Природу Челябинской области станут охранять новые люди. Поможет ли реформа ООПТ сберечь то, что осталось?
Минэкологии Челябинской области заявило о реструктуризации своего основного подразделения по охране природы – ОГУ «Особо охраняемые природные территории». Официальной причиной изменения структуры и глобальных кадровых перестановок стали «неоднократно поступающие в ООПТ жалобы на работу ведомства».
Нельзя сказать, что это событие стало внезапным. Реформирования ООПТ все, неравнодушные к южноуральской экологии люди ждали с мая 2018 года, со дня назначения Сергея Лихачева главой министерства после бесславной отставки с этого места Ирины Гладковой. По слухам, декан факультета экологии ЧелГУ накануне вступления в новую должность обозначал реформу ООПТ как одну из своих наипервейших задач на посту министра экологии.
На фото и.о. министра экологии Челябинской области Сергей Лихачев
Фото: Ura.ru
Однако человек предполагает – а губернатор с присными может думать совсем наоборот. Инициативы нового назначенца в команде экс-главы региона Бориса Дубровского стали корректно и некорректно «зажимать» – злые языки поговаривают, что с подачи депутата Госдумы Владимира Бурматова, который был намерен продвинуть на место руководителя регионального минэко своего человека. При прежнем главе региона Лихачеву оставалось совсем немного до «вылета» из обоймы, однако пришествие нового врио губернатора сменило вектор его карьеры. Буквально через полторы недели после назначения Текслера Сергей Лихачев лично выехал на озеро Тургояк, ожидаемо обнаружив целый букет вопиющих экологических нарушений и отсутствие на рабочих местах подчиненных, призванных с этими нарушениями бороться. Увиденное послужило поводом для заявления об увольнении всех сотрудников, курирующих территорию памятника природы – а заодно и поводом для маленькой революции во всем ООПТ.
Митинг в марте 2019. Южноуральцы просили сохранить озеро Тургояк
Поневоле стоит восхититься чутьем экс-начальника ОГУП «Особо охраняемые природные территории» Александра Лагунова, тихо и без скандалов ушедшего в отставку по собственному желанию и оставшегося в ООПТ в качестве рядового сотрудника в феврале 2019 года – как раз накануне смены главы региона. На посту главы ведомства он в основном запомнился благостным стремлением просвещать молодежь и участием в абсолютно провальном проекте «Экологической тропы» в парке Гагарина, крайне топорно осуществленном соратником госдепа Бурматова – Феликсом Пановым. Никто не спорит, что эко-просвещение молодежи – дело благое, однако для яростной борьбы с куда более серьезными нарушениями сохранности природных территорий, окормляемых ООПТ, Лагунов категорически не годился.
Разумеется, Лихачев ехал курировать Тургояк, заранее зная, что он там увидит. Точно такие же результаты мог принести визит и.о. министра на любое другое озеро, имеющее статус памятника природы. Про дорогие коттеджи и базы отдыха на берегах Увильдов, аффилированные с чиновниками из команды Юревича, а в последние годы – и команды Дубровского, не писал и не говорил только ленивый журналист. Однако состоятельные граждане, как мухи, обсидели берега и других уникальных озер: Смолино, Сугояка, Аракуля, Малого и Большого Еланчика, Аргазинского водохранилища, Сугомака, Иткуля – да практически всех, упомянутых в списке охраняемых.
Не лучше ООПТ заботилось и о заказниках, каковых в региональном списке ровно двадцать. Возможность поохотиться в них без лицензии, вывезти пару сотен кубов горельника на строительство или просто приятно отдохнуть для нужных людей всегда находилась. Особенно широко эти возможности открылись во время полугодового пребывания в 2010 году на посту директора ООПТ верного соратника экс-губернатора Александра Уфимцева Ильи Пруцких, ныне пребывающего под арестом за незаконное строительство на Увильдах коттеджного поселка. С уходом Пруцких окно вероятностей сузилось, но окончательно не закрылось – люди-то на местах оставались все те же. Более того, еще в 2017 году в Общественной палате региона увлеченно обсуждали «индивидуальный подход» к правовому режиму особо охраняемых природных территорий – по убедительной просьбе различных индивидуальных предпринимателей.
«Особо охраняемые природные территории играют большую роль в охране окружающей среды… Однако убежден, при желании все-таки можно найти баланс, который позволит и сохранить природу, и использовать с учетом требований законодательства арендованные земельные участки. Это способствовало бы не только развитию малого бизнеса, но и развитию туризма, о необходимости чего не раз говорил губернатор Челябинской области Борис Дубровский», – отмечали тогда в Общественной палате.
Конечно, развитие малого бизнеса и туризма Челябинской области очень нужно. Однако, в нынешней ситуации, прежде чем развивать то и другое, необходимо очень внимательно смотреть, каким боком это в очередной раз вылезет многострадальной южноуральской природе. Напомним, что общая площадь ООПТ регионального значения составляет около 640 тыс.гектаров, и почти каждый из этих гектаров – лакомый кусочек не только для малого, но и для большого бизнеса.
Пока и. о. министра экологии настроен решительно: в ближайшее время в ООПТ планируются проверки всех территориальных участков и дана оценка эффективности работы каждого сотрудника учреждения. Причем эффективность будут оценивать, в том числе, и учитывая обращения граждан.
«Исходя из итогов проверки, решится вопрос необходимости кадровых перестановок», – пообещал Лихачев.
Также уже известно, что в состав ООПТ добавятся новые отделы: отдел мониторинга окружающей среды и экологического просвещения, отдел экологического туризма и отдел по административной практике. Новая штатная численность ведомства, временно возглавляемого Дмитрием Скорыниным, составила 86 человек. Смогут ли эти 86 человек преодолеть былые коррупционные соблазны – вопрос наблюдения.
Автор: Инна Катер
Оформите заказ на услуги сантехника в Москве