Привыкание к новым ценам

Время от времени я становлюсь риэлтором. Хотя ни это слово, ни эта профессия меня не вдохновляют. Просто родственники и знакомые, зная о том, что несколько лет назад я сам, без помощи «профессионалов недвижимости», продал, а затем купил квартиру, видят во мне «крупного специалиста». Приходится соответствовать…

И вот в очередной раз меня попросили помочь. Было интересно посмотреть, что происходит на этом вечно загадочном рынке во время кризиса, пообщаться с его «игроками». Ну и сопоставить с практикой некоторые наблюдения «аналитиков».

А они, в частности, говорят о том, цена на жилье в Челябинске снизилась на 10-15 процентов. Такой «анализ» делается следующим образом. Берется газета или сайт с объявлениями и сравниваются цены - нынешние с теми, что были год, три месяца или месяц назад. В принципе, динамика и вектор ясны. Цены как начали снижаться с начала зимы, так и продолжают.

То, что цены на наши квартиры задраны, было очевидным. Раздутая нефтедолларами экономика породила много вредных фантазмов. Один из них - о том, что какая-нибудь запущенная панельная «трешка», едва стряхнувшая с себя память о хрущевке, в дымном Челябинске стоила как новая квартира в кирпичном доме, аналогичной площади в какой-нибудь европейской столице вроде Праги, где нет понятия «черновая отделка», зато в цену входит подземный гараж. Ну, дело прошлое, не хочется говорить банальности, это все знают. А что теперь? А теперь происходит очень интересный экономико-психологический процесс. Я бы назвал его «привыкание к новым ценам».

До кризиса существовало две важные категории покупателей: ипотетчики и спекулянты (их еще мягко называли «инвесторами»). Поскольку ипотеку сейчас взять трудно, да и не каждый решится (процент большой, будущее невнятно), первая категория растворилась. Затаились и «инвесторы» - вкладывать деньги в то, что дешевеет, нет смысла. В итоге на рынке недвижимости наблюдается острый «дефицит покупателей».

Осталась третья категория - те, кому необходимо как-то менять свои жизненные условия прямо сейчас. Такие сделки еще называют «вынужденными». Ну, пусть так, хотя покупка хлеба, штанов или машины тоже бывают «вынужденными»…

И вот картинка из жизни. Сидят два человека в своих квартирах, оба хотят их продать и на вырученные деньги что-то купить. Первый (пусть это будет такая фамилия) помнит, что осенью его сосед снизу продал аналогичную, скажем, трехкомнатную квартиру за 3 миллиона рублей. И старым живет, выставляя сейчас такую же цену. Второй (тоже фамилия) имеет двухкомнатную, но хочет расширяться. Он видит объявление Первого и думает, какую бы цену ему запросить за свою, чтобы доплата была в рамках возможного, допустим 200 тысяч. Так возникает цена на его квартиру - 2 миллиона 800 тысяч.

И тут появляется Третий. Он предлагают купить эту квартиру за 2 миллиона. Второй оскорблен: и квартира-то хорошая, и он не пьяница какой-нибудь, чтобы дом разменять на деньги. В итоге есть три человека, выстроившиеся друг за другом в цепочку, но дело не идет.

А в это время рядом наворачивает круги, как хищная птица, риэлтор. Я вообще-то всегда скептически относился к его роли на рынке недвижимости, но теперь получается, что именно он двигатель экономики. Сейчас объясню, почему.

Риэлтору на самом деле хуже всех. Он привык зарабатывать (и неплохо!), а если сделок нет, то нет и его процента. И он начинает убеждать Первого и Второго забыть о докризисных ценах. Оставить, так сказать, свои сомнения, чтоб сама жизнь не останавливалась из-за кризиса. В общем, правильно, подлец, рассуждает, правда, мотив у него сугубо личный.

Если риэлтор умный человек, то его решающее достоинство сегодня - убедить людей в том, что память контрпродуктивна.

А вот, что происходит дальше. Второму, напомню, нужно доплатить 200 тысяч, чтобы переехать из своей «двушки» в «трешку» Первого ценой в 3 миллиона. Но ровно столько же он доплатит, если свою квартиру продаст за предлагаемые ему 2 миллиона, а Первый снизит цену своей «трешки» до 2 миллионов 200 тысяч. Возможно ли такое? Ведь это значит, что он должен сделать скидку в 800 тысяч рублей, а это уже 36 процентов, какая-то астрономия!

И вот представьте, что именно это сейчас на рынке недвижимости и происходит сплошь и рядом. В объявлениях люди указывают одну цену, а в результате торга снижают ее кардинально. Самое забавное, что мало кто из «аналитиков рынка», составляющих солидные отчеты и красивые графики, знает об этих «конфиденциальных» ценах! Ведь ориентируются они по пустым цифрам в объявлениях. Вот и говорят «аналитики», что жилье снизилось в

цене, допустим, на 10 процентов, что скоро начнется подъем и прочие глупости.

Заклинаниями экономику не прошибешь. Цена - это то, за что покупают, а не за что продают. И прав Андрей Косилов, который говорит, что настоящий герой сегодня - не тот продавец, кто сорвал куш, а тот, кто в принципе что-то продает, и значит, у него жизнь не остановилась…

Точно таким же удивительным для нашего сознания образом один риэлтор, неглупый парень, сумел уговорить моих знакомых продать свою квартиру на 30 процентов ниже той цены, которую они держали в уме как крайнюю. И вскоре нашли себе приличный вариант, тоже с хорошей скидкой.

Тот, кто действительно хочет решить свои жилищные проблемы, быстрее других поняли, что цифры - не фетиш. Но для кого-то (а их тоже всерьез учитывают «аналитики») обаяние докризисных ценников самоценно. Одна хозяйка вывесила у себя на балконе растяжку: «Продаю». Когда ей звонят, она сходу отвечает: «Квартира дорогая, стоит десять миллионов». Как рассказали мне риэлторы, даже до кризиса эта квартира стоила в два раза дешевле… Так обычно любят своих детей или домашних животных…

Итак, мы имеем сегодня медленное привыкание к новым ценам. Интересно, что когда они растут, мы чертыхаемся, но привыкаем-то быстрее. Когда цены падают, процессы в нашем мозгу оказываются более сложными…

VK31226318