Хорошо ли ребёнку учиться в «сильном» классе
Зачастую родители стремятся к тому, чтобы ребёнок оказался в «сильной» школе или классе, рассчитывая при этом, что успеваемость у их ученика будет выше. Но не всё так просто.
Исследование научного сотрудника Института образования НИУ ВШЭ Юлии Кузьминой показывает, что в этой ситуации есть и явные плюсы (возможное улучшение результатов, более благоприятный школьный климат, квалифицированные учителя, мотивированные одноклассники и т.п.), есть и негативные моменты, главным образом касающиеся развития академической самооценки ученика. То есть восприятие учеником своих способностей и умений в отношении какого-либо предмета: математики, литературы, языка и т.д.
Как правило, оценивая результаты обучения, родители и педагоги в большей степени ориентируются на оценку академических успехов, упуская из виду такие важные результаты обучения, как самооценка и мотивация. В то время, как академическая самооценка важна и может иметь долговременные последствия, как для дальнейших образовательных достижений, так и для выбора образовательных траекторий.
В статье «Эффект «большой лягушки в маленьком пруду»: всегда ли хорошо, если ребенок обучается в сильном классе?» рассмотрена ситуация обучения в сильном классе на примере такого предмета, как математика. Работа основана на данных лонгитюдного исследования школьников России «Траектории в образовании и профессии», в котором принимали участие свыше 4000 человек. Исследование начато в 2011 году, когда школьники учились в восьмом классе, затем те же самые ученики опрашивались в 10-м и 11-м классах (2013-2014 годы).
Данные исследования свидетельствуют о том, что даже при учете предыдущих достижений в математике и социально-экономического статуса семьи, математическая самооценка выступает важным предиктором дальнейших оценок по математике, играет важную роль для того, продолжит ли школьник обучение в общеобразовательной школе после 9 класса и захочет ли он получать высшее образование. При выборе специальности обучения академическая самооценка может играть даже большую роль, чем академические достижения.
Исследование показало, что обучение в сильном окружении может быть связано со снижением математической самооценки. Этот эффект получил название «Эффект большой лягушки в маленьком пруду». Дети в сильных коллективах «будут иметь математическую самооценку ниже, чем ученики с такими же индивидуальными достижениями в математике, но обучающиеся в классе с более низкими средними результатами», - отметила Юлия Кузьмина.
Также исследование показало, что дети, обучающиеся в более сильном классе, реже говорят о наличии планов поступления в вузы, по сравнению с детьми с таким же уровнем личных достижений из более слабых классов. Этот эффект может быть объяснен теорией «относительной депривации». Ученики, обучающиеся в более успешном окружении, предъявляют повышенные требования к себе, имеют более высокий уровень притязаний, но не имеют возможности соответствовать этому уровню. Невозможность достичь желаемого уровня создает фрустрирующую ситуацию, что приводит к неудовлетворенности и отказу от достижения высоких карьерных целей в будущем.
Означает ли наличие эффекта «большой лягушки», что обучение в сильной школе или сильном классе является бесполезным или даже вредным для ребенка? Однозначного ответа нет. Исследователь считает, что позитивный или негативный эффект обучения в сильном классе связан, в первую очередь, с той позицией, которую занимает ребенок в нем. Если ученик имеет результаты, близкие к средним в классе или выше их, то обучение в таком классе может иметь позитивный эффект.Позитивный эффект от обучения в сильном окружении срабатывает тогда, когда ученик считает достижимым уровень тех, кто показывает результаты выше его собственных, поскольку они имеют приблизительно такой же уровень способностей.
Оформите заказ на услуги сантехника в Москве