Вопрос недели: зачем убивают российских журналистов?

Вопрос недели: зачем убивают российских журналистов?

Как рассказал накануне в интервью радиостанции "Эхо-Москвы" журналист и близкий друг убитого в ЦАР Орхана Джемаля Максим Шевченко, Джемаль заметил слежку за собой еще в Москве до того как отправился в ставшую для него последней командировку в Африку.

В ЦАР машину съемочной группы расстреляли неизвестные на блокпосту в 20 километрах от населенного пункта Сибут. Выжил только водитель, которому удалось сбежать. Господин Шевченко предположил, что водитель мог быть в сговоре с убийцами и получить от них деньги после того как привез российских журналистов в засаду.

Российский МИД весьма резко прореагировал на информацию, что погибшие журналисты ехали снимать фильм о ЧВК "Вагнера" в то время как федеральные российские каналы в качестве основной версии назвали ограбление (при себе у журналистов было около $8500 наличными и дорогая видеоаппаратура).

"Слушаю и читаю эту околесицу относительно "расследований" по ЧВК в ЦАР. Господа, прежде чем начинать ваши увеселительно-развлекательные программы .... потрудитесь почитать сайт МИД. Никакой сенсации в наличие российских инструкторов в ЦАР нет, никто ничего не скрывал", - сообщила официальный представитель министерства иностранных дел Мария Захарова.

При этом ряд французских СМИ (В франкоговорящей ЦАР находится французский контингент ООН и почти вся информация из этой страны приходит на французском языке) утверждают, что журналистов из России убили "русские наемники".

Примечательно, что отвергающий последнюю версию журналист Шевченко с такой же уверенностью заявляет о невозможности ограбления - европейцев, посланных в ЦАР богатым фондом, (они ехали от "Центра управления расследованиями" Ходорковского) никто не стал бы убивать - за них бандиты (если нападавшие были бандитами) могли бы получить многомиллионный выкуп.

Сценарий, многократно опробованный в Африке от Судана до Сомали, предполагает, что бесчисленные банды на территории черного континента видят в белом человеке источник заработка, а не случайную цель. И, судя по всему, съемочная группа из России не была случайной целью.

Как, по мнению многих коллег, не была трагической случайностью и смерть известного екатеринбургского журналиста Максима Бородина, писавшего про погибших в Сирии участников ЧВК "Вагнера", уехавших в эту арабскую страну из города Асбеста Свердловской области.

12 апреля 2018 Бородин при странных обстоятельствах выпал с балкона пятого этажа своей квартиры в Екатеринбурге. Три дня спустя - 15 апреля - журналист умер в реанимации местной больницы. По словам правозащитника Вячеслава Башкова, незадолго до гибели Бородин обеспокоенно говорил о том, что его "обложили силовики".

Как ранее отмечали многие военные эксперты (в том числе и сам погибший в ЦАР Орхан Джемаль) ЧВК "Вагнера" в разных регионах мира интересует не столько власть, сколько сырье - по некоторым данным в Сирии наемники воевали за нефтяные месторождения, в ЦАР их могут привлекать полезные ископаемые - в раздираемой гражданской войной нищей африканской стране много золота, алмазов и урана.

Как пишет "Новая газета" со ссылкой на Le Tchad Anthropus, по состоянию на весну 2018 года в ЦАР было 1400 российских военных. Официально же говорится о "200 российских инструкторах".

О том, что русских интересуют алмазы и золото в середине июля писало и издание Africa Intelligence, выяснившее, что компании, работающие в ЦАР с 2017 года, принадлежат влиятельным людям из Петербурга.

Могли ли эти люди быть заинтересованы в том, чтобы съемочная группа из России не доехала до места, где расквартированы "вагнеровцы"? Мог ли фильм, который хотел снимать Джемаль с коллегами быть опасен для ЧВК? И, наконец, зачем было убивать журналистов, не имевших доступа на военные объекты и планировавших отснять материал в течение нескольких дней и вернуться в Россию?

Вместо ответов мы пока видим только телевизионные кадры из Центральноафриканской республики с лачугами и неасфальтированными дорогами, которые если чем и отличаются от многих небольших провинциальных российских городов, так это тем, что в российской провинции на рынках не продают червей на развес (пока во всяком случае) и нет памятников настоящим людоедам, каким был бывший президент ЦАР Бокасса (но памятники просто людоедам есть).

При этом в докладе "Комитета по защите журналистов", где перечисляются страны, власти которых не расследуют убийства журналистов, Россия обогнала ЦАР, заняв 9 место между Пакистаном (7) Бразилией (8) и Бангладеш (10). Возглавили список Сомали, Сирия и Ирак, за которыми следуют Южный Судан, Филиппины и Мексика.

В комитете отмечают, что под ударом оказываются "журналисты, освещающие коррупцию, права человека, политические новости и войну", и журналистов убивают, когда их работа приводит к раскрытию преступных действий "правительственных чиновников и политических групп".

"Ответственные за убийство Орхана Джемаля, Александра Расторгуева и Кирилла Радченко должны быть отданы под суд. Властям ЦАР, России и представителям ООН следует провести быстрое и прозрачное расследование, чтобы доказать, что самая жестокая форма цензуры - убийство журналистов - не останется безнаказанным", - заявила координатор африканской программы комитета Анжела Кинтал.

Учитывая приведенный выше рейтинг стран, не желающих искать убийц журналистов, рассчитывать теперь, вероятно, можно только на международное расследование.

VK31226318