию, объединиться, а для этого нужен постоянный диалог всех участников процесса.

Марина Загидуллина:

— Не хочу начинать с реформирования, с тотальных перемен. Бережно относиться к кадрам — важная задача руководителя.

Я сработаюсь, как мне кажется, со всеми. Просто поставлю правильные задачи. Если люди принимают это, то зачем мне что-то ломать и искать других?

Поэтому мои первые шаги будут направлены на то, чтобы все стабилизировать — люди устали от потрясений последнего периода.

Каким вам видится ЧелГУ в перспективе?

Диана Циринг:

— Конечно, сильным и стабильным, процветающим и инновационным, богатым и демократичным, престижным и уникальным. Но для этого нужно провести очень большую работу, в первую очередь, руководству университета. Для того чтобы университет стал именно таким, нужны трансформации, а для этого необходимы профессионализм и смелость.

Марина Загидуллина:

Сложно об этом говорить, потому что перед глазами у меня лежит альбом с шикарным проектом университетского городка — а в реальности я вижу типовой панельный застрой этого пространства.

Идею университетского кампуса — как она была задумана — не суждено воплотить. Одно утешает, что не стены, не кирпичи и шпили делают университет, а творческий коллектив людей.

Для меня университет — это фактически большая лаборатория одержимых наукой людей, заражающих своей увлеченностью все новые поколения студентов.

Если говорить о будущем, то есть где разворачиваться стройке — и в прямом смысле слова, и в институциональном: новые лаборатории и новое оборудование, обновление и совершенствование инфраструктуры.

Почему вы решили претендовать на должность, в принципе неженскую?

Диана Циринг:

Сегодня все больше вузов как в России, так и за рубежом возглавляют женщины. Так, например, ректором Гарвардского университета стала женщина, Дрю Фауст. А Алевтина Черникова возглавляет один из лучших университетов России — Национальный исследовательский технический университет «Московский институт стали и сплавов» (знаменитый МИСиС). Из девяти федеральных вузов у четырех ректоры — женщины.

Они умеют руководить нисколько не хуже мужчин, у них свои сильные стороны, больше гибкости, больше чуткости к настроениям подчиненных, они умеют находить компромиссы, более обстоятельны и внимательны к деталям. По оценкам экспертов, в ближайшее десятилетие количество женщин — ректоров значительно увеличится. Это уже тренд современного высшего образования.

Что касается моих мотивов, они просты. Челябинский государственный университет — моя Alma mater. Все, что в нем происходит, отзывается для меня радостью или болью. Я вижу большой потенциал коллектива, который не нашел достаточной реализации. Мы можем ставить перед собой куда более высокие цели. Нам необходимо выработать новую стратегию, чтобы преодолеть кризис и не только остаться полноценным партнером в образовательном пространстве региона, но и найти новые направления развития. Это позволит ЧелГУ остаться уникальными, быть университетом с собственным лицом.

Марина Загидуллина:

Есть ли смысл делить профессии на «женские» и «мужские»? Мне кажется, эта тема после Первой мировой войны была закрыта — когда женщины встали к станкам. А сейчас, когда в мире десятки женщин-президентов, и вовсе надо отказаться от стереотипов. Характер и масштаб личности определяют соответствие выполняемому труду. И еще можно ряд качеств назвать, для руководителя классического университета обязательных: ответственность, честность, человечность. Знаю, что звучит идеалистически, но это жесткий прагматизм — выживают только открытые системы, способные к самобалансировке и очищению. У остальных неизбежно срывает последний клапан.

Почему я претендую на должность ректора? Вижу и знаю, как сделать университет ярче, сильнее. Неправильно говорить — «поднять на новый уровень». Ведь университет — не груз. Университет — это люди. Смогут они — каждый в отдельности и все вместе — шагнуть вверх, и университет станет другим.

Я считаю, что моя женственность не помешает руководить ЧелГУ. Свой потенциал я оцениваю адекватно. Хотя в моем характере, наверное, присутствует доля авантюризма. Мне нравится риск. Люблю рафтинг — конференции на плотах. Когда идет снег, а мы сидим с веслами.

Likino-dulevo-mebel.ru мебель в Ликино-Дулёво

Производственная компания Квазар https://kvazar-ufa.com/.

бальзамирование цена в Санкт-Петербурге
VK31226318