Челябинская станция скорой помощи работает за гранью своих возможностей
О проблемах в работе "Скорой помощи" нам рассказала главный врач Елена Ершова.
"Ежедневно МБУЗ «Станция скорой медицинской помощи» выполняется более тысячи вызовов. При этом фактически около 40 процентов из них относится к той категории, где медицинская помощь может и должна была быть оказана на поликлиническом уровне.
Практика показывает, что люди часто необоснованно обращаются в скорую помощь. Доступность и бесплатность нашей службы выработали у населения стойкую привычку звонить на «03» по любым поводам – от банального насморка до порезанного пальца. Человек, у которого возникла проблема со здоровьем любого уровня сложности, имеет право на получение медицинской помощи. Для этого совершенно не обязательно тратить дорогостоящие ресурсы скорой помощи, отвлекая бригады от тех случаев, когда действительно есть реальная угроза для жизни. Но тогда возникает вопрос, где эту помощь можно получить?
Несмотря на наличие нормативной базы и требование времени, в Челябинске до сих пор не созданы отделения (кабинеты) неотложной помощи взрослому населению. На мои многочисленные письменные и устные обращения в управление здравоохранения по этому вопросу сначала в 2012 году говорили, что это планируется сделать в 2013 году. Теперь же сообщают, что и в 2013 году «неотложек» не будет.
Конечно, организация службы неотложной помощи взрослому населению - задача непростая. «Неотложке», какой она должна стать в идеале, требуются квалифицированные кадры, готовые к действиям в экстренной ситуации, помещения, транспорт, оборудование, медикаменты, связь. Но ведь под лежачий камень вода не течет, а управление здравоохранения вот в этой непростой ситуации как раз и может проявить свой управленческий потенциал! Тем более что во всех аналогичных нам городах Уральского и других федеральных округов отделения неотложной помощи уже работают не первый год.
После исключения медицинских вытрезвителей из системы МВД«заботу» о пьяных, находящихся в общественных местах, на улицах или в подъездах домов, всецело переложили на скорую медицинскую помощь: за сутки выездные бригады осматривают в среднем около 98 человек. В связи с вступлением в силу инструкции о порядке доставления лиц, находящихся в общественных местах в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке, в медицинские организации, утвержденной Приказом МВД РФ от 23.12.2011 № 1298 по согласованию с Министром здравоохранения и социального развития, я неоднократно обращалась в управление здравоохранения с просьбой обозначить показания к госпитализации и больницы города, в которые необходимо доставлять таких пациентов – это компетенция территориальных органов исполнительной власти в сфере здравоохранения.
Ответов я так и не получила, вопрос не решен. Ежедневно возникают конфликты на уровне выездных бригад и работников приемных отделений. Зачастую доставленные нами пьяные опять оказываются на улице, мы выезжаем повторно. Некоторые случаи закончились смертью таких «неудобных» пациентов в больничных скверах.
Немаловажную роль играет кадровый дефицит медицинских работников, который присущ не только станции скорой помощи, но и всей медицине как нашего города, так и Российской Федерации в целом.
По данным статистического сборника управления здравоохранения, укомплектованность медицинскими кадрами в Челябинске в 2011 году составила 54 процента. Хуже всего обстоят дела с участковыми терапевтами и педиатрами, то есть с представителями переднего края медицины. Такое положение дел приводит к тому, что население не может или не хочет идти в поликлинику, а вызывает скорую помощь.
Нагрузка на бригаду 19-20 вызовов в сутки стала уже нормой. Сотрудники практически падают от усталости, нет возможности ни написать медицинскую документацию, ни хотя бы раз в сутки принять горячую пищу. Растет заболеваемость медицинских работников, снижается коэффициент совместительства, люди увольняются, уходят на инвалидность, а следовательно уменьшается число выездных бригад - увеличивается время ожидания и количество жалоб от населения.
В 2012 году на станцию было принято 147 медицинских работников, уволилось - 212 человек. Укомплектованность кадрами по занятым должностям в МБУЗ ССМП Челябинска составляет: врачи - 65,4 процента, фельдшеры - 84,2 младшие медицинские работники - 34,9. В целом укомплектованность медиками составляет 61,5 процента.
Уменьшение числа работников, связанное с увольнением, дородовыми, послеродовыми, отпусками по уходу за детьми (около 100 человек на сегодняшний день), уходом сотрудников на сессию, сдачей крови с предоставлением дополнительных дней отдыха, заболеваниями, привело к тому, что в январе 2013 года круглосуточно работало всего лишь 66 выездных бригад. Для нашего города, если считать по нормативу 1 бригада на 10 000 населения, то это 66 процентов. Учитывая слабую работу поликлиник в праздничные дни, отсутствие отделений неотложной помощи, такая ситуация накалила и без того непростую обстановку: бригады выполняли по 20-24 вызовов в сутки, но количество обращений превышало возможность их обслуживания в кратчайшие сроки.
Со своей стороны администрация станции постоянно занимается решением вопроса по привлечению сотрудников для работы в МБУЗ ССМП. Учреждение является клинической базой и базой практики для ГБОУ ВПО ЧелГМА и медицинских колледжей. Ежегодно наши ведущие специалисты участвуют в образовательном процессе на до- и последипломном уровне: читают лекции, проводят практические занятия, профориентационные мероприятия со студентами - потенциальными работниками. Благодаря этим целенаправленным действиям 50 процентов выпускников колледжа пополняют ряды сотрудников. Для каждого молодого специалиста разрабатывается индивидуальная программа по адаптации, и прикрепляется наставник из числа опытных медицинских работников.
Но, с сожалением можно констатировать, что изначально снизилось количество выпускников со средним медицинским образованием. Так, в 2012 году Челябинский областной базовый медицинский колледж выпустил всего 16 фельдшеров, в 2013 году ожидается выпуск из 21 фельдшера. Это «капля в море» кадрового дефицита миллионного города! Что касается врачей, то за последние 4 года выпускниками Челябинской медицинской академии не подано ни одного заявления на обучение в интернатуре по специальности «Скорая медицинская помощь».
Привлечение сотрудников в здравоохранение города по программе молодых специалистов, принятой Челябинской Городской Думой на 2011-2013 годы, не смогло существенно изменить обстановку. Для сохранения кадрового потенциала скорой помощи и привлечения молодых сотрудников необходима адресная помощь: выделение служебного жилья по 2-3 квартиры в год, либо комнат в муниципальных общежитиях (в МБУЗ ССМП работает около 20 процентов иногородних) и введение муниципальной надбавки к заработной плате по аналогии с Екатеринбургом.
В Челябинске отсутствует бесплатная медицинская справочная служба, за создание которой мы также неоднократно ходатайствовали, так как все звонки справочного, консультативного и информационного характера попадают в оперативный отдел МБУЗ ССМП (около 3000 звонков на 6 фельдшеров по приему вызовов и передаче их выездным бригадам). Отвлекаясь на эти звонки, операторы вынуждены держать в режиме «ожидания дозвона» людей, остро нуждающихся в экстренной помощи. Мы предлагали взять за основу бесплатную медицинскую справочную службу Санкт-Петербурга – 003. Однако до настоящего времени и этот вопрос остался открытым.
Несмотря на наши обращения, продолжается практика отвлечения бригад от оказания медицинской помощи на различного вида дежурства и учения по приказам управления здравоохранения (ночные дежурства на Крещение у прорубей на водоемах; дежурства на практически всех кладбищах города в «родительский день», дежурства на массовых мероприятиях и спортивных соревнованиях). Это приводит к уменьшению количества бригад, увеличению времени ожидания и жалобам больных.
Самой главной проблемой, требующей безотлагательного решения, является критическое недофинансирование станции скорой медицинской помощи особенно в течение последних трех лет. За 2010 год расходы бюджета на наше учреждение составили 288 943,9 тысяч рублей, в 2011 году - 339 785,9, в 2012 году – 354 237, 6 тысяч рублей. Для сравнения можно привести соседний с нами Екатеринбург, с которым разница в населении составляет около 300 000 человек, а расходы на станцию скорой помощи приближаются к 1 млрд. рублей.
Рост цен на лекарственные препараты за эти годы составил 30%; по некоторым лекарственным средствам и изделиям медицинского назначения цены выросли от 100 до 900%. В настоящее время в городе Челябинске нет ни одной бригады скорой медицинской помощи, которая была бы 100% укомплектована лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения в соответствии с утвержденным составом укладки.
Финансовые средства на приобретение медицинского оборудования в течение последних трех лет не выделялись вообще! Все медицинское оборудование, которое поступило в 2006-2008 годах вместе с автомобилями скорой медицинской помощи в рамках Национального приоритетного проекта «Здоровье», в связи с круглосуточным использованием 365 дней в году с учетом его перемещения в автомобилях и переноски бригадами, уже подлежит списанию.
Необходимо внедрение новой системы цифровой радиосвязи и систем видеонаблюдения на подстанциях на сумму около 16 000 000 рублей. Спецодежда для медицинских работников, приобретенная в 2006-2007 годах в рамках целевой городской программы «Совершенствование скорой медицинской помощи», абсолютно изношена и на ее замену требуется 3 330 650 рублей. Все финансовые обоснования на эти цели были неоднократно направлены в управление здравоохранения, но вопросы не решены.
В связи с переходом с 2013 года на финансирование из средств ОМС сложилась еще более критическая ситуация. Руководство Территориального Фонда обязательного медицинского страхования Челябинской области (в отличие от Территориальных Фондов других регионов) в течение 2012 года не провело никакой совместной подготовительной работы со специалистами службы скорой медицинской помощи, не были учтены особенности ее работы.
В результате абсолютного отсутствия предварительного анализа МБУЗ ССМП в 2013 году получило из бюджета города всего 1 908 500 руб. на «оплату медицинской помощи неидентифицированным гражданам».
В связи с тем, что за счет средств ОМС нельзя приобретать медицинское оборудование стоимостью более 100 000 руб. за единицу, производственный и хозяйственный инвентарь, нельзя оплачивать предварительные и периодические медицинские осмотры работников (персонал скорой помощи работает во вредных условиях), пришлось опять обращаться к Управление здравоохранения с просьбой о выделении из бюджета города 28 479 700 руб. Эти деньги смогут покрыть только самые неотложные нужды, без которых уже просто невозможно будет работать, не нарушая законодательство.
Для сравнения в г.Екатеринбурге на 2013 год из бюджета выделено 117 000 000 руб., т.к. предварительно был проведен подробный анализ всех рисков по переходу скорой медицинской помощи на оплату из ОМС. Кроме того, подушевое финансирование оказания скорой медицинской помощи в Екатеринбурге в год на одного застрахованного превышает в 2,4 раза финансирование в Челябинске. Требования по оказанию скорой медицинской помощи в Российской Федерации в соответствии с существующей нормативной базой (стандарты и порядки) одинаковые, но возможности реализовать их даже в двух промышленных городах с миллионным населением одного федерального округа, находящихся друг от друга на расстоянии 200 км, далеко не равны".