Нас выбрал ГОК
Некогда Томинский совхоз считался процветающим хозяйством. В последние годы советской власти поголовье крупного рогатого скота здесь насчитывало пять тысяч голов, а площадь сельхозугодий составляла 19 тысяч гектаров. Теперь о тех стадах остались воспоминания, а поля заросли травой.
Через два года в километре от поселка Томинский появится огромная яма - меднорудный карьер, сопоставимый со знаменитым на всю страну Коркинским разрезом. В такой эволюции места многим видится какой-то жутковатый символизм.
Приоритет губернатора
О здешнем месторождении меди известно давно. Еще в начале 90-х геологи проводили в окрестностях Томино изыскания. Но до последнего времени его не трогали. Невыгодно: в этой руде самое низкое содержание меди в России.
Однако во всем мире запасов ценного металла становится все меньше. И рынок ценит его дороже. Для Русской медной компании стратегически важно освоение залежей меди именно здесь. Во-первых, сырье не нужно далеко возить - рядом Карабаш и Кыштым, где расположены основные производства компании. Во-вторых, при минимальном содержании ценного металла, само месторождение очень большое.
С другой стороны, для Челябинской области РМК сегодня один из ключевых инвесторов. Что при нынешнем дефиците бюджета крайне важно. Кроме того, привлечение инвестиций - приоритет губернатора Михаила Юревича, более того - критерий его политической дееспособности…
«В пределах допустимого уровня»
Томинский ГОК будет расположен в 25 км от Челябинска, в километре от поселка Томинский Сосновского района. Работу предприятие должно начать в сентябре 2015 года. А еще раньше рядом появится три карьера, один большой, в непосредственной близости от ГОКа и два относительно маленьких - так называемый Калиновский участок, - за деревней Томино.
Размеры основного рудника впечатляют. Яма глубиной 360-380 метров, шириной 1,7 и длиной около двух километров. К северо-востоку от карьера предусмотрено место для отвалов протяженностью три километра, а юго-западнее расположится хвостохранилище площадью в три раза больше, чем основной рудник.
Добывать руду будут открытым способом. Первые 50 метров (мягкая порода) начнут копать экскаваторы. А глубже, когда пойдет скальная порода, начнутся буровзрывные работы.
Разумеется, это будет уже не та технология, которую применили строители 16 июля 1936 года при разработке Коркинского разреза. Тот исторический взрыв поднял куски камней на высоту в полкилометра. Его зафиксировали все сейсмостанции мира.
Теперь и технологии, и отношение к людям совсем другое. РМК обещает, что продукты горения не выйдут за пределы контура карьера, а точные объемы выбросов будут определены на стадии проектирования.
Главными загрязняющими факторами специалисты РМК считают выбросы от работы горнодобывающей и грузовой техники, пыление с дорог, рудных конвейеров, дробильных установок, отвалов и складов руд. РМК обещает использовать при добыче руды технологии, включающие аспирацию (отсасывание пыли и газов) с последующей очисткой воздуха.
Чтобы уменьшить пыление, дороги и отвалы будут поливать. Для предотвращения загрязнения поверхностных и подземных вод, планируется строительство систем сбора и очистки подотвальных и карьерных вод. Почвенно-растительный слой на территории строительства ГОКа будет сниматься и складироваться в бурты с целью дальнейшего использования на благоустройство территории и рекультивации объектов ГОКа.
При разработке месторождений планируются экологически безопасные условия размещения отходов. Кроме того, предусматривается максимально возможное использование отходов вскрышных пород: на производство щебня, для строительства хвостохранилища, насыпей земляного полотна под различные объекты строительства и т.д.
ЗАО «Томинский ГОК» разработан целый план мероприятий в области охраны окружающей среды и социальной сферы, включающий постоянный мониторинг. Начальник управления по связям с общественностью и социальной политики Русской медной компании Евгения Чаплыгина подчеркивает, что предусмотренные природоохранные мероприятия обеспечат состояние компонентов окружающей среды в пределах допустимого уровня.
Поднятая из-под земли руда будет поступать на собственно горно-обогатительного комплекс. Он расположится ближе к поселку Томинский. Для его работы (обогащение и выщелачивание руды) понадобятся десятки, и даже сотни миллионов кубометров воды. Представитель РМК говорит, что обогатительная фабрика будет работать в практически замкнутом водообороте.
Однако для подпитки системы оборотного водоснабжения Томинского ГОКа необходимо около 7,2 млн кубометров воды в год (10-дневное потребление воды Челябинском). Основная доля будет забираться из коркинских очистных сооружений в виде сточных вод и из озера Синеглазово при его переполнении.
Пока нет точного понимания, что будет с карьером после его выработки через 20 лет. Разумеется, РМК обещает рекультивацию рудника и отвалов, но каким способом, пока неясно. Кстати, сейчас обсуждается возможность использования отходов Томинского ГОКа для засыпки Коркинского разреза.
Медные зубы
Год назад в Томино прошли общественные слушания. Представители РМК пообещали трудоустроить томинцев на ГОК, где зарплата будет 35 тысяч. Поставить в поселке медицинский комплекс, пожарную часть и церковь. Организовать интернет-курсы по рисованию для детей…
Из ста собравшихся 91 человек проголосовал за проект строительства Томинского горно-обогатительного комплекса, шестеро воздержались, трое сказали «нет».
По свидетельству многих присутствовавших на прошлогодних слушаниях, представители РМК и местной администрации провели их быстро и технично. Юрий Мезенцев, уважаемый в поселке Томинский человек, в прошлом - директор совхоза, даже не смог задать вопрос:
- Слушания были формальны. Прошли в вежливой форме, но спешно и поверхностно. Боюсь, когда в руднике начнут взрывать, дома будут ходить ходуном. Вот под Чебаркулем утилизировали боеприпасы, так у нас стены дрожали. А это примерно 50 км отсюда, рудник же будет под боком! Не исключено, что при вскрытии месторождения появится радиация… Местным властям нужны инвесторы. А у инвестора какой интерес - получить прибыль. Знаете, я за все эти годы разучился верить обещаниям. От кого бы они ни исходили…
Куда оптимистичнее настроен другой житель поселка Виктор Дерюгин. В 1998 году он исполнял обязанности главы поселения, знает его проблемы.
- У нас 1200 работоспособных жителей. Но работы здесь почти нет. Многие ездят в Челябинск - только на дорогу тратят 150 рублей, а умножь на 20 дней! Нам нужны здесь асфальтированные дороги, очистные сооружения: сейчас канализация сливается в речку Бешбайтал, а далее попадает в Миасс. РМК обещает сделать для томинских выпускников что-то вроде целевого набора в вузы… Я уверен, что на 99,9 процента производство будет экологичное.
То ли за год жители поселка Томинский и деревни Томино, где мы побывали, что-то передумали, а то ли просто год назад не поняли смысл общественных слушаний. Почти никого из наших собеседников не радует перспектива появления карьера.
Елена Заратовских родом из этих мест, но жила и работала в Челябинске. 30 лет ее семья строила в деревне Томино дачу. Говорит, не могла дождаться пенсии, чтобы переехать сюда - чистейший воздух, тишина, лес с грибами и ягодами. А тут прошел слух, что ее домик, как и соседские, попадет под снос.
- Нам ничего толком не сказали. Говорят, что будут переселять в Мичурино. Весь лес геологи изрыли, все медь ищут. Как варвары! Ездят на «Уралах», от них колея по пояс…
Другого жителя деревни Андрея (он не захотел называть фамилию) мы застали за ремонтом дома, хотя дом этот, вроде бы, попадает в «зону разброса камней» от карьера:
- Как вы думаете, хотим мы отсюда куда-то переезжать?
- Даже если вам предложат, как розинцам, квартиру в Копейске?
- А что в этом хорошего? Видел людей, которые переехали. Так они как в улье живут, нос к носу. Я так не хочу!
Наиболее решительно высказывается Игорь Харитонов по прозвищу «Ковбой». Выйдя на пенсию, бывший житель Ленинского района Челябинска поселился здесь, чтобы дышать свежим воздухом и заниматься любимым делом - шить ковбойские костюмы.
- Чтобы достать эти несчастные граммы меди им нужно перелопатить огромные объемы земли. А воды им нужно за сутки столько, сколько трем деревням в год. Медь достанут, а с отвалами что делать? Они ж пропитаны щелочью и цианидами.
Я говорю местным: зачем вам это? Будете иметь медные зубы. Не теряйте лицо. У вас же тысячи гектаров пахотной земли, разводите коров, занимайтесь мясопереработкой, обрабатывайте шкуры, будете жить богато…
А рядом - миллионный город
Можно предположить, что если бы общественные слушания прошли не в деревне, а в Челябинске, дискуссия была бы много жестче. Андрей Талевлин, председатель фонда «За природу» считает, что соседство с ГОКом будет ужасным не только для томинцев, но и для жителей областного центра:
- По всей видимости Южный Урал скоро будет не только самой радиационно загрязненной территорией, но и самым «карьерным» регионом. Но если Михеевский ГОК находится относительно далеко, то Томинский всего лишь в 20 километрах от Челябинска.
Разработчиком месторождения снова является Русская медная компания, и аппетиты у данного монстра только разрастаются. В сегодняшней политической ситуации продавить можно любой проект, не считаясь с населением. Наверное, поэтому «социально ответственная» компания выбрала самый простой и, с точки зрения экологии, опасный способ добычи - карьерный. Раскопают большую яму, затем будут взрывать руду (много и сильно), поднимать ее из карьера и тут же перерабатывать щелочным способом. Но рядом миллионный город! Вот это, наверное, собственники и менеджеры РМК считают также своим конкурентным преимуществом. Оно и понятно: живут не в Челябинске, а близость такого города позволяет экономить на инфраструктуре.
А. Талевлин не верит представителям РМК и говорит, что пыль от взрывов и производства будет разноситься на километры. Кстати, 38 процентов ветреных дней в 2012 году у нас ветер был южного и юго-западного направлениий. То есть дул на Челябинск.
Эколог напоминает, что отходы, неизбежно образующиеся от таких производств (хвостохранилища, отвалы, терриконы и т.д.), содержат различные кислоты, мышьяк, свинец, кадмий и другие высокотоксичные и канцерогенные вещества.
Учитывая близость карьера к Шершневскому водохранилищу, стоки с различных производств легко могут попасть в главную водную артерию Челябинска.
- А взрывы? - продолжает А. Талевлин. - Горожане уже почувствовали, что это такое. При разработке карьера, челябинцев будет подтрясывать регулярно. Плюс радиация, так как после вскрытия верхнего слоя ее уровень обязательно повысится.
Но это еще не все. Русская медная компания на этой площадке планирует построить еще и гидрометаллургический завод! А это еще плюсом химическое загрязнение атмосферы, воды и почв.
Конечно, медь необходима и медные месторождения разрабатываются во всем мире. Но вот разработка такого масштаба рудника в 20 километрах от миллионного города мне пока не встречалась. И снова Челябинская область впереди планеты всей…
…То какой в этом смысл?
Мы знаем, какой проблемой для области стал Коркинский разрез.
Видим, что Челябинск, и без того очень сложный в экологическом отношении город, в последнее время получает дополнительные неблагоприятные для человека нагрузки. Заводы, автомобильный транспорт, расширение автодорог, полеты бомбардировщиков. Ведомства, призванные защищать среду обитания, почему-то заняты объяснением того, почему жители неправы, когда жалуются на выбросы или на сокращение пространства для нормальной жизни.
Голос общественности редко учитывается при принятии каких-то важных решений. На наш вопрос о том, есть ли у властей региона понимание долгосрочных социальных последствий строительства Томинского ГОКа, мы получили от правительства области такой ответ:
«Русская медная компания» реализует на территории Челябинской области два крупных проекта - строительство Михеевского и Томинского горно-обогатительных комбинатов.В настоящее время все силы направлены на пуск Михеевского ГОКа.
Параллельно ведется работа по формированию пакета разрешительных документов для Томинского ГОКа, решаются вопросы с отведением земельных участков под промышленные нужды.
Правительство области признает проект значимым для социально-экономического развития региона. Естественно, что его реализация будет проходить строго в соответствии с нормами законодательства».
Если предположить, что нас вообще поняли, то есть ощущение, что власть просто отдала в концессию часть своей территории вместе с людьми крупной компании (возможно, кстати, и неплохой). У правительства области даже нет точной карты расположения объектов ГОКа.
На все вопросы один ответ - в рублях инвестиций или налогов. Никто не спорит, это очень важно. Но ведь в конечном итоге деньги нужны, чтобы сделать жизнь людей лучше. Если нет, то какой во всем этом смысл?
Томинское месторождение - одно из крупнейших медных месторождений в России. Международные эксперты включили его в 50 крупнейших медных месторождений мира. Медно-порфировые руды Томинского месторождения содержат медь, золото, серебро.
По разным данным, запасы руды составляют от 350 млн тонн до 490 млн тонн. Содержание меди в руде - 0,38%.
Оператор проекта ЗАО «Томинский ГОК» (входит в состав Русской медной компании). Это самый крупный горно-обогатительный комбинат, который будет построен «с нуля» на постсоветском пространстве. Аналогичный проект - Михеевский ГОК - Русская медная компания уже реализует на месторождении «Михеевское» в Варненском районе.
Ввод в эксплуатацию Томинского ГОКа - 1 сентября 2015
Производительность 17 млн тонн руды в год. После ввода второй очереди (1 сентября 2017) производительность должна составить 28 млн тонн руды в год.
Суммарный объем инвестиций в строительство Томинского ГОКа - 22,24 млрд руб.
Время окупаемости - 10 лет. Период эксплуатации 20 лет.
Ежегодные налоговые платежи в бюджеты различных уровней составят 766 млн рублей.