Новости

Еще двум школьницам, за которыми охотился извращенец, удалось убежать.

Собрание депутатов выберет его из кандидатов, представленных конкурсной комиссией, и тот возглавит местную администрацию.

Обвиняемый, согласно материалам дела, по фиктивным договорам продал имущество фирмы и забрал деньги.

Владельцы пытаются продать аттракционы в горсаду имени Пушкина.

40-летнего Александра не могут найти с 3 марта.

ДТП произошло на перекрестке Свердловского проспекта и улицы Курчатова.

Как сообщает ТАСС, в ночь на 24 марта было совершено нападение на воинскую часть в станице Наурской.

Запись из окна соседнего здания распространило информационное агентство NewsFront.

Новый выпуск ПАО «ЧТПЗ» вызвал широкий интерес со стороны всех групп инвесторов: банков, физических лиц,управляющих и инвестиционных компаний.

По предварительной информации, в квартире взорвался телевизор.

Loading...

Loading...




Реклама от YouDo
Свежий номер
newspaper
Кто загрязняет воздух в Челябинске?






Результаты опроса

Энциклопедия медиаграмотности: кого и зачем защищать?

26.03.2016
Мы открываем новую рубрику, актуальность которой очевидна.
Сегодня средства массовой информации предоставляют пользователям не только широкие возможности, но и содержат различные опасности, которые могут оказывать негативное воздействие на аудиторию.

Более всего подвержены этому влиянию дети и молодежь, поскольку они находятся в процессе становления жизненных ценностей и не обладают в полной мере умением защищаться от вредоносного контента.
Вместе с сотрудниками учебно-научного центра медиаобразования факультета журналистики ЧелГУ мы поможем детям, подросткам, их педагогам и родителям обратить внимание на одну из главных проблем современного общества - медиабезопасность молодежи.
В США еще в 80-е годы прошлого века в разных штатах возникали педагогические и исследовательские ассоциации, которые ставили своей целью внедрение изучения тех или иных аспектов медиа и медиакультуры в учебный процесс школы и вуза.

В конце 80-х - начале 90-х годов в Канаде, как и во многих западных странах, также произошло обязательное внедрение медиаобразования в курс школьной программы. Таким образом, преподаватели английского языка и литературы интегрируют медиаобразование в уроки начальных и средних классов, к примеру, анализируя на своих уроках телевизионные рекламные сообщения. С тех пор стали регулярными семинары для педагогов, преподающих медиа, выпускается бюллетень Directions, разрабатываются медиаобразовательные программы.

В процесс медиаобразования были включены не только учащиеся, но и учителя. Для них проводились регулярные медиаобразовательные занятия и были открыты летние курсы.

Незначительный экскурс в историю зарубежного медиаобразования убеждает в том, что сегодня состояние этого направления образовательной деятельности в России находится на уровне 30-летней давности.
В стране, равно как и в нашем регионе, нет ни регулярных обязательных медиаобразовательных занятий, ни обязательной интеграции медиаобразовательного компонента в смежные дисциплины. Задуматься о такой необходимости заставило нашумевшее убийство в Миассе. 15-летний подросток жестоко расправился со своим родителями из-за компьютерной игры.
После этого губернатор Борис Дубровский поручил органам образования Челябинской области включить уроки медиаграмотности в школьную программу: «Наша задача сейчас, проанализировав эту трагедию, предложить учителям некие рекомендации, чтобы помочь определить «скрытые угрозы».

Речь идет о тех тревожных признаках в поведении ребенка, заметив которые педагог должен переговорить с родителями, самого школьника направить к психологу. И при этом важно не впасть в «охоту на ведьм», взаимодействовать с семьями надо очень деликатно…».

Несмотря на все попытки (в том числе законодательного характера) защитить детей и подростков от опасной информации, причиняющей вред их здоровью, нравственности и личностному развитию, ситуация остается тревожной и опасной.
На современного человека, а особенно на детей и подростков, ежедневно обрушиваются бурные информационные потоки: из Интернета, телевизора, радио, компьютера, смартфона. Наряду с полезной или, по крайней мере, безвредной информацией могут поступать сведения опасного характера.
Они многочисленны и разнообразны - от экстремистских идей до пропаганды насилия, от убийств и самоубийств до информации о продаже наркотиков. Даже на первый взгляд безопасная информация может нести вред, если она искажена или недостоверна.

Мнения специалистов

По словам Юрия Чемякина, доцента кафедры истории журналистики факультета журналистики Уральского федерального университета, сегодняшнее состояние медиабезопасности детей и подростков у многих вызывает серьезные опасения.

- Как вы в целом оцениваете ситуацию защищенности школьников от негативной информации?

- Современные дети гораздо меньше защищены, чем, скажем, дети в СССР. Сейчас гораздо больше свобод и возможностей в плане выбора, получения разнообразной информации. Стало быть, и больше угроз.
Интернет и его содержимое, включая, конечно, разные социальные сети, на мой взгляд, можно признать важнейшей угрозой для медиабезопасности детей и подростков. На фоне этого даже телевидение отступает на задний план, не говоря уж обо всех остальных источниках информации.
- Кто в таком случае должен в первую очередь защищать подрастающее поколение?

- Защищать несовершеннолетних от разных угроз, в том числе и угроз медиапространства, должны взрослые: родители, воспитатели, педагоги, представители общественных организаций. Усовершенствование законодательства и его строгое соблюдение важны. Но это не решит всех проблем.

Многое зависит от конкретных родителей и педагогов. Понятно, что надо работать с детьми, при этом не только запрещать-закрывать доступ к чему-то, но и объяснять, показывать достойный пример. Каким-то детям в этом плане повезло больше, каким-то - меньше. Разные общественные организации и сами СМИ, конечно, также могут влиять на медиабезопасность детей и подростков. Причем их влияние может быть как позитивным, так и негативным. Как, собственно, и влияние родителей.

- А какова роль государства в решении данного вопроса?

- Законодательно ограничивать или даже запрещать подобную информацию необходимо, и государство пытается это делать. Другой вопрос, насколько продуманными и эффективными являются принимаемые меры.
Понятно, что сейчас почти любой российский подросток имеет доступ к самым разнообразным источникам информации, прекрасно владеет компьютером, разными мобильными гаджетами, знает способы, с помощью которых можно попасть на заблокированные в соответствие с законодательством сайты.
Не говоря уж о том, что не многих сайтах нет никакой блокировки, там просто спрашивают, есть ли тебе 18 лет, и не факт, что все пользователи правдиво отвечают на этот вопрос.

Государство должно делать все возможное для защиты детей и подростков, в том числе и в плане медиабезопасности. Но возможности государства, законодательного регулирования ограничены. Поэтому очень большая ответственность лежит на нас с вами, на всех взрослых.

Галина Павлова, председатель челябинского регионального отделения общероссийской общественной детской организации «Лига юных журналистов», главный редактор газеты «Станица 74», считает, что вообще нет никакой системы медиабезопасности детей и подростков.

- Проводимые мероприятия по медиаобразованию неэффективны?

- Беседы, лекции, которые стали в последнее время проводить в школах, не дают нужного эффекта. Это в большей степени страшилки: будешь долго сидеть за компьютером, возникнет зависимость или заболеешь.
Да, есть разного рода технические штучки, которые могут контролировать время нахождения детей в сети, либо не дают ребенку возможность заходить на определенные ресурсы. Нет главного - систематического обучения детей медиакультуре: грамотному поиску информации, ее систематизации, этике общения, творчеству в медиасреде.
- А какая информация в таком случае является актуальной для школьников?

- Дети нуждаются в навигаторских программах, которые содержали бы полезные подсказки, помогали бы в поиске качественной информации по различным направлениям.
Другими словами, есть запретительные и охранительные подходы. А надо сосредоточить внимание на создании условий для самообразования и самореализации, культуры поиска и обработки информации, на формировании собственных информационных баз. А это означает, что в школе должен быть такой предмет.
Не знаю, как его назовут: медиаобразование, медиаграмотность, медиабезопасность… Но он просто необходим.

- В чем состоит сегодня главная проблема медиабезопасности для школьников?

- Если раньше социальный опыт подростки усваивали в большей степени через межличностные каналы (общение с ровесниками, взрослыми), то теперь формируется поколение, для которого цифровые технологии, Интернет становятся определяющими. Все чаще необходимую для социального и духовного роста информацию дети черпают из Интернета.
Не умея ее анализировать, критично осмысливать, находясь в изоляции от взрослых, подростки нередко уходят в интернет-пространство, где образовывается большое количество виртуальных молодежных сообществ. Опасность состоит в том, что они, как это показывает печальный опыт, могут уйти уже в реальные криминальные, экстремистские, сектантские группы. На мой взгляд, не компьютерные игры, а именно это является самой большой угрозой.
Татьяна Черкас, педагог-организатор МБОУДОД «Центр детско-юношеский» (Челябинск), редактор газеты школьников Тракторозаводского района «Точка зрения».

- Какие меры стоит предпринять для защиты детей и подростков от информационной опасности?

- Нужно обращаться к семье, в первую очередь. Что делать родителям, если ребенок часами сидит за компьютером? Наблюдать.
Если он играет, это плохо, но не критично. Тогда необходимо не ребенка гонять, а перестраивать свой семейный уклад: собраться в выходные покататься на ватрушках, на коньках...
Отправиться туда, где ребенку будет интересно, где он сам хочет побывать (съездить к родственникам, где есть его ровесники, или в развлекательные комплексы).
Часто в жизни ведь как бывает? Родители замотаны на работе, а выходной - это время, когда можно полежать на диване, посмотреть любимые передачи. А у ребенка какой выбор? Только сидеть в Интернете и играть. Вам не хочется оторваться от дивана, а подростку - от экрана. Все логично.
Но тем мы, взрослые, и отличаемся от детей, что осознаем неправильность ситуации и сможем ее переломить, меняя у сына или дочки интерес к происходящему.
Но вот если заметили, что после общения с компьютером ребенок изменил свое поведение, стал либо замкнутым, либо агрессивным, надо срочно обращаться к специалистам.
- А как же занятия в школе и другие мероприятия, проводимые в рамках образовательных учреждений?

- Другие мероприятия в широком смысле этого слова не так действенны. Конечно, необходимо, чтобы образовательные организации четко работали в этом направлении и напоминали подросткам о медиабезопасности.

Но главную роль все же должны играть родители. Они не только должны кормить и одевать своих детей, но и наблюдать за ними, четко контролируя ситуацию и принимая меры, чтобы их ребенок был здоров и физически, и морально.
Комментарии
Комментариев пока нет