Экологическая полиция: зачем, когда и как?

Экологическая полиция: зачем, когда и как?

На недавнем заседании общественного Совета по формированию экологической политики при губернаторе Челябинской области общественники предложили задуматься о создании экологической полиции.

•Старые и новые вызовы

Почти два месяца понадобилось контрольно-надзорным органам, чтобы, наконец, дать ответ, что виной челябинского смога стала Коркинский разрез и заводы, не выполняющие необходимые мероприятия во время работы в период НМУ - неблагоприятных метеоусловий.

Долгое время считалось, что выбросы предприятий постоянно сокращаются. Да, по области они уменьшились. Даже в Магнитогорске и Карабаше. Однако в Верхнем Уфалее их за 13 лет стало больше на 37 процентов. А в Челябинске, по данным и.о. руководителя челябинского управления Росприроднадзора Галиуллы Латыпова, суммарный выброс загрязняющих веществ вырос на 13 процентов. В абсолютных цифрах это выглядит так: в 2001 году было 123 тыс. тонн, а в 2013 году уже 140 тыс. тонн. Замминистра экологии Андрей Новоселов обращает внимание на знаковый факт. В прошлом году впервые за все время наблюдений индекс загрязнения воздуха в Челябинске стал выше, чем в Магнитогорске! И здесь же приведем еще один красноречивый показатель.

Среднегодовая концентрация бензапирена (химическое соединение первого класса опасности, канцероген) превышена в Челябинске в 5,2 раза.

Так или иначе, о заводах мы знали всегда. Но, судя по всему, мы имеем дело и с новыми вызовами. В последние годы количество дней с НМУ в Челябинске растет. Причины неизвестны. Скорее всего, это что-то климатическое. Продолжительность НМУ в году теперь составляет 156 дней. Три года назад их было только 70. Напомним, именно НМУ являются причиной того, что выбросы предприятий и транспорта скапливаются в больших концентрациях у земной поверхности и не рассеиваются.

Кроме того, именно сейчас в полной мере проявился фактор Коркинского разреза. ОАО «Челябинская угольная компания», видимо, просто не может эффективно бороться с возгораниями угля. Гигантская воронка карьера копит в себе продукты горения. В какой-то момент сочетание температуры и давления, напротив, выталкивает сгустки дыма и он, словно огромный змей, выползает из полукилометровой ямы. Как это, видимо, случилось 22 декабря. И.о. начальника Челябинского гидрометцентра Марина Иваницкая говорит, что, возможно, пожары в разрезе были в тот день интенсивнее обычного, а ко всему возникли туман плюс так называемая инверсия, когда дым не поднимается, а стелется у земли десятки километров.

Неожиданный фактор называют специалисты челябинского управления Ростехнадзора. Сегодня контрольно-надзорные органы не всегда знают, что делается за глухими заборами предприятий. Территории бывших больших заводов поделили мелкие собственники, их деятельность зачастую связана с выбросами вредных веществ.

•Кто их контролирует?

В разной степени экологической тематикой в регионе заняты несколько ведомств: минэкологии области, природоохранная прокуратура, Росприроднадзор, Роспотребнадзор, Ростехнадзор, Ггидрометцентр, МЧС. Натурально, семь нянек! Хотя этот список вряд ли полный.

Сегодня сферы интересов, полномочия и силы у природоохранных ведомств распылены. У каждого - свой регламент, свое руководство, нюансы деятельности. Кстати, одна из первых экологических инициатив Бориса Дубровского - создание оперативного экологического штаба - есть результат анализа этой раздробленности. Тогда поводом стали звонки жителей Карабаша в «первую приемную» с жалобами на выбросы «Карабашмеди». Три месяца ушло на то, чтобы «молодому губернатору» (выражение самого Дубровского) выяснить, что же там происходит. После чего глава региона и попытался свести к одному знаменателю работу природоохранных ведомств.

Примечательно: в этой истории жители Карабаша стали звонить губернатору. Ясно куда звонить в случае пожара, болезни или криминала. Между тем, зачастую экологические происшествия - это и первое, и второе, и третье. Но каждая из этих инстанций не будет считать проблему своей, пока ситуация не дойдет до острой фазы. В Челябинске иной раз случаются выбросы с такими удушающими запахами, что у людей возникает ощущение, будто случилась серьезная техногенная авария. До недавнего времени звонить, чтобы быть услышанным, оставалась только губернатору. Но ведь это абсурд!

История с коркинским смогом демонстрирует вопиющую неповоротливость контрольно-надзорных органов. Хотя ответ, виноват ли разрез, можно было бы получить в течение двух часов. Как? Во время очередного смога съемочная группа ОТВ сняла на видео клубы дыма из Коркинского разреза с вертолета. А разве нельзя быстро выслать передвижную лабораторию, чтобы зафиксировать явный разовый выброс?

Если бы мы не пытались «натянуть» существующую систему природоохраны на новую реальность, а размышляли «с чистого листа», наверное, нам было бы проще привыкнуть к мысли о том, что нам нужно нечто вроде полиции, только с экологическим уклоном.

На самом деле, мысль эта не нова. Экологическая милиция, в прямом смысле, как подразделение МВД, существовала в некоторых российских регионах - Москве, Татарстане, Удмуртии. Да, потом ее ликвидировали, но отнюдь не в силу «неэффективности».

В последнее время в России вновь звучит призыв возродить экологическую полицию. Об этом говорят в Общественной палате РФ. Сторонником идеи является челябинский омбудсмен Алексей Севостьянов. Теперь вот идею обсуждали на последнем Экосовете у губернатора.

•Принцип «нулевой терпимости»

Разумеется, в экологии нужны системные меры. И таковые уже предусмотрены новой редакцией закона «Об охране окружающей среды». Ряд важных решений было принято на Экосовете. Поскольку наш регион специфический, есть смысл делать что-то в опережающем режиме, не дожидаясь вступления в силу нового закона. К примеру, губернатор дал поручение до 1 января 2016 года оснастить «самые грязные трубы» автоматическими датчиками контроля выбросов. Министерству экологии поручено подумать над созданием единой сети наблюдений за качеством воздуха в Челябинске. Предприятиям рекомендовано «пересмотреть мероприятия» по снижению выбросов в периоды НМУ. Контрольно-надзорные органы призвали применять к нарушителям самые жесткие наказания…

К сожалению, по настоянию минэкологии из итогового решения Экосовета был изъят важный идеологический посыл, предложенный общественностью, - принцип «нулевой терпимости» к фактам нарушения природоохранного законодательства. А ведь этот принцип позволил властям Нью-Йорка в свое время решить более серьезную проблему - кардинально снизить уровень преступности.

Полиция не рассуждает о причинах хулиганства. Она берет и усмиряет хулигана. С экологией у нас похожая история. Значительная часть проблем создается не особенностями производства, а прохиндейским отношением. В этом смысле, важен даже не размер штрафов (считается, что они малы), а именно степень терпимости власти и общества к экологическому разгильдяйству. Незначительность санкций - не повод для надзорных органов сидеть сложа руки и ждать, пока законодатель экономически задушит загрязнителя. И системные меры не исключают «симптоматического лечения».

В этом смысле показательна реакция губернатора на замечание природоохранного прокурора. Михаил Подкорытов обмолвился о том, что даже готовность надзорных органов выехать на предприятие-нарушитель уже приводит к снижениям выбросов.

- Может, тогда в том числе и просто ездить? - задался вопросом Борис Дубровский. - Если по-другому пока не получается, давайте будем ездить. НМУ - сели и поехали, общественники готовы, предприятия открыты. В итоге они снизили выбросы, мы добились результата. Я хочу результата. Уже сейчас мы можем этого результата добиваться. Есть стратегические задачи. Но это будет потом, как поэт сказал: «Жаль только - жить в эту пору прекрасную уже не придется ни мне, ни тебе». Мы сегодня живем. Все ждут от нас реального воздействия. Люди вправе ожидать, что после звонка должно становиться чище. Если мы потеряем этот диалог, получим другую эмоцию.

•Контраргументы и перспективы

Экополиция - это не только тема заводских выбросов. Это еще несанкционированные свалки и слив нечистот, сжигание мусора во дворах, воровская вырубка деревьев, проблемы водных объектов, жестокое обращение с животными. Все эти темы, которые у нас считаются чем-то вроде бытовой неряшливости, должны стать первостепенными для экологической полиции и получать правовую оценку. И, повторимся, необходимо оперативное реагирование.

У каждой, даже очевидной, идеи обязательно будут оппоненты.

Какие контраргументы приводятся чаще всего? «Зачем нам еще одна структура, и без нее их много?» Если они не решают задачи, значит, нужно искать другие пути. «Экополиция будет коррумпирована». Как раз активная систематическая работа государства по борьбе с коррупцией демонстрирует сейчас очевидные результаты. «Это дополнительные траты». Но деньги все равно на что-то уходят. И потом - где же целеполагание? Деньги - средство, в данном случае, чтобы исполнить 42-ю статью Конституции, гарантирующую (!) гражданину благоприятную окружающую среду. «Сейчас экономический кризис, не до этого». Как раз именно сейчас и надо заниматься экологией, поскольку проблемы окружающей среды - дополнительный источник раздражения населения.

Кстати, почему мы не используем ресурс общественности? Сегодня граждане выступают в роли пассивных зрителей, снисходительно оценивающих попытки государства переломить ситуацию с экологией. Часто оценка негативная. Даже несправедливая. И вот тут бы подключить тех самых «ворчунов». Не лояльных «общественников», которые поддержат что угодно, а именно энергично недовольных. Или тех, кто уже зарекомендовал себя. Во-первых, это в любом случае помощь. Во-вторых, люди увидят, что тема серьезная, во многом запущенная. По щелчку пальцев не рассосется. И это путь, а не прыжок.

В России есть опыт создания общественной экологической полиции. Например, в Новокузнецке она возникла летом 2013 года. Это стало результатом сотрудничества Общественного экологического совета и главы города. Очень разумна привязка именно к муниципалитету - везде свои задачи. В Новокузнецке «ударили» по стихийным свалкам, загрязнению берегов рек, парковкам на газонах. В поле зрения и просвещение населения. Тоже ведь колоссальная сфера - бытовая культура, заметно влияющая на состояние окружающей среды. Кто этим сейчас занимается?

Член Общественного экологического совета, куратор всероссийского экологического проекта «Сделаем» по Челябинской области Дмитрий Закарлюкин говорит, что активисты движения готовы поддержать деятельность общественной экополиции более чем в 20 муниципалитетах Челябинской области. А эколог и гражданский активист Михаил Пищулин из сообщества «Миасс - город в Золотой долине» готов поделиться опытом общественного контроля за состоянием берегов озера Тургояк. Интересные результаты есть у общественников Копейска…

Как видим, экологическая полиция - это даже не структура, а функция, которая сегодня отсутствует. Важны не погоны и звания. Необходимо срочно заполнить пустую нишу в природоохранной деятельности.



Оформите заказ на услуги сантехника в Москве


кросс-коучинг в Нижнем Новгороде
VK31226318