Выбросы уменьшились в разы

Выбросы уменьшились в разы

Челябинский металлургический комбинат - одно из ключевых звеньев южноуральской модернизации. В июле 2010 года запущен новый комплекс по выплавке нержавеющих сталей. В 2012 году введут в строй стан, где будут делать стометровые рельсы и стальные балки. Наблюдатели еще на стадии разработки оценили общенациональный статус этих проектов. То есть с их воплощением повышается удельный вес не только предприятия, но и области в целом. Об особенностях посткризисного подъема в металлургии, перспективах и экологии говорим с управляющим директором ЧМК Сергеем Малышевым.

КРИЗИС ЗАДАВИЛИ ОБЪЕМАМИ

- Сергей Евстафьевич, вас радуют итоги прошлого года?

- Показатели 2010 года у нас выше не только докризисного 2007-го, но и предшествующих 18 лет.

- Абсолютный рекорд?

- Да. Объем производства товарной продукции мы увеличили в сравнении с 2007 годом на четыре процента. Это в среднем. Наша новая аглофабрика выпустила 4 миллиона 750 тысяч тонн агломерата и превысила свою проектную мощность. Рекордных объемов за всю свою сорокалетнюю историю добился конверторный цех - 3 миллиона 750 тысяч тонн! Очень хорошие показатели в доменном цехе, других подразделениях.

- Кризис позади?

- Работаем с полной загрузкой. Все мощности задействованы. Что касается экономики комбината, то мы на выходе из кризиса - так же как и многие предприятия России.

- Условия на внутреннем и внешнем рынках способствуют росту производства?

- Общий фон позитивный. Об этом говорит стопроцентная загрузка мощностей ЧМК. Группа «Мечел» расширила свою сбытовую сеть «Мечел-Сервис» в России - выросло число баз и торговых точек, и теперь с этой сетью идет за рубеж, что дает нам преимущества по сравнению с другими производителями металла. Важно эти преимущества реализовать. Вместе с тем у нас значительно изменилось соотношение поставок на внутренний и внешний рынки. Если в 2007 году на экспорт отправляли 45 процентов своей продукции, то по результатам 2010 года доля экспорта в ближнее и дальнее зарубежье составила 19 процентов.

- Это хорошо или плохо?

- Думаю, это хороший показатель. Переориентация на внутренний рынок - одна из задач группы «Мечел». Коммерческое партнерство со Златоустовским и Гурьевским металлургическими заводами, Волгоградским трубным заводом позволяет увеличивать объемы поставок и соответственно долю нашей продукции на российском рынке. Для нас это интересно и с точки зрения экономики сегодняшнего дня, и в плане стратегии сбытовой политики.

- С соотечественниками торговать выгодно?

- Мы как основные поставщики листового нержавеющего проката на российский рынок понимаем, что нам нужно плотнее и лучше работать с потребителями. Конференция, которая по данной теме недавно прошла на ЧМК, была направлена на укрепление этих связей. На форум приезжали представители предприятий, которые делают свою продукцию из нашего нержавеющего проката. Сегодня мы стремимся активизировать прямые взаимоотношения и повысить уровень обратной связи.

- Уже чего-нибудь добились?

- Да. На февраль получили гораздо больше заказов, чем планировали. Это результат состоявшихся встреч. Теперь они будут регулярными, и мы сможем более полно учитывать пожелания потребителей.

- Вы упомянули сотрудничество со Златоустовским металлургическим заводом, который больше других пострадал от кризиса. Шефство над ЗМЗ для вас проект политико-социальный или бизнес в чистом его виде?

- Это бизнес-проект. Он не несет сиюминутной выгоды, а в стратегической перспективе мы ждем от него серьезной отдачи. То, что сегодня там растут объемы производства и это позволяет нам расширять собственный рынок сбыта, говорит о многом. Если мы начинали с объема поставок на уровне 3 тысяч тонн в августе 2009 года, то сейчас мы имеем объем сбыта заготовки ЧМК на ЗМЗ около 35 тысяч тонн ежемесячно.

ЯПОНСКИЙ ПОДХОД К НОВОМУ

- Продаете за рубеж всего 19 процентов своего металла. Конкуренция с мировыми производителями вас, наверное, не особо задевает?

- Вопрос конкуренции для нас чрезвычайно актуален. Очень много игроков, продающих металл как внутри России, так и на мировых рынках. Мы изучаем процессы, которые происходят, принимаем все меры для того, чтобы не отстать, получить преимущества. Для этого и нужна модернизация производства, активная техническая политика.

- Комплекс непрерывного литья заготовки, запущенный в июле 2010 года, поможет конкурировать с теми же китайцами, европейцами?

- Безусловно. Сегодня, пока осваиваем технологию, не получили еще той отдачи от агрегатов, которую ожидаем через год-полтора. Но использование машины непрерывной разливки стали, безусловно, повысило качество нашего нержавеющего проката. И это в ближайшее время увидит потребитель.

- Эта машина действительно последнее слово мировой металлургии? Или через полтора года, когда ее полностью освоите, она уже устареет?

- Та технология, которая появилась у нас, отвечает всем современным требованиям. Наш агрегат достаточно совершенен и по многим параметрам лучше тех, что используются в России. Наверное, сегодня в мире есть более новые решения, но в настоящее время установленное на ЧМК оборудование является оптимальным для нашего комбината по большинству характеристик.

- А играть на опережение в модернизации мощностей отечественная промышленность способна? Или ей по силам внедрять лишь то, что уже известно иностранным конкурентам?

- Технические службы комбината нацелены «опередить время». Но важно решить: покупать технологию или агрегат, которые являются лишь опытным образцом и до конца не отработаны, или предпочесть уже отлаженное оборудование. Есть два подхода - немецкий и японский. Немцы стараются на свои автомобили поставить все новое, и их машины очень дорогие и не всегда надежные. Япония, наоборот, идет по проверенному пути. Каждое предприятие выбирает свою политику. При массовом производстве, каким и является металлургия, важнее ставить на надежность.

- К концу 2011 года ЧМК планирует запустить новый стан по производству рельсов для развития скоростных железнодорожных магистралей в России. В пределах Отечества челябинские металлурги будут вне конкуренции?

- Конкуренты тоже не дремлют. Кто окажется впереди и с какими преимуществами, покажет жизнь. Но мы ведем речь о производстве более длинных, стометровых рельсов, которые к тому же будут отличаться совершенно другими показателями твердости. Пока рельсы, выпускаемые предприятиями России, отстают от лучших мировых образцов.

- Кого, кроме РЖД, заинтересует продукция стана?

- Универсальный рельсобалочный стан помимо рельсов будет способен производить крупную строительную балку. Это направление очень перспективно. В России возводится большое количество инфраструктурных объектов. Думаю, производство крупной балки будет востребовано и в ближайшие годы увеличено. Мы намерены выпускать более пятисот тысяч тонн этой продукции ежегодно.

НАЧАЛЬНИК ЧЕРЕЗ ТРИ ГОДА

- Российская металлургия по производительности труда отстает от мировых лидеров на 15-20 процентов. Об этом в Челябинске В. Путин говорил.

- Думаю, наше отставание более существенно. Решить проблему можно, развивая сразу два направления. Первое - модернизация, внедрение новых агрегатов. Они позволяют, задействовав меньше людей, выпускать больше металла. Второе - совершенствование организационной структуры и оптимизация существующих бизнес-процессов на предприятии. Двигаясь одновременно по двум этим направлениям, мы смогли за два года поднять производительность труда на 17% и за счет этого на 2,5 тысячи рублей повысить зарплату каждому работнику комбината.

- Мы можем создавать передовые технологии в промышленных масштабах?

- Наверное, можем, но для этого нужны особые условия. Где такие условия создавались, там был успех. Примеры предыдущих десятилетий - освоение космоса и достижения в выпуске военной техники. Передовые наработки в других отраслях нам пока даются сложнее. Необходимо менять менталитет, а это невозможно в короткие сроки. Нужно создавать предпосылки к тому, чтобы было интересно и выгодно творить новое именно в России.

- Модернизация опирается на работников иной ментальности. Означает ли это слом традиций?

- Не думаю, что вопрос стоит именно так. Мы не можем отказываться от прошлого опыта, потому что на нем держится все производство. В то же время требуются новые подходы. И коллектив нового рельсобалочного цеха, его руководство будут созданы практически с нуля. Да, значительная часть работников перейдет из прокатного цеха № 3, на площадях которого возводится стан. Однако опыт работы - далеко не единственный и уж точно не главный критерий отбора. Будем учитывать объем реальных знаний и способность людей учиться. То есть металлурги должны применять свои наработки в контексте совершенно нового производства.

- Говорят, после кризиса на заводах некому будет работать. Вы уже столкнулись с нехваткой тружеников?

- Кадры высокой квалификации - дефицит во все времена. Сегодняшний день - не исключение. Строительство рельсобалочного стана проблему обострило. Квалифицированных людей требуется много. Кроме ЮУрГУ - традиционного поставщика молодых специалистов, - взаимодействуем с институтами Новокузнецка, Магнитогорска, Екатеринбурга. Если обычно к нам приходит до 90 молодых инженеров в год, то теперь мы должны эту цифру увеличить в три раза.

- Выпускники к работе готовы?

- Всегда требовалось время, чтобы доучить человека непосредственно на производстве. Мы это делаем и понимаем, что университет не может учесть все нюансы деятельности каждого предприятия. В ближайшие два года в учебном центре ЧМК значительно возрастет число обучающихся специалистов.

- Может быть, кадры лучше не в студенческой аудитории искать, а набирать со школьной скамьи? Все равно переучивать приходится.

- Абсолютно не согласен с таким подходом. Думаю, система образования, созданная в СССР, сохраняет хорошую основу. Ее нужно развивать как залог будущих успехов.

- Разве ее не разрушили?

- Возможно, она стала хуже. Но то, что создано десятилетиями, позволяет говорить о среде, где вырастают высокой квалификации специалисты, производственники, ученые. Нередко молодой специалист всего через три года после окончания вуза становится начальником смены. Это же о чем-то говорит.

ДЫШАТЬ, ПО СТАТИСТИКЕ, УЖЕ ЛЕГЧЕ

- Сергей Евстафьевич, воздух в Челябинске чище не становится. Это цена за успехи металлургов?

- Говоря об экологии, давайте руководствоваться не только ощущениями, но и официальными цифрами. На комбинате работа по сбережению окружающей среды идет серьезная. Результат очевиден: значительно сокращается количество выбросов в атмосферу. Если в 2007 году в воздух попадало 98 тысяч тонн веществ, то сейчас 68 тысяч. Общее снижение - тридцать процентов. И это при росте объемов производства! Что касается выбросов пыли, то в 2007 году мы имели 21 тысячу тонн, сегодня - 12 тысяч. Вдвое меньше. Эти цифры были достаточно стабильными в предыдущие годы, но с 2007-го, когда пошла серьезная модернизация, выбросы значительно уменьшились. Старая аглофабрика на каждую тонну агломерата выбрасывала в атмосферу пять-шесть килограммов пыли. У новой аглофабрики этот показатель в 15 раз ниже.

- А что с водой?

- В 2004 году имели порядка 30 тысяч тонн выбросов, сегодня меньше десяти тысяч. Все новые объекты, которые строим, имеют замкнутый цикл водоснабжения, и сбросов во внешние источники практически нет. Кроме того, в 2006-2008 годах мы проверили и отремонтировали все существующие очистные сооружения комбината.

- Одним словом, прогресс.

- Вопросов еще много. Производство ЧМК - самого крупного предприятия в Челябинске пока не может быть абсолютно идеальным с точки зрения экологии. Но улучшение есть. ЧМК в атмосферу выбрасывает втрое меньше загрязняющих веществ, чем автомобильный транспорт областного центра. За пять лет выбросы от автомобилей в разы увеличились, от Челябинского металлургического комбината во столько же уменьшились. Взаимодействие госорганов и предприятия предусматривают регулярный контроль экологической обстановки вокруг ЧМК. Этот контроль проходит ежемесячно. Каждый год проводятся комплексные проверки.

- А приходится отключать очистные сооружения, например, ради экономии?

- Для экономии мы этот рычаг не используем. Возникают проблемы из-за плохих метеоусловий, когда газ скапливается на территории Металлургического района. Это действительно есть. Тогда вступают в силу правила работы ЧМК в сложных метеорологических условиях. По определенным агрегатам снижаются объемы производства. Одним словом, ситуация лучше, чем вчера, но многое еще необходимо сделать, и мы работаем в этом направлении.

VK31226318