Подростковая жестокость через призму социальных медиа: как научиться жить в реальном мире?
Они стали источником информации, общения, знакомств, площадкой для самопрезентации. Но на ряду с этим, судя по событиям последних лет, воздействие, которое оказывают медиа на нас, является одной из причин проявления детской жестокости и пренебрежения нормами морали.
Благополучная семья: отец – бизнесмен, мать – домохозяйка, 15-летний Артем (имя изменено) – призер Всероссийской Олимпиады, примерный ученик, отдающий учебе львиную долю времени. Казалось бы, какая беда может потрясти семью? Но вот у мальчика начались проблемы: странное поведение, плохие оценки, прогулы занятий, которые проходили дома за компьютером.
В тот роковой вечер, когда Антон играл в какую-то «очередную стрелялку», у них с матерью случилась небольшая ссора на почве компьютерных игр. Результатом недопонимания стали тридцать семь ножевых ран на теле матери. После этой кровавой расправы малолетний убийца, взяв другой нож, подкараулил у входной двери и отца, попытавшись зарезать и его.
***
Яркий весенний вечер для 9-летней Тани (имя изменено) обернулся настоящим кошмаром. Девочка шла в магазин, когда к ней подошли два друга 12 и 13 лет и предложили вместе поиграть в заброшенном здании. Мальчишки жили по соседству, часто играли вместе, и Таня, не почувствовав угрозы, согласилась пойти с ними. Что произошло дальше, шокировало даже опытных оперативников: подростки били и насиловали свою 9-летнюю подругу палками и арматурой, а после надругательства бросили в подвале умирать и ушли.
***
В одном из клубов Миасса отдыхала и танцевала молодежь. Ребята веселились, конечно, не обошлось без алкоголя. В какой-то момент ведущий предложил провести конкурс стриптиза, а в качестве приза лучшая танцовщица бы получила 500 рублей. В конкурсе сразу вызвались поучаствовать две 17-летние девушки. В процессе приватного танца подруги оголились до нижнего белья. Публике этого стало мало, и, в конце концов, одна из девушек и вовсе осталась без белья, однако прикрыться она не спешила. Напротив, наличие видеосъемки, «положительная» реакция публики только придавали уверенности подросткам.
В сегодняшнем обществе сильно ощущается воздействие медиа. Мы живем в виртуальном мире социальных сетей: рассказываем таким же виртуальным людям, что с нами случилось за день; выкладываем фотографии того, что мы поели, купили; зачастую даже большую часть рабочих вопросов решается в пространстве Интернета. К обилию социальных сетей добавляются компьютерные и онлайн игры, телеканалы, что, в свою очередь, так же занимает львиную долю времени не только взрослых людей, но и подрастающего поколения.
Сегодняшняя зависимость от медиа сродни тому процессу, который происходил в 90-е годы, когда на российском телевидении появились зарубежные фильмы, программы, мультфильмы. Произошел всплеск, появилась новая информация, которая произвела неподдельный интерес. Однако прошло совсем немного времени, и первое по популярности место у молодежи занял Интернет. Различные исследования утверждают, что в среднем молодой человек проводит в социальных сетях от пяти до 12 часов, а зачастую находится онлайн даже без перерыва на сон.
Помимо зависимости от новых медиа необходимо отметить тот факт, что информация находится в открытом свободном доступе. Она не всегда представляется безопасной и, по сути, любой человек, подросток или ребенок может получить любую информацию, которая в той или иной степени окажет воздействие на психику, на формирование мировозрения, возможно даже спровоцирует действия, которые нанесут самому себе или окружающим не только моральный, но и физический вред.
Об этом рассказывает Анна Морозова, кандидат филологических наук, директор учебно-научного центра медиаобразования факультета журналистики ЧелГУ: – Молодежь не умеет фильтровать информацию, у них не сформировано критическое мышление, поэтому они потребляют все, что попадается на глаза. Но поскольку социальные медиа являются неотъемлемой частью жизни, то как раз эта проблема возникает тогда, когда есть большой поток информацию, но пользователи совершенно не умеют ей управлять и не умеют грамотно ее потреблять.
Одной из причин тех историй, которые мы рассказали в самом начале, как раз и является это неумение критически мыслить, фильтровать информацию. Как уже отмечалось, то, что несут в себе медиа, представляет интерес: некогда прикрытая от детского населения сторона жизни открылась и была принята за чистую монету.
Дети играют в игры, где нужно убить противника; по телевидению видят сцены жестокости и насилия; а в социальных сетях находят еще больше информации, которая формирует определенный ценностный ряд и модели поведения.
Одна из самых значимых вещей в жизни подростка – это возможность иметь широкий круг общения. Но есть определенный страх быть изгнанным из этого круга, потеряв друзей, поэтому возникает потребность выделяться из толпы, совершив что-то неординарное. На помощь как раз приходят социальные сети, ведь там можно надеть так называемую маску, стать анонимом или совершенно другим человеком. Зачастую используются такие средства, которые противоречат этике, морали, каким-то другим нормам.
В ярких красках рассказывается жизнь: откровенные фотографии, селфи в интересных местах, с друзьями и т.д. Всеми силами молодежь пытается показать свою принадлежность к определенному кругу, продемонстрировать дружбу с конкретными людьми. Если же это не срабатывает, то они выходят в реальную жизнь и делают то, что видели в играх и на телевидении.
– Дети свободно воспринимают информацию о том, что где-то кого-то убили, изнасиловали. Эти новости, действия становятся нормой, обыденностью, хотя так быть не должно, тем более для подростков. Они начинают перенимать модели поведения, поэтому сегодня очень много информации о том, что действия, которые являются уголовно-наказуемыми, совершают подростки, – рассказывает Анна Морозова.
Если тенденции современности таковы, что дети стремительно перенимают пагубные привычки, ценности и модели поведения, то рациональным зерном, вероятно, является усиление законодательства в медийной сфере. Причем такая мера поддерживается и самим обществом: в апреле 2017 года ВЦИОМ провел опрос среди жителей России об ограничении пользования Интернетом для молодежи и подростков. По его результатам 39% опрошенных в возрасте от 18 до 35 лет высказались за идею регистрации в социальных сетях по паспорту, а также частично была поддержана инициатива регистрации в социальных сетях с 14 лет.
– Вообще, сейчас пользователи стали осознавать определенные риски негативного медиавоздействия, – считает Анна Морозова. – И когда они говорят о том, что регистрация должна быть по паспорту, то понимают, что это позволит снизить наличие фейковых страниц, распространение спама, ложной информации. Однозначно не могу сказать, но в целом, есть рациональная идея в таком кардинальном ограничении пользования социальными сетями для подростков.
Однако этот вопрос уже обсуждался в Государственной Думе еще в 2012 году, когда был предложен законопроект, предусматривающий регистрацию в социальных сетях по паспорту. Дальше законопроекта дело не пошло, хотя он поднимался в СМИ, в образовательных учреждениях. Тогда же, в 2012-2013 годах, когда появились новые законодательные акты о защите детей от вредной информации, был введен ряд ограничений. Но на практике эти законы до сих пор работают слабо, поэтому можно думать не столько об ограничении пользования, сколько об обучении подрастающего поколения использованию новых медиаресурсов; не столько о капитальном закрытии доступа в социальные сети, сколько о корректировке контента в них. Ведь закон о СМИ тоже существует, и, хоть и контролирует то, что показывает телевидение, но достаточно слабо, если допускаются сцены аморального поведения, в том числе и в новостных выпусках.
Подходя к проблеме корректировки контента социальных сетей, в первую очередь, необходимо обратиться к родителям, которые посредством своего авторитета и примера могут с самого детства приучить ребенка к реальному миру, а не к виртуальному. Во главе угла, конечно, стоит количество времени, которое ребенок проводит за компьютером или телефоном.
Необходимо наблюдать и регламентировать это время, но не попыткой запрета, а возможностью предлагать свои альтернативные идеи проведения свободного времени: показать пользу занятий в кружках, секциях и т.д. Кроме этого, необходимо на собственном примере развивать критическое мышление, вместе анализировать события, о которых говорят в новостях, Интернете, социальных сетях.
– Уже с дошкольного возраста нужно формировать у детей интерес к реальной жизни, – подчеркивает Анна Морозова. – Сегодня им свойственно замыкаться в себе, пропадает необходимость в очном общении, потому что все, что они хотят получить – это игры, какая-то информация, коммуникативные акты – все это можно найти в Интернете.
Если же ситуация зашла слишком далеко, и ребенок попросту не может выйти из виртуальной жизни, то здесь уже необходимо обращаться к психологам с узкой специализацией, которые как раз занимаются изучением данного феномена. Однако прибегать к таким радикальным мерам следует только в особо тяжелых случаях. В большинстве случаев родители сами в состоянии исправить ситуацию, грамотно участвуя в организации досуга своего ребенка.