Энциклопедия медиаграмотности. Социальные сети: предупрежден - значит вооружен
Большинство пользователей проводит на этих ресурсах по нескольку часов в сутки. При этом содержимое соцсетей в целом вызывает большие опасения с точки зрения безопасности.
Непроверенная информация о продаже товара или предоставления услуг от сомнительных источников. Как правило, в таком случае отсутствуют гарантии на цену и качество. Чаще всего это продажа на заказ товаров известных брендов, которые на самом деле оказываются подделкой. Покупатель может получить несоответствующий его требованиям товар либо вообще не получить ничего.
Фото, видео и иные материалы эротического и порнографического характера, которые предназначены для аудитории 18+ и находятся в свободном доступе. Это могут быть как фотографии, сделанные на реальных мероприятиях, например в клубах Челябинска, так и порнографические ролики, снятые в качестве домашних видео или в рамках специальных проектов.
Подозрительные и явно сомнительные предложения о трудоустройстве. Зачастую происходит психологическое воздействие на людей, желающих разбогатеть, не выходя из дома. Используются приемы речевого воздействия, оказывающие психологическое давление («ты хочешь построить деловую карьеру и перепрыгнуть надоедливого начальника», «ты знаешь, что такое стиль» и другие).
Формирование неправильной культуры и ценностей пользователей (включая семейные, религиозные ценности, нормы этики и морали, поведенческие реакции и прочее).
Пропаганда запрещенных законом направлений и организаций. Например, экстремистские сообщества, запрещенные религиозные сообщества и другое.
- На сегодняшний день социальные сети - огромная система, которая практически не поддается корректировке и редактуре.
Также распространены группы-«обманщики», которые собирают средства на помощь животным либо на лечение, но, к сожалению, деньги так и не доходят по назначению. Нужно быть внимательным и сосредотачиваться на положительных сообществах, которые несут полезную информацию.
Елена Морозова, руководитель отдела интерактивных проектов в коммуникационном агентстве RADAR Advertising:
- Многие пользователи в целях общения или в процессе работы используют одновременно до десяти социальных медиасервисов. Иногда количество уведомлений из разных источников начинает зашкаливать.
Часто сейчас в переписках не используются простые правила вежливости - приветствие, прощание. Иногда переписки просто обрываются. На эти правила тоже бы стоило обратить внимание.
Регина Досмухамбетова, главный редактор u24.ru:
- Все чаще в социальных медиа появляются фейковые страницы, рекламирующие товары и услуги. Некоторые под вымышленными именами и чужими фотографиями втираются в доверие молодых людей, агитируют вступить в какие-либо сомнительные организации.
Чаще всего на уловки мошенников попадаются несведущие люди или те, кто находится в сложной жизненной ситуации.
Александр Градюшко, кандидат филологических наук, доцент кафедры медиалогии и веб-журналистики Белорусского государственного университета (Минск):
- Проблем в социальных сетях хватает. Аудитория привыкла потреблять визуальный контент. Для молодежи Интернет часто представляет собой площадку для развлечений.
Редакции многих печатных изданий активно наращивают присутствие в социальных медиа. В то же время в погоне за лояльностью аудитории они ориентируются на стандарты работы популярных публичных сообществ, размещая на своих страницах в соцсетях демотиваторы, мемы, оригинальные фото, пытаясь заигрывать с аудиторией. Это представляется тревожной тенденцией.
Потребление новостей со смартфонов стремительно растет, и это еще один важный тренд. На экранах мобильных устройств помещается не так много информации. Читатель способен сохранять концентрацию внимания сравнительно недолго. В среднем это три небольших абзаца. В этой связи одним из новых форматов контента в социальных сетях стали цифры, списки, рейтинги.
Часто сведения могут спровоцировать (особенно у подростков и молодежи) разрушение общечеловеческих ценностей, личностной модели поведения, подорвать представления о морали и нравственности. С чем же может столкнуться аудитория в рамках пользования социальными сетями?Недостоверная информация формирует у аудитории неверные знания и представления. Этот риск - один из самых распространенных в социальных сетях, в том числе в самой популярной в России сети «ВКонтакте». Это может быть любая информация: от искажения новостей до неправильного указания автора какой-либо цитаты.
Непроверенная информация о продаже товара или предоставления услуг от сомнительных источников. Как правило, в таком случае отсутствуют гарантии на цену и качество. Чаще всего это продажа на заказ товаров известных брендов, которые на самом деле оказываются подделкой. Покупатель может получить несоответствующий его требованиям товар либо вообще не получить ничего.
Фото, видео и иные материалы эротического и порнографического характера, которые предназначены для аудитории 18+ и находятся в свободном доступе. Это могут быть как фотографии, сделанные на реальных мероприятиях, например в клубах Челябинска, так и порнографические ролики, снятые в качестве домашних видео или в рамках специальных проектов.
Пропаганда нездорового образа жизни. Например, пропаганда употребления наркотиков, алкоголя, табакокурения. Пропаганда действий, представляющих угрозу для здоровья и жизни пользователей. Например, призыв к суициду, формирование моды на анорексию и так далее.Нецензурная лексика. Она так или иначе содержится практически во всех сообществах и на страницах множества пользователей как в виде публикаций, так и в виде оставленных комментариев. Сегодня пользователь не задумывается о культуре общения онлайн.
Подозрительные и явно сомнительные предложения о трудоустройстве. Зачастую происходит психологическое воздействие на людей, желающих разбогатеть, не выходя из дома. Используются приемы речевого воздействия, оказывающие психологическое давление («ты хочешь построить деловую карьеру и перепрыгнуть надоедливого начальника», «ты знаешь, что такое стиль» и другие).
Взломы личных аккаунтов и спам. Практически каждый пользователь сети все чаще сталкивается с этой проблемой, когда под его аккаунтом спамер распространяет информацию, выходящую за рамки этики и закона, либо пытается получить деньги незаконным путем.Различные розыгрыши и конкурсы, которые в большинстве случаев направлены на обман пользователей. Можно как просто не получить приз, так и перейти по вредоносной ссылке, которая, к примеру, может заразить компьютер или мобильное устройство вирусами, уничтожающими или списывающими данные. Особенно сомнение должны вызывать конкурсы, разыгрывающие дорогую технику, машины или крупные денежные суммы.
Формирование неправильной культуры и ценностей пользователей (включая семейные, религиозные ценности, нормы этики и морали, поведенческие реакции и прочее).
Пропаганда насилия и жестокости. Это многочисленные видеозаписи о жестоком обращении с животными, представителями сексуальных меньшинств, издевательствами над женщинами, публичным насилием, что находится также в открытом доступе для любого пользователя.Разжигание конфликтов между различными социальными группами. Например, разжигание межнациональных, религиозных и прочих конфликтов, активная поддержка пользователями такой розни.
Пропаганда запрещенных законом направлений и организаций. Например, экстремистские сообщества, запрещенные религиозные сообщества и другое.
Согласно результатам опроса подростков и молодежи, проведенного учебно-научным центром медиаобразования факультета журналистики ЧелГУ, негативная информация чаще всего поступает от незнакомых пользователей и из сообществ. А ведь в таких группах состоит от нескольких сотен до нескольких миллионов человек.Такая информация, по мнению опрошенных, вызывает отвращение, подталкивает к неправильным решениям и действиям, вызывает депрессию и даже заставляет ругаться с друзьями и родными.
Но посмотрим на проблему с другой стороны. Какие риски социальных сетей могут выделить специалисты в сфере медиа?
Комментарии специалистов
Василиса Кузнецова, главный специалист отдела социальных программ управления молодежной политики министерства образования и науки Челябинской области:- На сегодняшний день социальные сети - огромная система, которая практически не поддается корректировке и редактуре.
И если взрослый пользователь может выбрать для себя полезную информацию, которая позволит ему получить новые знания и положительный опыт, то подросток или человек, которых находится в трудной жизненной ситуации, чаще всего подвергается негативному влиянию.Мы периодически узнаем о сообществах, в которых навязываются добровольный уход из жизни либо запрещенные религиозные взгляды.
Также распространены группы-«обманщики», которые собирают средства на помощь животным либо на лечение, но, к сожалению, деньги так и не доходят по назначению. Нужно быть внимательным и сосредотачиваться на положительных сообществах, которые несут полезную информацию.
Елена Морозова, руководитель отдела интерактивных проектов в коммуникационном агентстве RADAR Advertising:
- Многие пользователи в целях общения или в процессе работы используют одновременно до десяти социальных медиасервисов. Иногда количество уведомлений из разных источников начинает зашкаливать.
Доступность человека в коммуникациях резко сократила личное пространство и время. Собеседник ждет мгновенного ответа, а молчание в сутки иногда может быть поводом для обид и расстроенных отношений.Еще одно последствие этого факта - снижение концентрации на одной задаче. Несколько параллельных диалогов, переписок, проектов не позволяют на длительное время погрузиться в один вопрос.
Сейчас, как никогда раньше, стали актуальны самоорганизованность, социальная гигиена и этика отношений. Эти личностные качества иногда оказываются даже более ценны, чем профессиональные навыки.Например, для официальной переписки лучше пользоваться почтой и профессиональными сетями (Линкедин и Фейсбук), не стоит отправлять сообщения делового характера поздно вечером, чтобы не тревожить собеседника уведомлениями.
Часто сейчас в переписках не используются простые правила вежливости - приветствие, прощание. Иногда переписки просто обрываются. На эти правила тоже бы стоило обратить внимание.
Регина Досмухамбетова, главный редактор u24.ru:
- Все чаще в социальных медиа появляются фейковые страницы, рекламирующие товары и услуги. Некоторые под вымышленными именами и чужими фотографиями втираются в доверие молодых людей, агитируют вступить в какие-либо сомнительные организации.
Все чаще наивных девушек вербуют террористы: виртуальные красавцы обещают золотые горы, замужество и счастливую жизнь одиноким барышням.Другим пользователям продают товары по рекордно низким ценам, после оплаты которых никто не застрахован получить кирпич вместо плазменного телевизора, к примеру.
Мошенники прекрасно обосновались в социальных сетях, взламывая страницы и вымогая деньги на телефон, банковские карты, виртуальные кошельки.Без зазрения совести продают отчаявшимся похудеть людям чудодейственные продукты и диски с 25-м кадром, тяжело больным людям - лекарственные средства и другие «удивительные» товары.
Чаще всего на уловки мошенников попадаются несведущие люди или те, кто находится в сложной жизненной ситуации.
Однако насильно запрещать пользоваться Интернетом и соцсетями не стоит. Лучше объяснять ребенку, аргументируя и приводя примеры. Стоит прислушиваться к подростку, интересоваться его проблемами, показывать, что у него всегда есть защита и тыл.Ребенок должен знать, что его всегда поддержит семья. Я хочу верить, что так мы сможем сократить количество новостей о пропавших детях и суицидах.
Александр Градюшко, кандидат филологических наук, доцент кафедры медиалогии и веб-журналистики Белорусского государственного университета (Минск):
- Проблем в социальных сетях хватает. Аудитория привыкла потреблять визуальный контент. Для молодежи Интернет часто представляет собой площадку для развлечений.
Редакции многих печатных изданий активно наращивают присутствие в социальных медиа. В то же время в погоне за лояльностью аудитории они ориентируются на стандарты работы популярных публичных сообществ, размещая на своих страницах в соцсетях демотиваторы, мемы, оригинальные фото, пытаясь заигрывать с аудиторией. Это представляется тревожной тенденцией.
Потребление новостей со смартфонов стремительно растет, и это еще один важный тренд. На экранах мобильных устройств помещается не так много информации. Читатель способен сохранять концентрацию внимания сравнительно недолго. В среднем это три небольших абзаца. В этой связи одним из новых форматов контента в социальных сетях стали цифры, списки, рейтинги.
Эпоха текстов заканчивается. В сети пользователь не читает, а смотрит. Поэтому, как правило, оказывается, что аудитория потребляет множество ненужной информации, при этом зачастую не получает необходимых знаний, не умеет глубоко мыслить и анализировать полученные сведения.Знание рисков поможет пользователям выявить основные проблемные моменты информационно-коммуникативной среды соцсетей и выработать механизмы защиты от негативного воздействия.
Mebel-yahroma.ru кухни на заказ Яхрома недорого
.
Оформите заказ на услуги сантехника в Москве
Оформите заказ на услуги сантехника в Москве
ремонт baw в Москве