Будущее. Смотрите в 3D
По словам экспертов, отечественные кинотеатры экономят на 3D-оборудовании, а кинозрители не могут привыкнуть к обновленной технологии.
Стереоформат в одночасье стал чем-то вроде панацеи для современного коммерческого кинематографа, уже пару лет пытающегося увернуться от ударов (хук слева, хук справа, ситуация нокдауна), которые наносит ему и его кассовым сборам интернет. Практически все самые крупные премьеры попадают в сеть в первые дни проката, а когда и задолго до официального релиза. И в зрелищном, похожем на аттракцион 3D многие игроки рынка — от студий до мелких дистрибьюторов — видят возможность переломить ситуацию в свою пользу.
В этом желании нынешних кинодеятелей есть, конечно, какая-то ирония судьбы. В 50-х годах прошлого века они уже обращались к стерео в поисках путей спасения. Первые трехмерные картины, разумеется, и до этого выпускались, но по-настоящему технологией индустрия заинтересовалась, когда телевидение завладело половиной киноаудитории менее чем за десяток лет. Впрочем, будучи далеко не совершенным и дорогостоящим, стерео быстро вышло из моды, на мгновенье вернулось в 1980-х, но только сейчас громко заявило о себе.
Обновленный 3D-формат отчасти подкорректировал суммы кассовых сборов: в среднем стоимость билета на современный стереопоказ на 30—40% выше обычного. Во многом по этой причине последняя картина Джеймса Кэмерона «Аватар» смогла в короткий срок побить мировой рекорд, поставленный «Титаником», и заработать в прокате 1 миллиард 878 тысяч долларов. «Аватар» же, поднявший трехмерное кино на новый уровень, заставил активно заговорить о том, насколько эта технология безопасна для зрителя. В отечественной прессе в последнюю неделю прошла волна публикаций о дискомфорте, который аудитория испытывает во время стереопоказа фильма Кэмерона. Шумиха началась в общем-то с рядовых жалоб на боль в глазах (по статистике, 3% людей воспринимают 3D с трудом из-за определенных особенностей зрения) и вскоре доросла до новостей с заголовками: «Стали известные первые побочные эффекты стерео».
Александр РУБИН, генеральный директор московской компании «Кинопроект» — лидера на рынке установки 3D-оборудования в России (эксперты оценивают долю фирмы в 30—35 %), — называет такую ситуацию откровенной «подгонкой фактов». В телефонном интервью Медиазавод.ру он затронул иную немаловажную проблему трехмерных залов в нашей стране.
— Александр, расскажите, какие технические критерии формируют сегодня качественный 3D-показ?
— Прежде всего, на качество 3D-изображения влияет подбор компонентов системы, выбор модификации проектора и мощность лампы. Если вдруг какой-нибудь из этих технических деталей не уделено положенное внимание, то в результате мы имеем ухудшенное качество кинопоказа. Это может выражаться в пониженной яркости картинки и в том, что зритель не видит нужный стереоэффект.
— О несколько темном изображении, которое можно наблюдать в отечественных 3D-залах, в последнее время многие говорят. Кто бывал в Европе, отмечает иное качество трехмерного показа. Что, российские кинотеатры экономят на оборудовании?
— Абсолютно верно, именно так и происходит. Подбор 3D-компонентов делается исходя из бюджетного принципа. И, несмотря на убеждения и оценку инсталляторов оборудования, иногда кинотеатры принимают решение о более экономичном варианте.
— Какова вообще цена вопроса?
— Все зависит от модификации проектора, количества очков и выбора технологий. Но в среднем стоимость апгрейда обычного пленочного современного зала до состояния цифры и 3D колеблется 80 до 120 тысяч евро.
— А можно связать дискомфорт зрителя во время 3D-сеанса с качеством оборудования?
— Можно предположить, что если много часов сидеть и всматриваться в очень темную картинку, у кого-то из зрителей, особенно тех, кто имеет слабое зрение, и возникнут странные и непредсказуемые эффекты. Но фактически мы применяем сегодня в России те же технологии, что распространяются по всему земному шару. Разного рода врачебные учреждения участвовали в их создании. В рамках сегодняшнего законодательства это оборудование не требует специальной медицинской сертификации, и никакого вреда здоровья такие показы не приносят.
— Вероятно, аудитория просто не привыкла еще к обновленной технологии и оттого может себя чувствовать неважно?
— Безусловно. Когда 3D станет самым рядовым явлением для зрителя, люди уже привыкнут к нему, и реакция на просмотр будет иной.
— Говоря о количестве 3D-залов в мире и России, какую цифру мы сегодня имеем в виду?
— В России на момент выхода фильма «Аватар» существовал 351 зал в версии Digital 3D, но мы надеемся, что их количество будет увеличиваться, и число 500 нам станет подвластно к концу этого года. Во всем мире на сегодняшний день насчитывается более 4500—5000 3D-залов — точной цифры нет.
— А рост 3D-залов в нашей стране можно связать только с релизом «Аватара»?
— Активный рост — да. Очевидно, что всплеск интереса кинотеатров к переоборудованию под цифру во многом связан со знаковыми проектами, которые позволяют за несколько недель вернуть часть вложенных в апгрейд денег. В случае с «Аватаром» даже большую.
— Что сегодня происходит с рынком домашнего 3D?
— Домашнее 3D — это следующий этап развития стерео- и объемных технологий. Существует консорциум «3D@Home», который создан полтора года назад, и в него входят крупнейшие производители электроники и бытовой техники в мире. Уже выпускаются некоторыми производителями устройства отображения 3D-сигнала. Кто-то даже демонстрирует безочковые способы просмотра. Общая же задача всей индустрии заключается в приводе 3D в дом, потому что рынок домашних пользователей на несколько порядков шире публичных кинотеатров.
— И через какой срок этот процесс станет массовым?
— В США в прошлом году продано 2,5 миллиона 3D-телевизоров. Если этот рынок увеличится хотя бы на полпорядка, то явление уже может быть таковым. Россия, к сожалению, пока двигается не так быстро. У нас даже HD-телевизоры медленно распространяются, а 3D — уже следующая после них генерация.
ЧЕЛЯБИНСК В ФОРМАТЕ 3D
3 мультиплекса Челябинска — «Мегаполис», «Синема парк» и «Глобус» — имеют в своем составе 3D-залы.
Эдуард СЕПТЕМБЕРГ, заместитель директора кинотеатра «Синема парк» в Челябинске:
— «Синема парк» был первым кинотеатром в Челябинске, представившим зрителям 3D-формат 22 ноября 2007 года. У нас установлено итальянское оборудование «Cinemeccanica Digital Solutions». К премьере главного фильма десятилетия, «Аватара», в «Синема парке» был оборудован третий по счету 3D-зал. Теперь в среднем время ожидание новых трехмерных сеансов сократилось до 15—20 минут. В ближайших планах кинотеатра открытие еще нескольких таких залов с целью удовлетворения потребностей челябинцев в мировых стандартах киновидеообслуживания. В месяц около 40 тысяч горожан смотрят фильмы в 3D в «Синема парке». Это цифра будет увеличиваться, поскольку весь потенциал формата еще не раскрыт, и интерес у зрителей часто превышает предложение. У тех, кто впервые сталкивается с данной технологией показа, иногда возникает ощущение, что они не видят 3D-эффектов. Как правило, это происходит с непривычки, однако человек быстро адаптируется.
Вообще же 3D — это уже не просто аттракцион, чтобы привлечь зрителя, это настоящая революция в кино, такая же, каким было появление звука или цвета. Это теперь не просто развлечение для детей, не какая-нибудь ерунда, которая постоянно выскакивает на тебя с экрана. Это расширение визуальных возможностей фильма и увеличение ценности похода в кино для зрителя.
Дмитрий ХОДЫРЕВСКИЙ, руководитель аналитического отдела, заместитель директора по маркетингу КРК «Мегаполис»:
— Мы поставили 3D-оборудование одними из первых на Урале, еще в ноябре 2007 года, перед премьерой фильма «Беовульф». В тот момент была выбрана технология XpanD, которая предполагает наличие очков с «электронными затворами» на основе LCD-матриц. Кинотеатр потратил на такой апгрейд около 100 тысяч долларов. В данный момент в «Мегаполисе» только один 3D-зал, но мы уже просчитываем проект по оборудованию второго, и он станет самым большим в Челябинске. Конечно, это будет не IMAX, но очень близко к нему. В среднем в месяц 3D-сеансы у нас посещают 6—7 тысяч человек. Бывает, что больше, если в прокате блокбастер. Например, на «Аватар» пошла аудитория шире, нежели на «Иронию судьбы. Продолжение»! Мы ни разу не сталкивались с серьезными жалобами зрителей на 3D. Были такие люди, которые не видели эффектов. Но в основном от всех фильмов в этом формате публика в восторге.
НЕ ВИДНО НИ ЗГИ
Офтальмологи дискомфорт от 3D-сеанса связывают с самим принципом просмотра, когда каждый из глаз человека одновременно с другим видит предназначенную только для него часть кадра. Зрительный аппарат в итоге оказывается в неестественной для себя ситуации, к которой не все люди могут приспособиться.
СТЕРЕОФАКТ
1889. Британец Уильям Фриз-Грин подал патентную заявку на метод производства стереоскопического фильма.
1922. В лос-анджелесском «Ambassador Hotel Theatre» состоялся первый коммерческий показ стереоленты «Сила любви».
1934. Луи Люмьер выпустил ремейк своего «Прибытия поезда» в стереоформате.
1940. Первый российский стереопоказ проходит в малом зале кинотеатра «Художественный» в Москве.
1970. В японской Осаке состоялась презентация первого фильма в стереоформате IMAX, рассчитанном на гораздо большие (высота — 22 метра) размеры экрана. На следующий год в Торонто заработал дебютный кинотеатр, использующий эту технологию. На настоящий момент в мире таких заведений почти 400, в России — всего 5.