Энциклопедия медиаграмотности. Соцсети: Запретить нельзя использовать!

Энциклопедия медиаграмотности. Соцсети: Запретить нельзя использовать!
Однако нельзя видеть в них исключительно недостатки, несмотря на все опасности, подстерегающие пользователей.
Сегодня Интернет - не только площадка для общения, но и мощный ресурс, помогающий в любой деятельности. Не осталась в стороне и сфера образования - все больше педагогов так или иначе строят образовательный процесс, используя социальные сети как один из главных и эффективных инструментов.
Мы обратились к учащимся школ, колледжей и вузов и попытались выяснить, помогают ли им социальные сети в обучении?

Анна Алтоцкая, студентка 1-го курса архитектурного факультета ЮУрГУ:

«Поскольку я учусь на творческой специальности, указания и какие-либо советы от преподавателя во внеучебное время очень необходимы. Педагоги всегда могут сделать это с помощью социальных сетей, что очень помогает в обучении и уменьшает риск некачественной работы студента. Также преподаватели делятся ссылками на пособия по определенному предмету. Хотя есть педагоги, которые до сих пор не используют соцсети.
Но я считаю, что Интернет уже является неотъемлемой частью жизни человека, и использование социальных сетей порой просто необходимо. К тому же если есть возможность упростить процесс обучения, сделать его продуктивнее и интереснее, надо этим пользоваться».
Алексей Масленников, студент 1 курса факультета журналистики ЧелГУ:

«Социальные сети в образовании я считаю большим преимуществом. С их помощью очень удобно связываться с преподавателями, задать интересующие вопросы - не все ведь успеешь спросить, пока находишься в университете.
Интересно также то, что у нас, журналистов, некоторые пары просто не могут пройти без использования социальных сетей. К примеру, на парах по интернет-журналистике мы размещаем наши новостные посты в социальных сетях, тем самым практикуя навыки».
Ксения Горозовская, студентка 3-го курса Челябинского педагогического колледжа № 2:

«Наши преподаватели используют социальные сети в обучении. Например, у нас есть «учительский сайт», на котором зарегистрированы все учителя колледжа. Здесь они оставляют записи в блоге, а для студентов это является достаточно хорошим способом получения определенной информации по нужному предмету.
Использование соцсетей в образовательном процессе я считаю полезным. Во-первых, это прекрасный способ оставаться на связи не только с одним человеком, а создавать беседы, обмениваться документами и файлами. Во-вторых, имеется приличное количество групп, в которых можно найти интересную информацию по учебе».
Маргарита Гусева, ученица 11-го класса школы № 124 Челябинска:

«Мои школьные преподаватели используют в обучении социальные сети. Конечно, таких педагогов немного, ведь преподавательский состав во многих школах пока еще состоит из пожилых людей – им в Интернете гораздо сложнее освоиться, чем молодежи.
Наши учителя в основном осваивают не столько социальные сети, сколько другие сервисы в Интернете. Например, электронную почту. Нам скидывают электронные версии различных учебников и пособий, а мы пишем эссе и отправляем учителям на проверку, после получаем их обратно с правками и комментариями.
Я считаю использование соцсетей на сегодняшний день в обучении просто неизбежным. И мне как школьнице такие ресурсы очень помогают в учебе».

Мария Полевщикова, студентка 4-го курса историко-филологического факультета ЧелГУ:
«Плюс социальных сетей в том, что ты в любое время можешь быть на связи с преподавателем, задать интересующие вопросы, выслать практические задания, узнать свои оценки.
На сегодняшний день соцсети необходимы в процессе обучения, так как они делают его более комфортным и интересным».

Мария Трошина, ученица 11-го класса школы № 2 Аши:

«В моей школе есть несколько учителей, которые могут в социальных сетях связаться с учениками для обсуждения домашнего задания, олимпиад, текущего и дополнительного материала. Но большая часть педагогов не использует эти ресурсы для обучения или же вообще не имеет личных аккаунтов.

Несомненно, использование соцсетей вносит свой вклад в повышение качества образования.
Но существуют и негативные стороны. Например, часть преподавателей могут просмотреть информацию на страничке ученика, увидеть фотографии, список друзей и прочее. А такая информация не всегда бывает понята правильно и может негативно повлиять на отношение к учащемуся».
Несмотря на некоторые недостатки использования социальных сетей в образовательном процессе, в целом учащиеся положительно относятся к таким ресурсам и стараются получить максимальную пользу в общении с преподавателем.

В то же время и большинство педагогов считает, что использование социальных сетей позволяет идти в ногу со временем и быть ближе к школьнику или студенту.

Мнение специалистов

Александр Фокин, доцент кафедры истории России и зарубежных стран историко-филологического факультета ЧелГУ, кандидат исторических наук:
«К социальным сетям в образовательном процессе я отношусь нейтрально, считаю их одним из инструментов. Соцсети позволяют быстро донести до молодежи информацию.
Сам использую в работе в основном ВКонтакте, поскольку там сосредоточена самая большая аудитория среди студентов, а в Фейсбуке в основном общаюсь с коллегами из других городов. Твиттер и Инстаграм нацелены на определенный формат и могут быть способом презентации каких-то элементов профессии.
Но педагогам стоит четко представлять, как и зачем они будут использовать социальные сети, ориентироваться на предполагаемую аудиторию и технические возможности соцсетей. Нужно понимать, что в соцсетях привычная иерархия не всегда срабатывает, а это иногда может навредить отношениям между учащимися и преподавателем».
Евгений Веснин, педагог дополнительного образования центра детского технического творчества «Охта», председатель Санкт-Петербургского отделения Лиги юных журналистов:

«Использование социальных сетей в работе педагога считаю важным и крайне полезным. Педагог может оставаться на связи с учениками за рамками учебного времени, консультировать, давать советы, поддерживать добрым словом.
Педагог, желающий добиться качественного общения и взаимопонимания с учениками, должен проявлять к ним искренний интерес, в том числе пытаясь изучить их вкусы и привязанности, наглядно представленные в профилях в социальных сетях. Педагог может и должен контролировать учеников, стараясь своевременно выявлять резкие изменения их интересов, круга общения.
Сам я больше шести лет использую в своей работе наиболее популярные социальные сети и сервисы микроблогов: ВКонтакте, Instagram, Twitter, Facebook. Например, в сети ВКонтакте у нашей студии много лет действует закрытая группа, в которой обсуждается внутренняя жизнь, публикуются объявления, выкладываются фотографии с мероприятий и учебные материалы.

Пусть каждый педагог самостоятельно решает, нужно ли ему пользоваться социальными сетями. Но если он живет в ногу со временем и готов отдавать себя не только от звонка до звонка - смело вперед»!

Наталия Лысова, старший преподаватель кафедры режиссуры кино и телевидения факультета театра, кино и телевидения ЧГИКа, кандидат культурологи:

«Можно долго рассуждать о самом дистанционном обучении, находить его «плюсы» и «минусы».
Однако говорить об эффективности использования в обучении именно социальных сетей, на мой взгляд, все-таки невозможно: ни лекцию, ни дискуссию, ни семинар, ни прочие формы обучения сети обеспечить не могут, как, к примеру, это было бы возможно при использовании скайпа.
Сети как способ коммуникации студента и преподавателя, безусловно, удобны для оперативной передачи информации: от организационных вопросов, сообщений, объявлений до каких-либо заданий и обратной связи.

В то же время наравне с публичностью и открытостью для студентов сети предоставляют определенную степень кулуарности, имею в виду создание закрытых групп и бесед.

В своей профессиональной деятельности сама пользуюсь сетью ВКонтакте, достаточно удобной как раз тем, что подавляющее большинство студентов зарегистрированы именно там».

Илья Иванов, учитель начальных классов гимназии № 80 Челябинска, руководитель школьной телерадиокомпании:

«Есть мнение, что социальные сети мешают учебе. Я с этим в корне не согласен.
Социальные сети - это инструмент, и от того, как мы его используем, он может приносить и пользу, и вред. В обучении студентов и школьников использовать соцсети нужно обязательно, чтобы быть на одной волне, понимать, что интересует ребят, чем они живут.
Я зарегистрирован во всех соцсетях практически со дня их основания. Использую эти ресурсы постоянно, и не только для общения, но и для обучения. Ведь провести зачет по теме искусство можно и в Инстаграм. Например: можно выложить фотографии неизвестных картин известных художников, и пусть ребята угадывают, узнают, кто это. Или попросите снять на телефон небольшой ролик по теме урока, только обязательно с фактическими ошибками. А потом пусть ребята разместят его в соцсетях, а там уже можно и дискуссию развернуть.
Преимуществ использования соцсетей для образования очень много: дистанционность, мобильность, интерес. Но и недостатки есть: все-таки живое общение с преподавателем куда как интереснее, да и отвлекает многое.
Но, хотим мы этого или нет, социальные сети все глубже проникают в нашу жизнь, а значит, отказываться от них - упускать возможность быть мобильным и успешным".
VK31226318