Демократия по вертикали

Демократия по вертикали

Очередное заседание экспертного клуба «Открытая среда» было посвящено теме «Челябинская область после муниципальных выборов и смены региональной власти».

Март-апрель 2010 года - этапный период в жизни Челябинской области. В большинстве муниципальных образований состоялись выборы органов местного самоуправления. Президент РФ Дмитрий Медведев определился с кандидатурой губернатора и сделал неожиданный для многих челябинцев выбор.

Надо отдать должное, действующий мэр областного центра Михаил Юревич - сильный политик, ни разу не проигравший избирательные кампании. Возможно, в случае прямых выборов губернатора южноуральцы в очередной раз проголосовали бы именно за него. Но победа досталась бы непросто.

Мы не можем сбрасывать со счетов, что многие представители региональной элиты, мягко говоря, не слишком довольны решением Кремля. Однако ни один «враг» Юревича внешне не проявил своего негодования. Депутаты единодушно проголосовали за выбор Президента РФ, хотя некоторые из них только сделали вид, что рады приветствовать нового регионального руководителя. Ситуация интересна кулуарной встряской. Есть повод для неформальных дискуссий, в которых одна часть участников искренне довольна новым губернатором, вторая - разочарована выбором.

Оживление - лучше, чем застой, который некоторые величают «стабильностью». Ждем перемен. Но не связанные с ними прогнозы стали предметом обсуждения экспертов на очередном заседании политклуба «Открытая среда». Его председательствующий Александр Подопригора, как ему свойственно, задал направление разговора, посмотрев в глубь проблемы «назначенческой» системы формирования власти субъекта Федерации.

СИДОРОВ ТАК ЖЕ БЫЛ БЫ ХОРОШ, КАК И ПЕТРОВ

А. Подопригора, политолог:

- При такой системе формирования региональной власти мы не оцениваем объективные характеристики претендентов на пост руководителя региона, как это происходит в процессе прямых выборов. Идет только обмен мнениями. И сегодня мы - эксперты, журналисты, политологи и граждане - гадаем: а почему, собственно, эти пять человек попали в список кандидатов и почему именно этот человек становится губернатором? Мы ищем оправдания и объяснения чьему-то выбору. Как правило, находим. Хотя, если бы там были другие пять человек и выбор Медведева остановился на иной кандидатуре, мы также нашли бы объяснения. То есть сегодня мы анализируем не объективные факторы, а занимаемся оправданием чьего-то выбора. И у меня возникает закономерный вопрос: чем вызвано недоверие избирателям, которое может лежать в основе такой системы выбора, а точнее, назначения руководителя региона?

ВЫБОР, НО ОПОСРЕДОВАННЫЙ

В. Писанов, председатель Челябинского отделения Союза журналистов России:

- Мне понравился анекдот: трагедия современной России в том, что все люди, которые знают, как управлять государством, почему-то пошли в журналисты. Я бы сделал его эпиграфом нашего заседания. А если серьезно, мы много слышали о том, что Президент РФ Дмитрия Медведев говорил о модернизации. Кто-то понимал это узко, как технологическую модернизацию. Но, по моим ощущениям, речь шла все-таки о политической модернизации.

Михаил Юревич на последнем заседании Законодательного Собрания области этот этап политической модернизации четко обозначил как завершившийся в Челябинской области. Такая система действует во многих цивилизованных странах: партия, победившая на выборах, ставит на руководящие посты своих выдвиженцев. Выбор партии - это выбор народа. Но опосредованный.

ВСЕ НАЧАЛОСЬ С ГОРОДСКОЙ АГЛОМЕРАЦИИ

С. Климаков, доцент ЧГАКИ:

- Во-первых, что касается списка пяти претендентов на должность губернатора, понятно, что он включил в себя представителей финансово-промышленных групп, которые имеют интересы в Челябинской области. Наличие Михаила Юревича тоже прогнозируемо. Здесь, скорее всего, был использован какой-то хитрый ход. Первоначально ведь говорилось, что он не собирается быть губернатором. Но он захотел возглавить регион и сделал ход конем. Список в Москву ушел без него, и там включили его фамилию. Что касается Юревича, мне кажется, этот выбор имеет под собой одно основание: на данный момент у команды Юревича есть определенная программа по развитию региона на ближайшее время. Она была анонсирована 2-3 года назад. Я имею в виду очень мощный проект по городской агломерации.

Программу городской агломерации продвигает член Общественной палаты РФ Вячеслав Глазычев. Он крупнейший эксперт по вопросам местного самоуправления, серьезный политолог, который сотрудничает с Фондом эффективной политики. В Челябинске под его эгидой была проведена конференция «Городская агломерация: потенциал развития». В ней приняли участие специалисты Академии народного хозяйствования, Института экономики переходного периода, приезжал советник Президента РФ, что говорит о высоком уровне этого проекта. Этот проект, в котором Юревич принимал непосредственное участие, как раз и явился его заявкой на предвыборную программу. Я думаю, что его уже тогда видели губернатором. Глазычев участие Юревича в реализации этого проекта оценивал более чем весомо. И, я считаю, выбор был объективен, потому что Президенту РФ было доложено, что Юревич - человек, способный реализовать инновационные управленческие проекты.

Подопригора:

- Не вполне согласен с вами. Я изучал книгу, которая была выпущена по результатам той программы. Проект очень скоро забыли.

Климаков:

- Это произошло на уровне областной администрации, потому что проект был расценен как наращивание политического веса Юревича.

О ЗАКОННОСТИ И ЛЕГИТИМНОСТИ

Подопригора:

- И все-таки я вновь вернусь к своему вопросу. Почему система обставлена тайнами и конспирацией? Почему не запустить свободные выборы? Владимир Иванович, что вы думаете по этому поводу? Вы же в свое время поддерживали Петра Ивановича Сумина, он побеждал на выборах.

Владимир Горбачев, руководитель фракции КПРФ Законодательного Собрания Челябинской области:

- Да, и у нас был выбор. А сегодня мы имеем политическую монополию. Поэтому нам и остается только искать причины и находить объяснения. Было бы более-менее понятно, если бы региональное отделение «ЕР» внутри проводило эту работу. А сейчас область была выключена из этого процесса. Я сомневаюсь, что такая система продержится долго и будет успешной.

Подопригора:

- А здесь нет проблемы легитимности региональной власти?

Горбачев:

- Легитимность поддерживается законом. У нас другого выхода нет, кроме как принять выбор Президента РФ.

Писанов:

- Мы только что услышали, что в списке были представители финансово-промышленных групп, но все эти люди имели отношение к «Единой России». А Михаил Юревич - представитель высшего органа партия, он член генерального совета. Этим выбором продемонстрировано, что власть у нас в стране все-таки партийная. Может быть, власти не надо лезть в дела промышленников?

ГЛУБОКО ИЩЕМ

Андрей Трушников, редактор газеты «Аргументы и факты. Челябинск»:

- Возможно, мы вернемся к выборам губернаторов. Главное достоинство Юревича - он умеет побеждать на выборах. Вполне возможно, что мы готовимся к ним как к политической метаморфозе. Ну и второе: мне кажется, мы увлеклись поиском глобальных причин. Возможно, объяснение того, что именно Юревич стал губернатором, совсем банально.

Алексей Табалов, либеральный политик:

- Мы живем в силиконовом государстве. Тут было сказано, что выбор Юревича - это выбор «Единой России» и выбор народа. По-моему, и «Единая Россия» стала у нас тоже силиконовой партией. Когда Владимир Мякуш приезжает в Москву со своим списком, а ему говорят, что будет другой - о какой роли «Единой России», тем более народа, может идти речь? «Единая Россия» используется как декорация: с виду красиво, а внутри искусственно. Что касается городской агломерации и политической программы команды Юревича, я согласен с Андреем, тут причины назначения были совершенно прозаические. Он по своей природе действительно победитель. Он хищник, в здоровом понимании. Он готов побеждать и не будет останавливаться ни перед чем. В этом смысле карьера регионального лидера для него вполне логична. А городская агломерация - это наш удел, граждан, которые сегодня ничего не решают в этой стране. Юревич - бизнесмен. В программе было заявлено: чего ждать от произошедших политических изменений? Видимо, новых движений в бизнесе. В чью сторону? Посмотрим.

О КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРОТИВОРЕЧИЯХ

Юрий Гурман, исполнительный директор Ассоциации сельских муниципальных образований и городских округов:

- Если речь идет о прямых выборах, меня удивляет позиция гражданского общества. Почему все мирятся с тем, что у нас единственный в стране избиратель губернаторов - это Президент РФ? В Конституции РФ записано, что вся власть принадлежит народу. То есть мы наблюдаем здесь прямое противоречие. Но никто не идет в Конституционный суд: ни политические партии, ни граждане в индивидуальном порядке. Я вспоминаю, в 2002 году, когда обсуждалась реформа местного самоуправления, мы спорили с Дмитрием Козаком по поводу тех предложений, которые закладывались в проект ФЗ № 131. Я ему тогда сказал, что некоторые нормы в нем неконституционны. Он ответил, что они войдут в закон и будут действовать до тех пор, пока эти нормы кто-нибудь не обжалует в Конституционном суде.

ПОЗИЦИЯ - ОППОЗИЦИИ

Подопригора:

- Оппозиция должна была как-то эту оппозиционность проявить. Может быть, он самый достойный губернатор, но вопросы должны были прозвучать.

Горбачев:

- С партиями мы вступаем в дискуссию, мы с ними в политической борьбе. Но Президент РФ - высшее должностное лицо.

Подопригора:

- Когда главой государства был Ельцин, ему оппонировали. Коммунисты даже подписывали импичмент. Монополизация у нас достигла диких форм. У нас монополизирована партия власти, а парламентская оппозиция монополизировала оппозицию и туда никого не пускает. Она живет в этом оппозиционном домике, и там есть все коммунальные удобства. Власть не пускает в этот домик никого другого.

Писанов:

- «Единая Россия» никогда не говорила, что она против оппозиционных партий. Наоборот, она всегда призывала к диалогу и дискуссиям. Что мы тут кривим душой? На правительственном уровне даже пытались создать оппозиционную партию.

Гурман:

- Что движет депутатами ЗСО, почему они не подняли руки против? Страх! Именно на нем держится вся система. Нами правит незащищенность, отсутствие правовой культуры, реального механизма правового государства и судебной системы.

Евгения Белоусова, лидер общественного движения «Совместное действие»:

- Я ушла из партии «Справедливая Россия», потому что это не оппозиция. Партии себя не оправдали, сейчас можно возлагать надежды только на независимые общественные организации. С 2001 года мы стали говорить о таком механизме, как общественная экспертиза. Даже общественные палаты для этого создавали, чтобы осуществлять некий контроль над властью. Я думаю, что эту общественную экспертизу надо сделать настоящей. Мы в своей общественной организации приняли такое решение: будем контролировать каждый шаг, каждое принятое управленческое решение. Информацию намерены предавать гласности и отправлять на уровень вышестоящей власти. Есть ощущение, что наверху на самом деле никто не представляет, что происходит в регионах.

ВОТ ПРИЕДЕТ БАРИН

Писанов:

- Недавно в Пласте проводилась районная ассамблея депутатов всех уровней. Для этого района уход земляка Петра Сумина с поста губернатора особенно болезненный. На встрече присутствовал председатель ЗСО, секретарь регионального политсовета «ЕР» Владимир Мякуш. Представители сельских поселений смогли задать вопросы власти. В ходе этого совещания было видно, что некая растерянность рассеялась, потому что люди поняли, что они не брошены. 75 процентов пластовских избирателей поддержали «ЕР» и теперь они могут диктовать ей свои условия и требовать решения их проблем.

Гурман:

- Можно я на эту же ситуацию посмотрю с точки зрения местного самоуправления? К нам в Хомутинино тоже приезжал Мякуш и привозил половину депутатов ЗСО. Собрали полный зал и наобещали всего, что людям нужно. При этом в Увельском районе в январе перемерз водопровод, потому что те самые руководители «ЕР» так хорошо управляют процессом укладки труб, что они оказываются над уровнем замерзания. Почему сегодня никто из «ЕР» не приехал решать чрезвычайную ситуацию в районе? Весна начинается, у нас фекалии потекут из канализации. Пожалуйста, «ЕР», займитесь нашим дерьмом. Идеология реформы местного самоуправления, европейский опыт говорят о том, что проблемы должны решаться там, где они возникают, и тем сообществом, которое там живет. Партийный вертикальный подход развивает иждивенчество. На местах люди сидят и ждут, когда руководство сверху приедет и все сделает. Захлебнетесь, ребята, от тех проблем, которые на себя взвалили.

Горбачев:

- Я тоже проехал по территории региона. Везде были баннеры с изображениями кандидатов от «ЕР» и Петра Ивановича Сумина. О чем это говорит? О слабости правящей партии, при которой только губернатор может вытащить кандидата. Что это за ерунда?

Писанов:

- Ну почему ерунда? Давайте начнем с того, что Сумин был и остается членом высшего совета партии «Единая Россия».

Горбачев:

- Через год вы повесите его изображение рядом с вашим кандидатом?

ЭТО Я ВАМ КАК ВРАЧ ГОВОРЮ

Елена Ершова, главный врач станции скорой помощи г. Челябинска, врач-психиатр высшей категории:

- Я помню, когда в 1982 году умер Брежнев, мы с ужасом думали, а что теперь будет с нами? Я считаю, что мы должны нормально относиться к смене власти. Я работаю пять лет главным врачом скорой помощи, со дня избрания главой города Михаила Юревича. Мне никто не мешал работать. Я приходила в Думу, мы решали вопросы, создавали программу развития скорой помощи. И мы за счет этого имеем возможность, к примеру, бесплатно предлагать людям, перенесшим инфаркт, препарат, который стоит 60 тысяч рублей. Если есть цель, к ней надо идти. Все равно, какая партия правит страной. Знаю, что за мной стоит миллионный город и я несу ответственность за работу своей службы. Я, наверное, тоже хищник, буду пробивать свои вопросы, и неважно, кто передо мной, представитель «ЕР» или КПРФ. Если мы будем ставить во главу угла служение делу, мы сможем договариться с любой политической силой.

ЗАКОНОМЕРНЫЙ ВОПРОС МЫСЛЯЩЕГО ЧЕЛОВЕКА

Светлана Нечаева, историк, преподаватель УРАГС:

- Я совместно с правительством и архивом Челябинской области писала книжку о региональных лидерах, в том числе о губернаторах. В процессе работы задавала вопрос первому губернатору области Вадиму Соловьеву: «Как вы относитесь к выборам или назначению губернаторов?» Он ответил, что если идет период трансформации, совершенно понятно и оправданно, когда руководителей регионов назначают. Когда ситуация устоявшаяся и политические реалии понятны, надо переходить к системе выборов. Я историк, сегодня у нас со студентами была тема «Развитие СССР в 30-е годы». Мы разбирали тоталитарный режим. Когда мы выписали на доске все его признаки, я попросила оценить их с точки зрения современности. Вместе со студентами мы сделали тревожные выводы. И последнее. Когда мы в 2009 году проводили большущий опрос по оценке эффективности работы органов власти, там задавался вопрос: а готовы ли люди взять на себя ответственность за решение тех или иных проблем? Положительный ответ дали около 5 процентов. Такая ситуация не может оставлять равнодушным мыслящего человека.

Горбачев:

- Могла ли назначенческая схема реализоваться в эпоху Ельцина? Нет. Одна причина - Госдума была похожа на нормальный парламент. И тогда все эти экспертизы и оценки законопроектов работали. Я вспоминаю еще один случай по поводу губернатора. В 1991 году приезжает сюда с перевыборной поездкой Ельцин. «Вы за какую схему, Петр Иванович?» - спросил он Сумина. «Я за то, чтобы назначать!» - ответил Сумин. Зал загудел. Ельцин, демонстрируя Сумину возмущение народа, сказал: «Надо избирать!» Последовал гром аплодисментов. Развитого, структурированного общества у нас сегодня нет. Поэтому все наши разговоры пока беспочвенны.

СКАЗАТЬ НЕЧЕГО?

Писанов:

- Я позволю процитировать корреспондента «Челябинского рабочего» Михаила Фонотова, который написал в одной из публикаций: «Свобода слова есть, а сказать нечего». Мы говорим об общественной экспертизе. Существует опасность раскачивать лодку просто так. Не во имя каких-то идей, а только ради процесса раскачивания. Общественная экспертиза - здорово звучит. Владимир Иванович Горбачев не даст соврать: каждый законопроект проходит через сито экспертных оценок. Документ рассматривается с разных сторон и только тогда принимаются решения. Как общественность, не обладающая всей суммой знаний, сможет давать экспертную оценку?

Подопригора:

- Существует масса профессионалов. Не надо считать людей идиотами. Вот мы здесь собрались, каждый из нас в каком-то деле эксперт. И таких профессиональных сообществ немало. К сожалению, они не участвуют в принятии управленческих решений.

Владимир Лушников, председатель областного общества «Знание»:

- Мы сейчас говорим как эксперты. Интересно, как отнеслись к этому простые граждане. Когда я узнал эту новость, обзвонил своих знакомых и спросил их мнение. Они мне ответили вопросом: «А почему это тебя так волнует?» Для людей главное, чтобы в регионе не стало хуже и они не потеряли то, что сегодня имеют. Важно, чтобы сохранилась стабильность. Для этого очень много делал действующий губернатор Петр Сумин. И сегодня он передает власть спокойно. Если эта тональность сохранится у нового губернатора, будет правильно. Если же после смены власти начнутся политические конфликты, будет плохо всем: и финансово-промышленным группам, и населению.

Подопригора:

- Стабильность вряд ли будет долгосрочной, пока люди не видят взаимосвязи между теми, кто избран или назначен, и их уровнем жизни. Когда они начнут эту взаимосвязь просматривать и, более того, сами ее выстраивать, тогда стабильность будет устойчивой.

Гурман:

- Мне запомнилась фраза: когда отсутствует сопротивление, не на что опереться.

Подопригора:

- Я еще раз в заключение хотел бы подчеркнуть, что легитимность власти гораздо шире законности. Легитимность - это мое право доверять тому человеку, который осуществляет надо мною власть. Если я избрал губернатора, я считаю, что он легитимен. Если мне его впарили, то он для меня не легитимен, даже если он законен. Легитимная власть - прочная. Проголосовавший за того или иного человека прощает его, терпит и поддерживает. Если это произошло по-другому, то гражданин будет ждать момента, когда он споткнется. Это разный уровень стабильности и динамики развития общества. Рано или поздно мы все равно вернемся к выборам губернаторов.

VK31226318