Воздушная гвардия на страже веков
В канун празднования 100-летия военно-воздушных сил России корреспонденты МедиаЗавода провели один день на аэродроме Шагол войсковой части №69806. Работу летчиков в небе легко наблюдать с земли, а вот труд тех, кто готовит самолеты к подъему, контролирует их курс и приземление, остается невидимым. Наш фоторепортаж расскажет, кто и как обеспечивает боевую готовность гвардейской авиабазы и защиту мирных граждан каждый день в любую погоду.
В ожидании вылета
Легко поднимать в небо тяжелую боевую машину для экипажа Су-24м привычная работа. Летчик и штурман приходят на аэродром за три часа до полета, а к самолету – за 20 минут. Для авиаторов очень важен правильный настрой и строгая последовательность действий на взлете. Большинство верит в приметы. Например, перед взлетом обязательно нужно выкурить сигарету, а если не куришь – то хотя бы сделать вид. Пилоты, принимая самолет, обходят его со всех сторон, проводя рукой по борту, как бы поглаживая: так проще ощутить, закрыты ли все замки и заклепки. На лестницу, ведущую к кабине, штурманы начинают подниматься с левой ноги, а летчики – с правой. Эту привычку они сохраняют и в обычной жизни.
Из ЦУПа видно все... и всех
Центр управления полетами – объект уникальный. Руководитель полетов – гв. подполковник Дмитрий Кепков и два его помощника – руководитель ближней зоны (в радиусе 50км) и руководитель зоны посадки могут следить одновременно за 45 самолетами. Во время учений или военных конфликтов число подконтрольных судов увеличивается до полусотни. Для сравнения, диспетчеры пассажирской авиации наблюдают не более четырех самолетов. Центр управления полетов видит все, что происходит с «сушками», стартовавшими с Шагола, фиксируя их позывные, высоту и курс полета, выполнение заданий.
Без вреда для экологии
Полет Су-24м над жилой зоной длится 32 секунды. Фоном посадки «сушек» служат промышленные районы Челябинска. С аэродрома Шагол эту панораму видно особенно ясно. Самолет выглядит безобиднее дымящих труб. Так оно и есть в реальности. По словам военных экспертов, при высокотемпературном (700 градусов) сжигании керосина в воздух выделяется только сажа, вода, углекислый газ. Запас топлива, которое армия старается экономить, рассчитан на каждую секунду полета, поэтому в атмосферу не попадает ни капли керосина.
Успешный полет готовится на земле
Безопасно приземлившись, экипаж отдает большую честь техникам, которые обслуживают самолеты. Их служба на земле не менее экстремальная: они крутят гайки, подвешивают тяжелые снаряды, заправляют самолет и в сильный мороз, и в летний зной. В сорокаминутной подготовке каждой боевой машины к взлету участвуют семь-восемь человек.
С железной волей на борту
Экипаж Су-24м может находиться в полете до двух с лишним часов, а с дозаправкой топлива в воздухе – до восьми часов. Кабина «сушки» не самая просторная, дыхание на большой высоте затруднено, задачи у авиаторов не самые простые, однако на землю они возвращаются с той же железной волей и в хорошем настроении.
ФОТОРЕПОРТАЖ АЛЕКСАНДРА КОНДРАТЮКА