Благотворительный сбор в социальной сети: как не попасться на удочку мошенников
Сегодня ощущается разрастание незащищенных слоев общества, причем если, раньше в число этих граждан входили инвалиды, сироты, пенсионеры, люди без определённого места жительства и т.д., но получавшие хоть какую-то мизерную поддержку государства, то сейчас их положение, учитывая рост цен и введение разного рода законов, значительно ухудшилось в материальном плане. Нередкими, например, стали случаи, когда сиротам выделяют положенное им же жилье в ветхом, разрушающемся доме. Но ведь выделяют!
Кроме того, к этой прослойке добавились еще и те, кто нуждается в дорогостоящем лечении. Скорее всего, каждый из нас хоть раз в жизни, да задавался вопросом: «Почему вообще собираются деньги на лечение?», но ответ на него так и повисал звенящей струной молчания в воздухе.
Именно здесь на помощь приходят некоммерческие организации (НКО), которые своей основной задачей ставят поддержку нуждающегося населения на добровольных материальных и иных пожертвованиях. А в современных условиях, благодаря развитию Интернета и компьютерных технологий, заниматься благотворительностью стало возможно каждому – достаточно создать группу в социальной сети и начать её раскручивать, или написать клич о помощи на своей странице.
Татьяна Свириденко написала пост от бессилия: её хорошей знакомой, инвалиду второй группы – Ионике Кравческу и двухлетней дочке Лизе было нечего есть. Мать Ионики находится в хосписе, отец умер три года назад, а отец Лизы сразу ушел, как узнал о беременности. Оставшись вдвоём, маленькой семье нужно было как-то выживать, но без работы, на которую девушку-инвалида с маленьким ребёнком не берут, и постоянной прописки сделать это практически невозможно. Пенсия по инвалидности 5700 рублей + детские 500 рублей = 6200 рублей в месяц составляет их доход, из которого сразу же необходимо отдать 1700 за детский сад, 1600 за комнату в общежитии, которую им всё-таки выделили после обивания порогов администрации.
Увидев, что маленькая семья находится просто на грани гибели, Татьяна не смогла пройти мимо и обратилась в социальные сети с единственной просьбой – помочь. Помочь чем угодно, ведь в маленькой комнатке нет никакой мебели:«Эта комната очень маленькая. Сейчас в ней нет стола, нет телевизора, нет шкафчика, шифоньера, тёплых вещей. А самое главное – нет еды, нечего кушать. Доходит до того, что она с дочей ходит и просит милостыню», – написала Татьяна на своей странице в сентябре 2016 года. Девушка прикрепила фотографию Ионики и Лизы, указала номер карты Ионики и свой телефон для связи.
Татьяна боялась, что эта просьба в социальной сети останется незамеченной, люди пройдут мимо маленькой семьи, попавшей в трудную жизненную ситуацию. Но случилось всё абсолютно не так, как она ожидала. Сразу запись разлетелась, её репостили, пересылали друг другу, ставили лайки и помогали. Помогали деньгами, мебелью, спрашивали размер одежды и обуви, а Татьяна, почувствовав отклик, писала слова благодарности и отчетность о денежных переводах. Праздничное агентство, где она работает, объявило благотворительный сбор: каждый, кто хотел помочь, мог оставить заявку на 15-минутную игровую программу, а все собранные деньги были переданы Ионике.
Постепенно объёмы постов становились меньше, в них было больше отчётной информации, где говорилось о том, какие предметы быта приехали по адресу, а какие еще нужны; просили помощи мужских рук и, конечно, помощь в поиске работы и оформления прописки. – Ионику я знаю уже около десяти лет, – рассказывает Татьяна. – Мы учились вместе и во время студенчества с однокурсниками всегда помогали ей. Узнав об их бедственном положении, написала пост в социальной сети. Люди сразу откликнулись, я даже не ожидала такого! Думала, собрать хотя бы три тысячи, а на самом деле получилось около 80 000 рублей. Кроме этого, им привезли столько всего – продукты, мебель, игрушки, вещи, – что даже в маленькой комнате не осталось свободного места. Но, самое главное, ей помогли устроиться на работу в больницу санитаркой, как раз то, что она и хотела из-за слабого здоровья.
Теперь постов о помощи маленькой семье на Таниной странице нет и вовсе, ведь жизнь Ионики и Лизы Кравческу постепенно входит в нормальное русло.
Подобную адресную помощь нередко можно встретить на страницах пользователей, но всё-таки пальму первенства занимают благотворительные сообщества, где организуются сборы для конкретного человека – на лечение больным детям и взрослым, а также систематические сборы в помощь приютам для животных; детским домам; семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации и т.д. Какими бы благими ни были намерения людей, создающих благотворительные сообщества, очень часто им приходится сталкиваться с доказательствами своей прозрачности, ведь у жертвователей время от времени будет включаться механизм недоверия. Не вовремя выложенная отчётность, долгое молчание модераторов и администраторов сообщества, неактуальная информация – всё это сеет недовольство у аудитории, возникновение вопросов: «А на что пошли мои деньги?» и, как следствие, принятие каких-либо поспешных действий.
Веронике Калашниковой родители привили любовь к животным ещё в детстве, но осознанно и системно к этому вопросу она подошла на первом курсе университета. Тогда в университетском волонтёрском центре появилось предложение организовать поездки в приют для животных, и Вероника поддержала эту идею. С тех пор она стала волонтёром, а два года назад модератором сообщества «Помощь животным муниципального приюта Перми».
– Нашу группу мы ведём в строгом соответствии с правилами ведения благотворительных сообществ «ВКонтакте» (выписки счетов, чеки и прочее). Ведь прозрачная отчётность – залог успеха, – считает Вероника. – Но, несмотря на это, очень часто в адрес группы поступают необоснованные обвинения в мошенничестве и присвоении пожертвований себе. Несколько лет назад даже писали заявление в прокуратуру, но после проверки никаких нарушений не выявили. Поэтому мы стараемся делать максимально прозрачные отчёты, чтобы у людей не было вопросов о потраченных средствах.
Группа, которую модерирует Вероника, действительно, выглядит очень прозрачной, в ней можно найти любую необходимую информацию. Количество участников сообщества – 31 902 человека, новые посты появляются буквально каждый час. Все фотографии питомцев, а их там больше пяти тысяч структурированы, разложены по альбомам. Животных, которых отдают, каждый день «рекламируют» на странице, подробно рассказывая об их состоянии, стерилизации/кастрации, привычках, характере и т.д. Отчётные документы представлены в специальной вкладке в обсуждения, обновляются ежедневно. Тех питомцев, которые обрели дом, тоже не забывают, рассказывая на странице об их новой жизни.
Однако прозрачность группы – не всегда залог добропорядочности её создателей. Порой даже в самой прозрачной группе истинные цели организатора долго остаются неизвестными, а когда раскрываются, то не поддаются пониманию.
Марина родилась с синдромом Штурге-Вебера, в дополнение к которому шли эпилепсия, гидроцефалия и капиллярная ангиодисплазия на лице и теле, известная как «винные пятна». Ребёнка требовалось лечить, но молодой семье просто не по силам было оплатить те сотни тысяч, которые выставляли клиники. Ппоэтому они обратились к неравнодушным гражданам, создав группу «ВКонтакте».
Граждане откликнулись, начался стремительный сбор на лечение злополучных «винных пятен», которые мешали Марине полноценно развиваться, отпугивали многих детей и их родителей. Собрав средства, Марина с мамой Юлией отправилась на лазерное лечение в Москву. Девочку обследовали врачи и пришли к выводу, что ребёнку требуется сложная операция на головной мозг, связанная с синдромом Штурге-Вебера. Судя по записям в группе, самая лучшая клиника, специализирующая на подобных операциях, была в Германии, на это обследование требовалось 220 000 рублей. Собрав средства, Юлия с Мариной поехали в Германию в октябре 2012 года. Однако девочка плохо перенесла полёт, заболела, поэтому обследование перенесли на январь 2013 года.
Что же касается «винных пятен», то их лечение в Москве так же было отложено до принятия окончательного решения по операции. Но родители Марины не собирались сидеть на месте и ждать января, поэтому нашли клинику в США (г. Бостон), где лечение этого заболевания бесплатно, оплачивается только перелёт и проживание.
В американской клинике тоже посоветовали – решить с операцией на головной мозг, и только потом приступать к лечению пятен. Теперь молодой семье оставалось только ждать январского обследования. Всё это время Юлия активно делилась новостями о здоровье дочери, выкладывала посты, слова благодарности, отчётные документы, взамен получая необходимые денежные средства.
Обследование в январе показало хорошие результаты и отсутствие необходимости в оперативном вмешательстве, поэтому 1 июня 2013 года Юлия с Мариной (как оказалось, с ними уехал ещё и папа Александр) улетели в США, где до 21 августа (!) ждали обследования. Причем за все три летних месяца на странице группы очень редко появлялась информация о здоровье ребёнка.
Вот тут-то и начались первые вопросы, а после обследования в США, когда Юлия не выложила отчётные документы, из группы были удалены реквизиты в связи с тем, что у модераторов появилась «информация о не целевом использовании собранных жертвователями средств!!!» Выяснилось, что Юлия неоднократно вводила в заблуждение волонтёров группы, а Александр, уже бывший муж, рассказал на странице, что собранные деньги частично тратились на «красивую жизнь». Выписки из банка, которые предоставила Юлия, содержали в себе неполную информацию и, по сообщениям модераторов группы в них были закрашены некоторые данные. Иными словами они были подделаны. В конце концов, в октябре 2013 года сбор был официально закрыт, а всем, кто жертвовал средства, посоветовали обратиться в полицию с заявлением на Юлию.
В январе 2015 года бывший муж Юлии выложил фотографию, где она с новым мужем и в свадебном платье. Её старая страница уже не функционирует, а на новой городом проживания значится Филадельфия. Вероятно, с июня 2013 года Юлия в Россию на постоянное место жительства не возвращалась.
– Они находятся в США, Юля вышла замуж. Заявления на неё никто не писал. Насколько я знаю, ребёнок лечения не получает,– сообщил источник, близкий к этой истории, но пожелавший остаться анонимным. – Мне кажется, сразу, как только начался сбор, она планировала уехать из России. Не то, чтобы изначально собирала средства специально на это, скорее решила уехать уже в процессе. Сначала в США они жили с мужем, потом она его отправила домой, а себе нашла более перспективный вариант. Но это её дело. Главное то, что в итоге ребенок остался без лечения.
Сейчас группа продолжает функционировать, но уже как группа-распространитель постов помощи другим людям, болеющим различными заболеваниями. В ней состоят 1 371 участник, которые периодически интересуются судьбой Марины, но ответа не получают. Не только адресная помощь получает развитие в социальных сетях. Целые благотворительные фонды также стараются занять своё место на этой популярной платформе. Фонд «Настоящий волшебник» начал функционировать в апреле 2017 года, и уже сегодня имеет множество волонтёров, благотворителей. И определённую помощь в этом оказали сообщества в социальных сетях, рассказывает Елена Паршукова, заместитель директора фонда:
– Через социальные сети мы сообщаем новости, общаемся с нашими подписчиками, предоставляем отчётную информацию, хотя более детально она представлена всё же на сайте. Наша группа «ВКонтакте» только растёт, сейчас в ней 427 подписчиков, поэтому, в первую очередь, она оказывает информационную поддержку, и только потом – финансовую. Также мы сотрудничаем с разными крупными сообществами России, просим размещать посты с информацией о фонде. Так, иногда до нас долетают пожертвования со всех уголков страны.
Группа выглядит очень живой, постоянно обновляются посты, добавляется новая информация. Обвинений в мошенничестве в адрес фонда нет, но в репостах на других страницах встречаются недоверчивые комментарии к организации. Это связано с новизной фонда, ведь те организации, которые находятся на слуху, вопросов не вызывают.
– Также многие люди считают, что оказывать помощь необходимо напрямую родителям. На мой взгляд, это неправильно, так как получается, что деньги бесконтрольны, – признаётся Елена. – Фонд видит, сколько денег пришло на счёт, и по мере накопления средств на лечение одного ребёнка можем остаток распределить на других детей.
Тем не менее, фонд растёт, и уже за 2,5 месяца своего существования смог направить на лечение троих детей. Доверяй, но проверяй! Пожалуй, наиболее подходящий девиз для групп благотворительности в социальной сети.
На что же стоит обратить внимание в благотворительной группе в социальной сети?
В первую очередь, в обязательном порядке просмотрите документы, подтверждающие подлинность описанной ситуации: история болезни, представленная эпикризами, справками, результатами обследований (для животных – ветеринарные документы); финансовые документы, подтверждающие сумму, заявленную к сбору; иные документы, в которых говорится о целях сбора.
Во-вторых, как уже отмечалось выше, в таких группах прозрачная финансовая отчётность: для сбора должны быть выделены отдельные реквизиты, где будут фиксироваться только средства, пришедшие от жертвователей, без личных финансов.
Третий важный момент – фиксация всех расходов в виде фотографий чеков, товарных накладных, скриншотов электронных реквизитов, банковских выписок и т.д.
Четвёртым обязательным пунктом проверки является актуальность документов, давность которых не может быть больше шести месяцев.
В-пятых, не лишним будет проверить на изображениях наличие, так называемых, водяных знаков – адрес сообщества, нанесённый полупрозрачным шрифтом.
И, наконец, шестой пункт, но не менее важный – посмотреть количество участников, их страницы, чтобы убедиться, что это не бот-страницы и численность не накручена. А еще лучше внимательно понаблюдать несколько дней за группой и ее активностью, прежде чем жертвовать деньги. Если даже после такой комплексной проверки, остаётся ощущение недоверия, то стоит обратиться к модераторам группы, которые находятся в открытом доступе и смогут ответить на любые интересующие вопросы.
Помните, наличие в группе данных пунктов является неотъемлемой частью доверия между нуждающимся и жертвователем. Если намерения организатора чисты и полностью соответствуют целям сбора, то он постарается сделать сообщество максимально прозрачным, будет вести с подписчиками диалог, отвечать на вопросы, выкладывать отчётность, благодарить жертвователей, чтобы ни у кого не пропало доверие. Лишь после тщательной проверки можно решить вопрос о помощи в данном сообществе. Но даже в этом случае всегда есть шанс нарваться на не до конца честных людей.