Новости

Еще двум школьницам, за которыми охотился извращенец, удалось убежать.

Собрание депутатов выберет его из кандидатов, представленных конкурсной комиссией, и тот возглавит местную администрацию.

Обвиняемый, согласно материалам дела, по фиктивным договорам продал имущество фирмы и забрал деньги.

Владельцы пытаются продать аттракционы в горсаду имени Пушкина.

40-летнего Александра не могут найти с 3 марта.

ДТП произошло на перекрестке Свердловского проспекта и улицы Курчатова.

Как сообщает ТАСС, в ночь на 24 марта было совершено нападение на воинскую часть в станице Наурской.

Запись из окна соседнего здания распространило информационное агентство NewsFront.

Новый выпуск ПАО «ЧТПЗ» вызвал широкий интерес со стороны всех групп инвесторов: банков, физических лиц,управляющих и инвестиционных компаний.

По предварительной информации, в квартире взорвался телевизор.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Кто загрязняет воздух в Челябинске?






Результаты опроса

Энциклопедия медиаграмотности. Интернет: будьте готовы к обману

09.04.2016
С развитием масс-медиа, а особенно с появлением и распространением сети Интернет, вопрос о медиаграмотности населения стал одним из ключевых.
Сегодня пользователи сети Интернет, с одной стороны, являются потребителями информации, с другой, зачастую и сами ее создают.
Что же такое медиаграмотность? Как узнать, медиаграмотный ли вы человек? И от чего зависит уровень медиаграмотности? Чтобы ответить на эти вопросы, мы введем критерии оценки медиаграмотности и разделим их условно на несколько групп. То есть попытаемся определить, от чего зависит медиаграмотность каждого из нас.
Информационные критерии - один из самых распространенных способов оценки уровня медиаграмотности человека, поскольку в первую очередь важны знания аудиторией необходимых, достоверных, авторитетных источников информации.
Насколько человек владеет информацией, насколько умеет ее анализировать, интерпретировать, подвергать критическому осмыслению - настолько он медиаграмотен.
Технические критерии - это второй из самых распространенных критериев для определения медиаграмотности, так как он дополняет первый и определяет умения и навыки правильного пользования средствами массовой информации и коммуникации именно с технической точки зрения - умение пользоваться Интернетом, компьютером, диктофоном, камерой и прочим современным техническим обеспечением, предназначенным для получения, сбора, обработки и хранения информации.

Психологические критерии - это осознание необходимости медиаобразования, интуитивное определение собственного уровня медиаграмотности, поскольку невозможно определить неизвестное. А в данном случае для части людей вполне могут быть неизвестны такие понятия как медиаобразование и медиаграмотность, а, следовательно, полное отсутствие осознания изучения или самоосвоения таких дисциплин.
Медиаобразование возможно лишь тогда, когда человек будет осознавать необходимость собственной медиаграмотности.
Речемыслительные критерии - умение правильно понимать ситуации и выражать письменно и устно свои мысли, умение мыслить объективно, опираясь на множество различных точек зрения, умение делать выводы и обосновывать свою точку зрения, умение при необходимости писать тексты для СМИ (в частности для Интернета).

Образовательные критерии - уровень и специализация уже существующего образования накладывает отпечаток на уровень медиаграмотности человека. Например, журналист, лингвист, педагог, экономист, психолог по образованию будут уже изначально более медиаграмотными в силу своего образования.

Возрастные критерии - возраст человека также важно учитывать, так как от него зависит существующий уровень медиаграмотности. Каким минимумом знаний и медиакомпетентности человек может обладать исходя из своего возраста?
В рамках этого критерия стоит учитывать две составляющие - чем старше человек, тем, как правило, он более далек от современных СМИ (в частности от Интернета). Но в тоже время более старшее поколение имеет устоявшиеся взгляды на жизнь, способности к большему анализу и критике.
Социальные критерии - это, прежде всего, социальное положение человека: материальный достаток, социальные роли, профессия, ценности и стремления в жизни. С одной стороны, эти критерии будут служить для выявления необходимого уровня достижения медиаграмотности. С другой, покажут уже существующий уровень медиаграмотности человека.

Критерии доступности - каждая группа населения по ряду признаков (социальных, материальных, территориальных, профессиональных...) имеет различный доступ к средствам массовой информации и коммуникации.

Профессиональные критерии - сфера деятельности, точно так же, как и полученное образование, накладывает отпечаток на уровень медиаграмотности человека. Например, те, кто работает в сфере журналистики, образования, коммуникации будут более медиаграмотными, исходя из рода своей деятельности.

IQ-критерии - это влияние интеллекта, умственных и прочих подобных способностей на восприятие информации, анализ, осмысление, критику, логическое мышление, при этом важны желание и способности к обучению.

На основании этих критериев можно выделить различные уровни медиаграмотности:

очень низкая - человек не обладает практически никакими умениями и навыками медиаобразования, он имеет самые низкие показатели почти по всем выделенным критериям, у него не было и нет условий, потребности и желания для получения медиаобразования, он не знает вообще, что такое медиаграмотность и редко обращается к средствам массовой информации;

низкая - человек осознает необходимость медиаобразования и представляет себе его результат - высокую медиаграмотность, но очень слабо владеет медийными умениями и навыками, имеет незначительные способности по усвоению знаний и не обладает желанием повышать уровень своей медиаграмотности;

средняя - человек обладает средними знаниями, умениями, навыками и способностями в отношении медиа, но при этом не исключает необходимость в поднятии своего уровня медиаграмотности и имеет на это шансы по многим критериям;

высокая - человек получает достаточно высокие баллы по многим критериям, но имеет некие «пробелы», которые он хочет восполнить посредством медиаобразовательной деятельности;

очень высокая - человек обладает самыми высокими баллами по всем десяти критериям. Этот уровень медиаграмотности граничит с медиакомпетентностью, медиаобразованностью и медиакультурой.
Итак, медиаграмотность - это прежде всего совокупность навыков и умений, которые позволяют людям анализировать, оценивать и создавать сообщения в разных видах средств массовой информации.
Как защитить себя от негативной информации из СМИ, а особенно из Интернета? С этим вопросом мы обратились к экспертам.

Мнения специалистов

Елена Маркова, директор школы юных журналистов «Kids & Ideas»:

- Прежде всего, каждому из нас нужно правильно регламентировать свое отношение к получению информации.
Спокойнее реагировать, не вступая в споры и обсуждения в отзывах или комментариях в социальных сетях, не воспринимать это как личное. Больше обращать внимание на хорошие новости, их тоже немало.
Для подростков и молодежи в Интернете есть множество интересных ресурсов для саморазвития, познания чего-то нового.
Думаю, глупо говорить, что Интернет - это зло. Важно понимать, что мы хотим в нем найти и из каких источников черпаем информацию.
Если мы говорим о новостных интернет-ресурсах, то более достоверные данные, конечно, дают информационные агентства, официальные сайты различных СМИ. Из лент новостей можно узнать, чем живут города Челябинской области, страны и в целом мир. Как правило, на этих же сайтах можно увидеть ссылки и на другие не менее интересные и надежные источники.
Не стоит кликать все подряд. Делайте свой выбор обдуманно, с пониманием того, что вы хотите увидеть или прочесть в новом открытом окне своего браузера.
Роман Баканов, кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики Высшей школы журналистики и медиакоммуникаций Казанского (Приволжского) федерального университета:
- Сегодня никакую информацию нельзя воспринимать на веру. Вдруг вас обманывают? Формируйте критическое мышление, чтобы самим понимать: какие сведения могут быть вам полезны, а какие - нет и даже способны навредить.
Во-первых, журналисты нагнетают «страх и ужас» потому, что им надо привлечь внимание аудитории к своим текстам. Не волнуйтесь и дочитайте (досмотрите) до конца. Если вам неинтересно, займитесь чем-то другим.

Во-вторых, обращайтесь только к проверенным источникам, на которые ссылаются СМИ. Не поддавайтесь манипулированию: получайте информацию из разных источников, старайтесь сравнивать подходы к освещению проблем в тех или иных медиа, знакомьтесь с альтернативными мнениями. Никогда не судите о чем-то только по одному сюжету или статье.
В-третьих, публикация любой информации кому-то выгодна. Объективности почти нет. Я рекомендую узнать, кто учредитель крупнейших изданий и телерадиокомпаний вашего города и воспринимать распространяемые ими сведения с точки зрения отстаивания интересов учредителя.
В-четвертых, будьте готовы к агрессии в соцсетях. Стоит ли поддаваться на многочисленные провокации? Возможно, это всего лишь троллинг со стороны тех, кому нечего делать в Интернете.

Константин Киуру, доктор филологических наук, профессор кафедры журналистики и массовых коммуникаций факультета журналистики Челябинского государственного университета:

- Потребление информации можно сравнить с покупкой еды. Можно поехать на рынок и долго выбирать самые лучшие и качественные продукты. Можно по дороге с работы купить пачку пельменей в ларьке, съесть и лечь спать. Можно есть то, что дают. Мы сами это решаем.
Проблема в том, что родители не готовы разговаривать с детьми о выборе информационной среды. Чтобы решить эту проблему, мы должны воспитывать сомневающегося человека, вырабатывать у него здоровый скептицизм, критическую автономию. Сделать это можно только развивая систему медиаобразования.
Первый шаг к развитию системы медиаобразования уже сделан, в школах введены обязательные уроки медиаграмотности. Но возникает другая проблема: готовы ли учителя к проведению таких уроков, не станут ли эти уроки формальностью? Следовательно, в системе высшей школы необходимо вводить подготовку специалистов по медиаобразованию молодежи.

Совместный проект «ЧР» и Центра медиаобразования журфака ЧелГУ.
Комментарии
Комментариев пока нет