Нищета бессмертна?

Нищета бессмертна?

Небольшой прогулки по центру Челябинска хватит, чтобы столкнуться с пятью-шестью нищими. Побираются не только пенсионеры или калеки, но и не старые еще мужчины и женщины. У кого-то нет документов и жилья, кто-то побирается, потому что не может найти работу. Для третьих нищенствование - это уже профессия.

Рядом с Кировкой все колодцы заняты

Челябинская Кировка - шикарная улица. На фоне богатых бутиков особенно странно выглядит большой нищий по имени Гильмитдин. Он не спеша ковыляет по Кировке в дырявых шлепанцах, опираясь на палочку: идет «на работу» - просить милостыню. Этому мужчине еще рано передвигаться «на трех ногах». Видно, что ему слегка за 50, опухшие глаза, изувеченный нос.

- Прошу милостыню, чтобы не умереть с голоду. С женой я развелся, - рассказывает Гильмитдин. - Она меня на улицу выкинула. В четыре конторы ходил на работу устраиваться. Сколько вам лет? 53 года. Ой, извините, вы нам не подходите. Раньше я в деревне жил, был техником-механиком. А сейчас вот остался на улице. Живу в колодце, там тепло. Там четверо таких. Милиция иногда приходит, проверяет, живы ли мы, и не трогает нас.

Открытая рана

Нищую Ксюшу сложно заподозрить в том, что она отлынивает от работы или обманывает сердобольных прохожих: вместо пальцев на левой лодыжке у нее торчит голая кость. Половина стопы у девушки отрезана, и чудовищная рана даже не забинтована.

- Я отморозила ногу, - рассказывает Ксюша. - Часть стопы пришлось ампутировать. «Скорая помощь» в больницу везти отказывается, потому что у меня нет документов. Они просто обрабатывают лодыжку перекисью водорода и уезжают. Если бы не алкоголь, уже давно сошла бы с ума.

Ксюша побирается девять лет. Ее мама умерла на вокзале во время переезда из Казахстана в Челябинск, трехлетнюю девочку определили в детдом. Сейчас Ксюша выглядит настолько плохо, что даже сложно определить, кто перед вами: парень или девушка. У нее грязные, коротко остриженные волосы и гной на глазах.

- Меня на улице не бьют только потому, что я девушка. Бывает, какие-нибудь пьяные парни отбирают деньги, но регулярно никто этого не делает. Никакая мафия в Челябинске на нищих не наживается. Бандиты даже нас любят: иногда подают целыми пятисотками.

Пути на паперть неисповедимы

Нищие по-разному реагируют на расспросы. Кто-то отказывается говорить. Безногий мужчина в камуфляже просит не мешать. Он до вечера будет кататься на инвалидной коляске между автомобилями на перекрестке оживленных проспектов города.

Другой нищий уже с утра примостился у киоска на проспекте Ленина. Его зовут Виктор, 59 лет. Риэлторы обманом оставили этого человека без квартиры в Копейске, не отдают документы, а без них он не может найти работу.

А вы когда-нибудь задумывались, на что просят нищие? На хлеб? Часто, но далеко не всегда.

- У меня дома крыша сгорела. Живу в поселочке за станцией Полетаево, сюда езжу на электричке, - бурчит себе под нос нищая баба Нюра, она побирается рядом с оперным театром. - Я вот тут маленько посижу, наберу, да и хватит мне. Будет, что за ремонт отдать, да еще печку класть надо - тоже деньги.

В переходе у теплотехнического института почти всегда стоят старики или дети с протянутой рукой. Многие прохожие стараются не обращать на них внимания.

- Люди подают мне очень-очень мало, все думают, деньги пойдут на алкоголь, - говорит еще одна нищая, бабка Пелагея. Она очень боится, что ее сфотографируют. Вид у пожилой женщины действительно ужасный: растрепанные седые волосы, во рту виднеется один, чуть ли не последний, зуб. - Я работала в МВД главным бухгалтером. Потом перенесла шесть инсультов. Да, пенсию получаю. Не хочу говорить, сколько рублей. Их не хватает. Вы не понимаете, что такое болезнь и как мне трудно. Лекарства стоят 21 750 рублей. Их нужно пить, чтобы не отмирали клетки головного мозга. А где взять столько денег? Тут 100 дней будешь собирать и не соберешь.

Милостыня - это прибавка к пенсии

Нищая бабушка Мария Беляева просит милостыню рядом с площадью Революции. Она говорит, что прохожие иногда ругают ее, предлагают поискать работу. Тем не менее старушка не выглядит озлобленной или недовольной. А некоторые нищие кажутся живыми трупами, которым уже давно все осточертело. Они и о себе говорят как о чужом человеке: «Кончилась жизнь, нет уже меня». Другие, как, например, Беляева, рассказывают о собственных бедах с упоением, с искрой в глазах. Может, даже с надеждой. На что? Непонятно.

- Я спортсменкой была. Комитет комсомола направил меня работать физруком в санаторий «Кисегач», - с улыбкой «исповедуется» Мария Ивановна. - К нам на соревнования Скобликова приезжала судить. Я при ней заняла первое место по бегу. Но в «Кисегаче» недолго проработала: жила в одной комнатке с официантками, они к себе ребят приводили. Мне это не нравилось. Переехала в Челябинск, устроилась в ясли, работала там около 20 лет. Перед пенсией даже два года была директором дома отдыха в Магнитогорске. Единственный мой сын, Олег, попал в тюрьму. Ему кто-то должен был деньги и не отдавал. Он навел грабителей на квартиру должника. Сел на три года. До конца срока сыну оставалось 14 дней, когда его избили: два ребра сломали, отбили плевру легкого, печенку задели. Самое главное, позвоночник повредили, поэтому ноги плохо ходят. Он состоял на учете как инвалид - сняли. Говорят, молодой еще, заживет. Ну какой молодой?! Ему 44 года. Я раньше у здания городской администрации стояла. Меня оттуда выгнали. Им на меня смотреть неприятно.

Соседи Марии Ивановны не знают, что она просит милостыню. Нищая пенсионерка говорит им, что работает, поэтому уходит побираться из Ленинского района, где живет, к площади Революции. Пенсия у Марии Ивановны 3300 рублей. Больше тысячи она отдает за полуторку. Ей подают до четырехсот рублей в день: многие уже знают Марию Ивановну, ведь она стоит на перекрестке уже четвертый год.

В образе нищего студента

Я решил проверить на себе, каково это - быть нищим. Надел старые шорты, измазанную в грязи майку и встал на ступенях пешеходного перехода у теплотехнического института. Прохожие недовольно косились на мою табличку с надписью «Нищий студент». Но некоторых из них я все-таки растрогал: пару раз мне кинули рублевые монетки.

Есть мнение, что просто так побираться не получится - «наедут» бандиты. Однако никто не попытался выгнать меня «с территории» или отобрать часть милостыни. В ГУВД области тоже не располагают какой-либо информацией о «нищей мафии».

Кто ж его посадит!

Самый знаменитый нищий в Челябинске - это памятник на Кировке рядом с «Альфа-Банком». Памятники, как известно, к ответственности не привлекаются. А как насчет настоящих нищих? В Советском Союзе была уголовная статья, предусматривающая до трех лет лишения свободы за попрошайничество и нищенство. Сегодня она отменена.

По словам пресс-секретаря управления судебного департамента области Юлии Сутягиной, закон карает лишением свободы до четырех лет лишь за вовлечение несовершеннолетних в занятие попрошайничеством. Раньше был закон, по которому попрошаек штрафовали, но он утратил силу в 2002 году. Так что от властей нищий Гильмитдин и его коллеги не скрываются.

- Нищета - это проблема не только современной России, - говорит кандидат исторических наук Александр Фокин. - Интересно, что нищие в прошлом выполняли роль своеобразных журналистов: они распространяли новости по городам и деревням. Поэтому у них был какой-то особенный шарм, взгляните, например, на картину Васнецова «Нищие певцы». Но идеализировать этих людей не стоит. Как и сейчас, среди них были те, кто действительно страдал, и те, кто мог вдруг превратиться из слепого в зрячего или перестать хромать.

Как победить нищету?

В государственных органах, видимо, тоже склонны считать, что нищие могут притворяться. Перед тем как выплатить нуждающимся социальную помощь, их тщательно проверяют: какой доход имеют, в каких условиях живут, нет ли у них обеспеченных родственников.

- Мы поможем пенсионеру, если его доход ниже трех с половиной тысяч рублей, - говорит специалист отдела социальной помощи министерства социальных отношений области Денис Вардумян. - В день я рассматриваю две-три просьбы о помощи. Примерно 80 процентов из них удовлетворяется. Сроки рассмотрения заявлений - не больше месяца.

А в Германии людям не приходится доказывать, что у них ни гроша за душой. Там даже те, кто не может написать заявление в министерство, получают помощь.

- Там бесплатно раздают лекарства, когда до конца срока их годности остается меньше полугода, - делится заграничным опытом председатель Немецкого культурного центра Александр Нахтигаль. - В немецких городах Красный Крест развозит по улицам мешки со своей символикой. Люди складывают туда ненужную одежду, бытовые предметы, старую обувь. Эти мешки отвозят в огромный 16-этажный центр гуманитарной помощи, куда может прийти нуждающийся и воспользоваться любыми вещами. К тому же это способ борьбы с безработицей: в огромном центре занято много людей. Российский Красный Крест, насколько мне известно, никогда подобными вещами не занимался.

Нищета - это проблема, которую государство и общество могут решить только сообща. Даже минимальные бюрократические барьеры в виде справок и заявлений отпугивают доведенных до отчаяния людей. Общественные благотворительные организации могли бы внести большой вклад в борьбу с нищетой. Но для этого необходимы господдержка и доверие власти к благотворительным фондам. Нужно, чтобы чиновник поверил, что перед ним стоит не мошенник, который решил заработать денег под прикрытием благотворительности, а человек, действительно желающий избавить город от нищеты. А пока попытки государства решить эту проблему не приводят к успеху. Россия остается страной, где нищие - это обыкновенное явление.

Андрей ФАТЕЕВ



Оформите заказ на услуги сантехника в Москве


курс макияжа в Казани
VK31226318