Под «крышей» кризиса
«Мы не будем бегать ради твоей зарплаты»
…Пермячка Катя приехала в Челябинск начать не только новую жизнь в другом регионе, но и новую карьеру. Имея стаж работы системным администратором, филолог по образованию, девушка решила стать журналистом, и тему выбрала соответствующую своему опыту — IT-технологии. Устроилась в журнал «ProDigital» компании «Порт-Пресс». Издание распространяется по подписке, тираж — около пяти тысяч экземпляров. Кроме журнала и сайта, фирма-владелец занимается «типографским посредничеством», организацией PR-проектов, кампаний.
Екатерина отработала там почти три месяца, но, не выдержав двухмесячной задержки зарплаты, уволилась из штата и перешла на внештатный график. Никакие уговоры и предупреждения на работодательницу не действовали, в ответ девушка слышала только хамство. Поскольку средства на жизнь заканчивались, Екатерине пришлось в начале февраля вернуться домой, где ее взяли обратно на старое место работы.
Естественно, «забить» на свои неполученные деньги Екатерина не согласилась, да и друзья поддержали — нельзя такое спускать. Но ситуация осложняется тем, что в регулярных поездках домой, в Пермь, она потеряла копию трудового договора. Бывшая начальница показать ей оригинал и уж тем более предоставить новую копию отказалась: «У меня его нет сейчас». Но осталась зацепка — ссылка в трудовой книжке Кати на номер приказа о зачислении в штат. Однако условий там, естественно, не прописано. По словам Екатерины, оклад девушки по условиям договора составлял 12 тысяч рублей (за полный рабочий день в офисе и поиск новостей на сайт) плюс гонорары за крупные статьи в журнал.
— 12 тысяч? А мне сейчас кажется, что меньше, — безапелляционно заметила горе-работодательница. — И вообще, кризис, денег нет, а мы не будем из-за тебя бегать и занимать.
Не могла ли девушка сама ошибиться с размером своего оклада? У Кати хоть и нет договора, однако есть другие аргументы: «За октябрь мне выплатили неполную сумму — исключая шесть дней, так как я устроилась шестого числа — от оклада в 12 тысяч».
Материалы Екатерины Марценюк до сих пор стоят на сайте журнала с ее подписью. Оплату девушка за них так и не получила. Последнюю статью она сдала даже после даты увольнения, в январе — отработала по совести.
— Перед отъездом на родину я была вынуждена обратиться в местную инспекцию по охране труда, — рассказывает Катя. — Потом пришла к ней и честно сказала об этом. В ответ: «Обратилась за моей спиной в инспекцию? Вот теперь через инспектора только и будешь со мной общаться!»
Чуть позже из фирмы уволился и дизайнер-верстальшик Александр — ему в «Порт-Пресс» тоже должны немало денег. Понемногу все-таки выдают — по три тысячи в месяц. Саша работал в журнале с мая прошлого года. За это время уволилось пять человек, причем большинство — едва ли не со скандалом. Среди них — один из экс-журналистов газеты «Челябинский рабочий» Алексей, который тоже поделился воспоминаниями об опыте работы в «Порт-Пресс», подтвердив свидетельства других «попавших». Правда, Алексею удалось заставить руководство данной конторы выплатить ему все причитавшиеся деньги и своевременно.
Вообще, «Порт-Пресс» уже пользуется в журналистской среде недоброй славой. А большинство бывших сотрудников буквально в один голос, независимо друг от друга, описывают свои впечатления от работы там: «Постоянные задержки и постоянное хамство».
— Кризис тут ни причем, есть судебная практика, которая говорит, что экономический спад — не форс-мажор для работодателя, поскольку работодатель сейчас рассматривается и как предприниматель, — говорит главный правовой инспектор организации профсоюзов Вадим Хохлов. — Вот если бы это предприятие лавиной снежной снесло, тогда был бы форс-мажор. Трудовой кодекс же говорит, что в последний день работы, в день увольнения, работодатель вне зависимости от причины увольнения обязан произвести окончательный расчет сотрудника, компенсацию за неиспользованный отпуск и вернуть трудовую книжку. И в кризис эту обязанность с работодателя не только никто не снимал, более того — необходимость ее исправного и своевременного выполнения обострилась. Преследуется вплоть до уголовной ответственности. И прокуратура сейчас взяла ситуацию с задержкой заработной платы, тем более невыплаты, на контроль.
— Девушке необходимо иметь на руках доказательство, что она там работала, и справка о задолженности, — говорит начальник отдела по защите труда Александр Куликов. — Если работодательница не предоставляет — либо обращаться в трудинспекцию, либо сразу с ходатайством в суд, чтобы он истребовал этот документ. И важно подать в суд быстрее — организацию не смогут ликвидировать, если есть исполнительные листы. После судебного решения дальнейшее — работа судебных приставов. Должны арестовать счета организации, а если денег там нет, то работодатель должен доказать, что это не его вина. Вообще, во многих случаях имеет смысл сразу подавать в суд — при наличии, конечно, всех необходимых документов, — минуя прокуратуру и трудинспекцию.
Застать директора ООО Издательский Дом «Порт-Пресс» Галину Новикову не удалось, зато ответил коммерческий директор Дмитрий Новиков:
— С января на предприятии денег нет. У нас и налоговые выплаты задержаны, и клиенты наши ждут… Понимаете, я не пойду продавать свою квартиру только для того, чтобы выплатить зарплату сотруднику предприятия. Да, не выплачиваем. Никакого криминала здесь нет. Хоть полгода с момента увольнения может не выплачивать зарплата, раз так сложилась финансовая ситуация — мы ведь деньги не печатаем и не рисуем. Сейчас у меня вообще нет сотрудников в фирме, я работаю один только потому, что себе я, слава богу, денег за работу могу не платить.
Трудинспекция должна отреагировать в течение месяца на Катино обращение, сейчас девушка подает заявление в прокуратуру. Мы будем следить за развитием событий.
В качестве «противовеса» уместно вспомнить случай в «Автотранспортным предприятием» в Тракторозаводском районе, которое несколько месяцев назад ради выплаты заработной платы трудовому коллективу выставило на продажу 200 единиц техники из автопарка организации. Вот такие разные бывают работодатели.
Неудавшийся медиамагнат с мандатом
Катин случай в мини-варианте повторяет ситуацию с ООО «Медиаполис» (его продукт — сайт Газетачел.ру). Многообещающий медиапроект депутата ЗСО, «единоросса» Валерия Алешкина стартовал в 2006 году, редакционная команда менялась несколько раз. Последней не повезло больше всех: журналистам задерживали зарплату с сентября прошлого года, деньги до сих пор так и не выплачены.
— 21 ноября я не выдержала и уволилась, большая часть сотрудников ушла еще до меня, — рассказывает экс-журналист Газетачел.ру Анастасия Богомолова. — Никакие просьбы на Алешкина не действовали, все наши письма оставались без внимания. Это в то время, когда сам же господин депутат со страниц своей газеты говорил о понижении уровня жизни россиян, а его коллеги по партии ратовали за своевременные выплаты зарплаты. В итоге 1 декабря мы — трое штатных сотрудников, на которых, если не считать внештатников, последние месяцы, в общем-то, и держался сайт, подали заявление в прокуратуру. Рассмотрели его быстро, выявив четыре нарушения. Алешкину был предъявлен штраф 30 тысяч рублей, возбуждено дело об административном нарушении. А мы отправились в суд Центрального района.
9 февраля текущего года иск журналистов частично удовлетворили, правда, им удалось отстоять только оклады, без гонораров — получить на руки ведомости, подтверждающие дополнительные выплаты, оказалось невозможно.
Казалось бы, почти все на стороне Насти и ее коллег, и решение суда уже есть. Но невозможно добиться встречи с депутатом, а в бухгалтерии фирмы «ничего не знают, распоряжений не было». Зато Валерий Васильевич находит время для звонков на мобильный телефон бывшей работнице:
— Стоило нам передать ему копию заявления в прокуратуру, он позвонил в тот же день: «Ничего у вас не получится, зря вы это делаете». То же самое произошло после обращения в приемную Путина.
— Отговорка у Валерия Алешкина стандартная: «это вы проект провалили», — вспоминает Анастасия Богомолова. — И мы не первая команда, которая услышала такое обвинение в свой адрес. За недолгий срок существования проекта из него ушло очень много людей, была постоянная текучка кадров.
— Буквально после судебного заседания мне позвонили из прокуратуры и настоятельно рекомендовали: бегите за своим исполнительным листом к приставам, ваша организация подала документы на ликвидацию. Мы кинулись в службу приставов, которая отправила запрос в налоговую, чтобы отыскать счета организации и арестовать их.
Главные опасения Насти и ее коллег после запроса в налоговую оправдались: на балансе у ООО нет никакого имущества, имеется только счет, но на нем судебные приставы обнаружили одни «нули». Однако бывший коллектив издания знает, что у компании был заключен госконтракт, деньги по нему должны были быть перечислены, но куда-то, видимо, «ушли».
— В такой ситуации единственный выход — возбуждение уголовного дела, чего мы втроем и будем добиваться.
Журналисты уже написали председателю ЧРО «Единая Россия», спикеру ЗСО Владимиру Мякушу (разбирательство с места даже не сдвинулось), отправили информацию в московский фонд защиты гласности (поддержали коллеги-журналисты из местных изданий), обращение в приемную премьер-министра Владимира Путина. В последнем учреждении в адрес депутата-«единоросса» выслали запрос с просьбой объясниться за свои действия, и, по словам сотрудников приемной, Алешкин направил ответ на него, однако он уже идет две недели
— Из Лондона за это время посылка бы пришла! Мы готовы встать с пикетом напротив ЗСО, требовать наши зарплаты. Что еще нужно сделать, чтобы нам наконец заплатили наши заслуженные деньги?
Мнение эксперта — начальника отдела по защите труда Александра Куликова:
— Надо самим увереннее себя защищать. Прекращать работать через 15 дней после задержки зарплаты — по закону, сотрудник имеет на это право. И не соглашаться на увольнение в таком случае, не поддаваться на уговоры. И в сложной ситуации я рекомендую обращаться сразу в суд. У трудинспекции, конечно, прав много, однако наши предписания не имеют такой обязательности, как исполнительный лист. И, как ни банально, побольше внимания надо обращать на трудовой договор. Поверьте моему опыту: многие его читают только тогда, когда их уволят. В договоре главное - конкретика, особенно в отношении обязанностей и оплаты. Хорошо сделать копию и заверить нотариусом, поскольку это документ, который нужно беречь как зеницу ока.
С началом кризиса задержки зарплат возросли в несколько раз. Задолженность по заработной плате в регионе превышает 110 тысяч рублей, и это, поверьте, только верхушка айсберга. Ощутимо увеличился поток посетителей трудинспекции: если раньше в день на устный прием к нашим юристам приходило человек 20, то теперь их число выросло до 70. Раньше инспектор принимал три дня в неделю, теперь — ежедневно, пришлось увеличить количество сотрудников. В 2008 году к нам поступило около 150 письменных обращений, за первые два месяца 2009-го — примерно 350! Цифры говорят сами за себя.
MediaЗавод.ру предлагает посетителям сайта составить «черный список недобросовестных работодателей. Звоните и рассказывайте свои истории по телефонам 265—25—69, 263—83—42, а также пишите комментарии.