Что изменится в южноуральских школах после введения электронных учебников?
Весной этого года система общего образования перейдет на электронные учебники. И это будет одна из самых больших перемен в школе.
В Челябинской области эксперимент по внедрению электронных учебников начался еще в 2010 году. На него из федерального бюджета выделяли деньги. Девайсы школы получали бесплатно. Одна из них - в Челябинске, другая - в Магнитогорске. Потом число участников эксперимента увеличилось до семи. Но электронные учебники использовались только как часть урока и лишь по некоторым предметам. Сегодня же их хотят внедрить повсеместно и в массовом порядке. Что это даст ученикам и родителям?
Одно из преимуществ, как утверждали организаторы эксперимента, в том, что тяжелый ученический портфель станет легким. Однако пока все происходит с точностью да наоборот. Портфель потяжелеет, как минимум на полкилограмма. Ведь вместе с бумажными учебниками придется носить еще и электронные, а к ним - планшет.
Как выяснилось, электронные учебники не отменят бумажных аналогов, а будут существовать параллельно с ними.
Об этом сообщил вице-президент по новым технологиям издательства «Просвещение» Артем Соловейчик, в чьем ведении находится подготовка контента для учебных пособий будущего.
- Электронный учебник будет полностью соответствовать бумажному, прошедшему все необходимые экспертизы, - объяснил он.
И вот почему. Издательство готовит продукт для массовой школы. А там, как известно, нередко случаются проблемы с компьютерами или с интернетом, если их вообще используют. В глубинке, к сожалению, обучают нередко еще по-старинке, то есть с мелом в руке у обычной доски. Поэтому бумажный учебник пока остается в школе. Его отменить нельзя.
Что получат в связи с нововведением родители? Дополнительные расходы. Если до этого они тратили деньги только на бумажные учебники (по данным чиновников, одну-две тысячи рублей в год, а, по словам родителей - до семи тысяч) то теперь расходы вырастут на покупку электронных учебников и планшетов. Планшет фирмы Apple, к примеру, сделанный под образовательный процесс, стоит сегодня в пределах от 15-20 тысяч рублей.
По мнению чиновников, сумма небольшая. Но для родительского кошелька трата весьма ощутимая, особенно сейчас, в ситуации экономического кризиса. А если ребенок потеряет планшет или у него украдут компьютер, то родители вынуждены будут покупать новый. Ни федеральный бюджет, ни региональный компенсировать ущерб не собираются.
А зачем покупать планшеты? Ведь школы уже оснастили компьютерами, скажет дотошный читатель. Да, но как? Даже в такой прекрасно оборудованной школе, как челябинский лицей №31, на каждый компьютер приходится по три ученика. Что уж говорить о других школах?! Ведь с приходом электронных учебников у каждого ученика должен быть свой планшет. И его, как всякую технику, нужно будет менять, потому что она быстро устаревает.
Из минусов специалисты отмечают также повышенную утомляемость для глаз при чтении с экрана. И материал с экрана, по их мнению, усваивается хуже, чем при чтении печатного текста.
Родителей беспокоит еще и безопасность ребенка. Ведь в интернете есть социальные сети, игры, эротика. Надежной ли будет защита, спрашивают они.
Зато интереса к учебе прибавится, говорят сторонники электронного обучения. И это правда. Эксперимент по использованию электронных учебников показал, что интерес к учебе вырос, как и успеваемость по предмету.
Но не остался незамеченным и такой факт. Электронные учебники разобщили одноклассников. Каждый ребенок в классе работает самостоятельно (недаром электронный учебник называют самоучителем). Не расстаются с планшетом многие и на перемене. Сеть не отпускает.
Одна из мам недавно спросила своего сына, где его одноклассники отдыхали в зимние каникулы? Ответ сына обескуражил.
- А ты думаешь, мы говорим об этом? Мы приходим в школу, чтобы учиться, а не болтать о том, о сем.
Среди молодежи уже распространилась такая болезнь, как социофобия. С введением электронного обучения страдающих ее станет, как видно, больше.
Кто по-настоящему выиграет от нововведения, так это, пожалуй, учителя. У электронной версии появилось много новых возможностей, чтобы сделать обучение интересным. Это встроенный словарь, энциклопедия, перекрестные ссылки с разными предметами, мультимедиа файлы.
Минобрнауки РФ четко определило требования к электронным учебникам. Они должны содержать аудиофрагменты, галереи изображений, видеоролики, презентации, анимацию, интерактивные карты, тренажеры, лабораторные работы, эксперименты и прочее. Кроме того, в "учебнике" должна быть функция, позволяющая делать закладки и сохранять заметки.
Поэтому перед уроком учитель может легко настроить электронный учебник на свою программу, редактировать какие-то его части или комбинировать несколько электронных учебников в один. Но не все учителя готовы работать по новым технологиям. Ведь суть педагогической деятельности при этом меняется в принципе.
Если раньше учитель чувствовал себя Сеятелем «разумного, доброго, вечного», своего рода Мессией, то теперь он практически превращается в хорошо подготовленного экскурсовода по всемирной Паутине. Не все согласны поменять свою роль. По оптимистичным прогнозам, 10-15 процентов учителей с введением электронного обучения из школы уйдут. По пессимистическим, примерно треть педагогов.
Конечно, в регионе пытаются смягчить последствия перехода. В ЧГПУ уже учат будущих педагогов работать с электронным контентом. Курсы по работе с электронными учебниками есть в Челябинском институте переподготовки и повышения квалификации. Учителям есть к кому обратиться за помощью. Но легким переход все-таки не будет.
Когда же он начнется? Издательства уже сегодня подготовили и передали в Минобрнауки РФ на экспертизу 415 электронных учебников по всем предметам и для всех классов.
тК 15 апреля будет завершена экспертиза электронных пособий, после чего учителя получат доступ к ним на месяц. За это время они познакомятся с разработкой, попробуют что-то использовать для занятий. И, самое главное,— выскажут авторам свои предложения и замечания.Затем еще три месяца уйдут на заключительную доработку. И только с 1 сентября 2015 года школьники начнут получать знания с помощью электронных учебников.
Сегодня пока что не у всех учебников, которые входят в федеральный перечень, есть электронная версия. Но будет у всех. А в перечень ежегодно входит более двух тысяч наименований. Так, что работа по созданию электронного фонда еще только в начале пути. И как обещают создатели, особое внимание они уделят формированию метапредметной среды, то есть универсальным умениям и знаниям, полезным при изучении нескольких предметов. При этом новые пособия они намерены сделать максимально ориентированными на практику и повседневную жизнь. такова сегодня в образовании общая установка.
Оформите заказ на услуги сантехника в Москве