След сбитого бомбардировщика

След сбитого бомбардировщика
Вечером в социальных сетях и некоторых южноуральских СМИ появилась недостоверная информация, что сбитым самолетом управлял летчик из Челябинска.
«Челябинский рабочий» представляет хронику развития событий и пытается увидеть след сбитого бомбардировщика. Как история с Су-24 появлияет на отношения России с Турцией, со странами НАТО и на нашу жизнь?

Хроника событий (время московское)

11.20. СМИ со ссылкой на агентство Reuters сообщают, что российский военный самолет Су-24 при возвращении на авиабазу «Хмеймим» был сбит турецким истребителем F-16S.

12.31. Турецкое издание Haber Turk информирует, что премьер-министр Ахмет Давутоглу провел встречу с руководителем МИД Турции Мевлетом Чавушоглу и начальником Генштаба Вооруженных сил Хулуси Акаром. Министру иностранных дел премьер поручил проконсультироваться с НАТО и ООН в связи со случившимся.

12.42. Турецкий портал Daily Sabah сообщает, что самолет упал в турецкой провинции Хатай, неподалеку от сирийской границы. Катапультироваться, по информации издания, удалось обоим пилотам, но выжили они или нет, неизвестно.

16.34. Президент России Владимир Путин называет действия Турции ударом в спину. Глава государства заявляет, что Су-24 не угрожал Турции.

16.59. Военный атташе Турции в России вызван в Минобороны РФ.

18.03. Премьер-министр Турции Ахмет Давутоглу заявляет, что Турция имеет право отвечать, если нарушается ее воздушное пространство.

18.46. Турецкий МИД вызывает дипломатов из России, США, Франции, Китая и Великобритании для обсуждения ситуации.

18.50. Глава российского МИД Сергей Лавров отменяет свой визит в Турцию и призывает россиян отказаться от поездок в эту страну.

19.01. Ростуризм советует туроператорам отказаться от продажи путевок в Турцию. «Натали Турс» приостанавливает продажу туров на этом направлении. Затем продажу приостанавливают «Интурист» и «Tez Tours».

21.02. Минобороны РФ подтверждает гибель одного из пилотов сбитого Су-24. Причиной его смерти, по предварительным данным, стал огонь с земли.

21.27. У здания посольства Турции в Москве проходит акция протеста, в которой участвуют более 100 человек.
21.35. Представитель Генштаба ВС РФ генерал-лейтенант Сергей Рудской рассказывает об ответных действиях России. Теперь наша ударная авиация будет прикрываться истребителями, приняты меры по усилению сил ПВО в регионе - для этого к побережью Сирии направляется крейсер «Москва». Все контакты с Турцией по военной линии прекращаются.
22.50. Associated Press со ссылкой на представителя сирийской группировки «10-я бригада побережья» сообщает, что тело одного из пилотов находится у антиправительственных сил, они готовы обменять его на заключенных, которых удерживают сирийские власти.

22.55. Reuters распространяет информацию о том, что оба пилота могут быть живы и находиться в плену у антиправительственных сил. В их соцсетях появляется информация, что в зону падения самолета для спасения пилотов направлены российские военные.

Пилоты из Челябинска

Электронные издания сообщили, что бомбардировщиком Су-24 управлял челябинец Сергей Румянцев - военнослужащий авиабазы в Шаголе. Якобы именно он погиб от вражеских пуль боевиков, присягнувших на верность Исламскому государству. Спустя несколько часов стало известно, что челябинец жив и здоров. Он действительно служит военным летчиком в Сирии, но сидит за штурвалом другого самолета.

На момент подписания номера в печать от Министерства обороны РФ официальная информация о личностях пилотов, управляющих Су-24, так и не поступила. Оставалась неизвестной судьба второго члена экипажа. По информации ливанского телеканала Al Mayadeen, один из двух пилотов сбитого бомбардировщика Су-24, «погиб в воздухе от огня с земли» при спуске с парашютом после катапультирования. Второй пилот был эвакуирован сирийскими военными и находится в безопасности. По сведениям телеканала, поиски российского летчика продолжались около шести часов. После этого он был доставлен на авиабазу российской авиационной группы Хмеймим в Латакии.

Подробнее об этом сайт mediazavod.ru сообщал вчера: Спасенный штурман сбитого Су-24 - челябинец Константин Мурахтин

Забудем про берег турецкий?

«Критическая масса террористических проявлений на турецкой территории, по нашей оценке, ничуть не меньше, чем в Египте, - заявил министр иностранных дел России Сергей Лавров. - В этой связи, конечно, мы не рекомендуем нашим гражданам направлять в Турецкую Республику с туристическими или какими-либо иными целями». После этих слов и рекомендации Ростуризма турфирмы стали объявлять, что прекращают отправлять своих клиентов на турецкие курорты. Вслед за «Натали Турс» и «Tez tour» о приостановке продажи путевок в Турцию объявил «Интурист».

Генеральный директор челябинской туристической компании Dan Карина Бердичевская считает ситуацию на рынке выездного туризма искусственно созданной истерией.

- Бархатный сезон в Турции уже закончен, море достаточно прохладное - не больше 19 градусов. Все наши туристы, которые находились в Турцию в качестве замены несостоявшемуся отдыху в Египте, уже вернулись домой, - говорит Карина Владимировна.
- В ближайшее время в Анталью должны были отправиться лишь несколько южноуральцев. Разумеется, с ними ситуацию мы будем решать в рамках закона: вернем деньги за несостоявшуюся поездку либо поменяем билет на другую страну. К слову, сейчас можно шикарно отдохнуть в Эмиратах, во Вьетнаме или на Гоа всего за 50 - 70 тысяч рублей на двоих. Надо просто успеть «поймать» предложение.
В нашей стране в ДТП гибнут тысячи граждан, но никто не спешит закрывать дороги или применять смертную казнь к пьяным водителям. Попробуйте с утра дойти по челябинским улицам до работы и не покалечить себя из-за нечищеных тротуаров! Никого ведь не накажут, это уже проверено. А ограничивать права граждан на выбор места отдыха неправильно. Человек сам вправе выбирать, куда и когда ему ехать на деньги, которые заработал. И пусть это право выбора остается за нами.

Экономический перевес

Для России потеря Турции как субъекта экономических отношений может стать заметным, но не критичным событием. Объем российско-турецкого товарооборота превышает 31 миллиард долларов. Наша страна занимает второе (после Германии) место среди внешнеторговых партнеров Турции, а Анкара, в свою очередь, - в десятке важнейших союзников для Москвы. Анкара не может разорвать торговые отношения с Москвой. А Москва?
Турция прочно сидит на российской топливной игле. Шансов спрыгнуть с нее даже в среднесрочной перспективе у нее нет. Доля Газпрома в турецком экспорте составляет ровно половину. Министр энергетики Турции Берат Албайрак уже заявил, что не беспокоится по поводу энергетических поставок. Но заместить долю Газпрома за счет других поставщиков Турция физически не сможет.
У нас турки покупают 27,3 миллиарда кубометров газа, у Азербайджана - 5,3, у Ирана - 8,9, у Катара - восемь. При этом у Ирана и Азербайджана нет дополнительного газа для Турции. Азербайджан обещает соседям голубое топливо из Шах-Дениза, но в объеме всего шесть миллиардов кубометров и только после 2020 года. Это прописано в контрактах. Но главное, что эти шесть миллиардов кубов нужны стране для покрытия дополнительного спроса, который появится к тому времени, а не для замещения российских объемов.
До недавнего времени наши страны работали над созданием нового транзитного газопровода в Европу, в обход Украины. Что потеряет Турция, если «Турецкого потока» не будет? Первая нитка этого трубопровода необходима для нужд самой же Турции. Сейчас порядка 14 миллиардов кубометров газа она получает из России через Трансбалканский газопровод - через Украину и Румынию. Но в 2019 году заканчивается срок действия транзитного договора между Россией и Украиной. Это остановит поставки части российского газа в Турцию.
Первая нитка «Турецкого потока» как раз должна была забрать на себя объемы, идущие транзитом через Украину. Конечно, в этом случае и наша страна лишится альтернативного доступа на европейский рынок. Но при наличии «Северного потока-2» и перенаправлении поставок газа в Китай Газпром может восстановить утерянные объемы по турецкому направлению. Таким образом, если Турция пойдет на крайние меры, выиграют от этого Китай и Украина.

В прошлом году в Турцию поступило российских инвестиций почти на один миллиард долларов. А из Турции в Россию ушло в два раза меньше. Сбербанк приобрел турецкий аналог «Denizbank» (680 отделениями по всей стране). «Лукойл» купил турецкую сеть АЗС «Акпет» (700 АЗС, четыре процента топливного рынка страны). «Интер РАО ЕЭС» выкупил активы электросетевой компании Турции.
Если страна решит заморозить эти российские активы, это приведет к международному скандалу, разрыву дипломатических отношений и нанесет урон не только бюджету России, но и Турции, так как все российские компании так или иначе связаны с местной инфраструктурой и занимают весомую долю на турецком рынке.
Уже в ближайшее время могут начаться проблемы у турецкого пивоваренного завода Efes Rus, расположенного в Ульяновске. В ночь на 25 ноября рассерженные горожане сорвали с него турецкий флаг, а вместо него вывесили флаги России и ВДВ.
Что касается Челябинской области, то, во-первых, в общем объеме экспорта товаров, произведенных в регионе, Турция занимает незначительную долю, всего 8,2 процента (340,1 миллиона долларов - за 2014 год произошло сокращение на три процента).
Это на половину меньше, чем, скажем, доля Бельгии - 16 процентов. И намного ниже доли стран СНГ - 25,9 процента. На экспорт идут металлургия и товары машиностроения. Во-вторых, в общем объеме импорта в Челябинской области за последние 10 лет доля турецких товаров сократилась до ничтожной. Турецкую одежду и овощи с успехом вытеснили Китай (30,7 процента в общем объеме импорта), страны СНГ (28,5 процента), Евросоюз (25,8 процента).
VK31226318